Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"
материал (старшая группа)

Лобанова Вера Владимировна

Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_lobanova_2022-2023_virtual_eks_otchet.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет работы по самообразованию

на  2022-2023 учебный год

ФИО: Лобанова Вера Владимировна

Специальность: Воспитатель детей дошкольного возраста

Образование: среднее профессиональное

Стаж работы: 2 года

КПК (за 3 года): 1.         «Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДО»,  ООО «Высшая школа делового администрирования» (72 часа) (Февраль 2022)

2.        «Реализация основной образовательной программы с детьми 3-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях», г. Москва (Февраль 2022)

Тема: Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой.

Цель: расширение знаний детей о Ханты-Мансийском автономном округе – Югре посредством проведения виртуальных экскурсий. 

Актуальность выбранной темы: Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов, который я решила использовать в ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.

Планируемые результаты:

1. Сформирование начальных представлений детей о родном округе – ХМАО-Югре;

2. Воспитание в них любови к родной природе, к городу, в котором живем;

3. Расширение кругозора детей о родном городе и крае на основе виртуальных экскурсий;  

4. Использование полученных знаний в ходе общения с взрослыми и сверстниками;

5. Формирование у детей способности выражать восприятие окружающего их мира.

План мероприятий

Сроки, этапы

Содержание работы

Результаты

Подготовительный этап

сентябрь 2022

1.Изучение и подбор литературы

2.Определение цели самообразования

3.Работа по поиску и отбору фото- и видеоматериалов

4.Определения техники ведения виртуальной экскурсии

5.Монтаж (создание) виртуальных экскурсий

6.Разработка и проведение диагностики для анализа знаний детей о ХМАО-Югре на начало и конец учебного года

1.Сформированная цель самообразования

2.Определение планируемых результатов

3.Готовые виртуальные экскурсии

4.Анализ знаний детей о родном округе на начало учебного года

Основной этап

Октябрь 2022

Растительный мир ХМАО-Югры

1.Растения нашего округа

2.Лекарственные растения

3.Растения, которые надо охранять

4.Съедобные и несъедобные грибы

Сформированные представления детей о растительном мире Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Ноябрь 2022

Животный мир ХМАО-Югры

1.Дикие животные лесов

2.Животные-помощники

3.Жители водоемов

4.Животные Красной книги

Сформированные знания у детей о животном мире Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Декабрь 2022

Коренные малочисленные народы ХМАО-Югры

1.Быт и традиции ханты и манси

2. Промысел: оленеводство, рыболовство, охота

2.Народные праздники

3.Фольклор

Сформированные представления детей о жизни коренных малочисленных народов Севера – ханты и манси

Январь 2023

Югра зимой

1.Традиции празднования зимних праздников в нашем округе

2.Зимние виды спорта в Югре

3.Чем занимаются дети и взрослые зимой

Сформированные представления детей о зимних занятиях людей, проживающих в ХМАО-Югре

Февраль 2023

Моя малая Родина – Урай

1.Прошлое города Урай

2. Символика города

3. Достопримечательности города

4.Чем занимаются люди в нашем городе

Сформированные представления детей о родном городе Урае: его достопримечательностях, символике, занятиях людей

Март 2023

Столица ХМАО-Югры –

Ханты-Мансийск

1.Путешествие по столице ХМАО-Югры

2.Археопарк

3.Этнографический музей-заповедник «Торум Маа»

4. Центр зимних видов спорта им. Александра Филипенко

Сформированные знания детей о столице ХМАО-Югры – городе Ханты-Мансийске

Апрель 2023

Город Сургут

1.Путешествие по городу Сургуту, его символика

2.Парк научных развлечений «Экспериментикум»

3.Экскурсия по Русскинскому музею природы и человека

Сформированные представления детей о городе Сургуте – крупнейшем городе ХМАО-Югры

Заключительный этап

Май 2023

1.Проведение диагностики детей для анализа знаний о ХМАО-Югре на конец учебного года

2.Анализ и обобщение итогов самообразования

3.Оформление и публикация материалов  по теме самообразования  на личном сайте и в Интернет-сообществах

Подведение итогов по реализации самообразования

Итоги работы:

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогли разнообразить такие формы и приемы работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволило сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.

В своей работе я использовала  несколько способов для создания и проведения виртуальных экскурсий, такие как использование геоинформационных систем (яндекс-карты, Google Earth), использование готовых виртуальных экскурсий в интернете, создание презентаций и видеороликов. Своим опытом я поделилась с коллегами и создала онлайн-памятку https://disk.yandex.ru/i/eZLi8s2BsLFEDA

Чтобы выявить эффективность данного метода я разработала диагностическую карту (приложение 1), с помощью которой стало возможно отследить знания детей на начало и конец учебного года, которые представлены на рисунке 1. Видна положительная динамика.

Таким образом, можно утверждать, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире, и тем самым формирует предпосылки к развитию естественнонаучной грамотности.

Рисунок 1 – динамика развития знаний детей на начало и конец учебного года

Приложение 1

Диагностическая карта для определения уровня знаний детей о родном крае

Старшая группа

  1. Как называется наш регион и его столица?

2 балла – назвал и регион и столицу

1 балл – назвал или регион, или столицу

0 баллов – не назвал ничего

  1. Найди символику нашего округа из предложенных

2 балла – нашел быстро

1 балл – были затруднения в выборе

0 баллов – не смог определить

  1. Как называется наш город?

2 балла – назвал быстро

1 балл – были затруднения

0 балл – не смог назвать

  1. Найди городскую символику из предложенных

2 балла – смог быстро определить

1 балл – были затруднения

0 баллов – не смог определить

  1. Найди достопримечательности нашего города

2 балла – быстро нашел и назвал достопримечательности

1 балл – были трудности в определении и названии

0 баллов – не смог определить

  1. Какие животные живут в нашем лесу?

2 балла – назвал  и более животных

1 балл – назвал до 5 животных

0 баллов – не смог назвать ни одного

  1. Какие растения растут в наших краях?

2 балла – назвал 5 и более растений

1 балл – назвал до 5 растений

0 баллов – не назвал ни одного

  1. Какие коренные народы севера живут у нас в Югре?

2 балла – назвал быстро без подсказки

1 балл – были трудности

0 баллов – не смог назвать ни одного

  1. Чем занимаются ханты и манси?

2 балла – назвал три основных вида занятий (рыболовство, охота, оленеводство)

1 балл – были трудности, сказал с подсказкой

0 баллов – не назвал ни одного

  1. Какие города нашего округа ты знаешь?

2 балла – смог назвать 3 города

1 балл – назвал 1, или остальные с подсказкой

0 баллов – не назвал ни одного

Оценка результатов диагностики

14 б. – 20 б. представления сформированы

8 б. - 13 б. частично сформированы

7 б. и менее не сформированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»

Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом....

Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...