Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
материал
Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_doo.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательной деятельности в ДОО: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровье ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
В зависимости от разработанной основной образовательной программы дошкольного образования, материально-технического оснащения, организации здоровьесберегающей среды, профессиональной компетентности педагогических работников, а также показателей заболеваемости воспитанников каждое конкретное ДОО выбирает здоровьесберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.
В МАДОУ «Детский сад № 6» педагогические работники в работе с детьми применяют здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий и между занятиями 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде подвижных игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой и всей группой. Ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми нарушениями. Проводится в любой отрезок времени | Воспитатели, специалисты |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Воспитатели, специалисты |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Комплексы физических упражнений | Воспитатели |
Физкультурные минутки | Во время занятий 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Комплексы физических упражнений | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в спортивном зале, группе, на улице, начиная с раннего возраста. | Занятия проводятся в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, по которой работает ДОО. | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в физкультурном зале, в группе | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
Физкультурные досуги, праздники | Физкультурный праздник -один раз в месяц; физкультурный досуг – один раз в месяц | В соответствии с планом работы | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию |
3. Коррекционные технологии | |||
Психогимнастика | Один раз в неделю | Занятия проводятся по специальным методикам | Педагог-психолог |
Элементы сказкотерапии | Как часть занятия по подготовке детей к школе | Коррекция мотивационно-личностной сферы | Педагог- психолог |
Артикуляционная гимнастика | Индивидуально, с подгруппой, со всей группой. Ежедневно | Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка. При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. | Воспитатели, учитель-логопед |
Технологии коррекции поведения | Один раз в неделю. Старший дошкольный возраст | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Педагог- психолог |
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя дошкольной образовательной организации.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...
статья Здоровьесберегающие ㅤ технологии ㅤ в ㅤ дошкольной ㅤ образовательной ㅤ организации
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательной организации...
Научно-практический семинар "Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации: теория и практика" 2017 г.
Белозёрова Людмила Николаевна, инструктор пофизической культуре МДОУ № 56, приняла участие в научно-практическом семинаре "Здоровьесберегающая среда в дошкольной организации: теория и практ...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека....
Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений Тема: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Деловая игра...
Публикация в электронном сборнике лучших практик по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа
https://riro.yanao.ru/presscenter/news/189331/https://riro.yanao.ru/upload/uf/acd/1uedrv6yaqea4h7pgbg7e9cjywth33cg/Sbornik-DOT.pdf...