Личностно-ориентированные технологии в дошкольной образовательной организации (ДОО)
презентация к уроку (младшая группа)
Личностно-ориентированные технологии являются эффективным средством адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации, они реализуют принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. - гуманистическая направленность содержания деятельности ДОО; - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка; - приоритет личностных отношений; - создание условий для развития личности воспитанников; - индивидуальный подход к воспитанникам Задачи личностно –ориентированной технологии:
Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты для этого. Особенности личностно-ориентированной технологии. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.)
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны: - игры, занятия, спортивные мероприятия; - беседы, наблюдения; - экспериментальная и проектная деятельность; - упражнения, гимнастика, массаж; - этюды, предметные и ролевые игры; - конкурсы и выставки детского творчества. Приемы личностно-ориентированного взаимодействия: - прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы; - прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе; - прием «Отвлечение» направлен на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах: - принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть); - принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности...); - принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности); - принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности); - принцип творчества и успеха . Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; - принцип доверия и поддержки . Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: Гуманно-личностные технологии Технология сотрудничества
Гуманно-личностные технологии , отличаются своей гуманистической сущностью, психологической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Снять психологическое напряжение помогает грамотно подобранная развивающая среда, мягкая мебель в групповой комнате, комнатные широколистные растения, украшающие помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы. Все это также способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Созданная в нашей ДОО, в первой младшей группе игровая предметная среда, является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей мы (воспитатели) формируем игровую позицию, соответствующую принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Отобразительные игры, например, «Кукла заболела», «Угостим куклу обедом», «Строим домик для щенка», «Магазин» и т.д. - помогают детям, в доступной для своего возраста форме, приобрести знания об окружающем мире, о поступках, чувствах и поведении человека в различных ситуациях, о профессиях, которыми может овладеть человек и о многом другом. Образовательная деятельность проводится нами (воспитателями) в игровой форме с применением наглядного материала. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы (воспитатели) работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» . Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, развлечения) .
Виды личностно-ориентированных технологий: Исследовательская – основной особенностью этой технологии является самостоятельное исследование материала. Коммуникативная (дискуссионная). Характерностью этой технологии является присутствие дискутирования, характеризующегося разными взглядами по изучаемому вопросу, сравнением их, искание за счет рассмотрения правильной точки зрения. Имитационного моделирования. Особенностью этой технологии есть моделирование основных и очень важных профессиональных проблем в образовательном процессе и поиск способов их разрешения. Деятельностная. Особенной стороной этой технологии есть умение обучающегося рассчитывать намеченное действие, быть его субъектом. Рефлексивная. Свойственной стороной этой технологии является понимание ребёнком работы: того каким путём получен успех, какие при этом появлялись проблемы, как они были ликвидированы, и что он испытывал при этом.
Результат использования личностно-ориентированных технологий – становление ребенка как личности. Это предполагает : -развитие доверия ребенка к миру, чувства радости (психологическое здоровье); -формирование начал личности (базис личностной культуры) -развитие индивидуальности ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Здоровьесберегающие ㅤ технологии ㅤ в ㅤ дошкольной ㅤ образовательной ㅤ организации
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательной организации...
«Современные технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи»
Процесс вхождения России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными у...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»
Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...
Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"
Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...
Публикация в электронном сборнике лучших практик по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа
https://riro.yanao.ru/presscenter/news/189331/https://riro.yanao.ru/upload/uf/acd/1uedrv6yaqea4h7pgbg7e9cjywth33cg/Sbornik-DOT.pdf...