Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности
методическая разработка
Опыт работы представлен в теоретической и практической части, содержит в себе основные аспекты работы с детьми в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 83.11 КБ |
prilozhenie.docx | 38.85 КБ |
opyt_raboty_frolysheva.pptx | 577.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорск
Обобщение опыта на тему:
«Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности»
Воспитатель: Фролышева М.С.
1 квалификационная категория
г. Мончегорск
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая информация о педагоге………………………………………………………………………..3
2. Введение………………………………………………………………………………………………………….4
3. Условия возникновения, становления опыта ……………………………………………………... 5
4. Актуальность опыта ……………………………………………….. ………………………………….6
5. Ведущая педагогическая идея ………………………………………………………………………....7
6. Теоретическая база опыта …………………………………………………...........................................8
7. Новизна опыта ………………………………………………………….................................................10
8. Технология опыта ……………………………………………………………………………………....12
9. Работа с родителями…………………………………………………………………………………….17
10.Результативность опыта………………………………………………………………………………..21
11. Адресная направленность ………………………………………………….........................................23
12. Диссеминация опыта………………………………………………………………………………….24
13.Заключение…………………. ………………………………………………………………………….25
14. Библиографический список ………………………………………………………………………..26-27
1.Фамилия Фролышева
2.Имя Марина
3.Отчество Сергеевна
4. Образование Высшее, Мурманский Государственный педагогический Институт (Университет) МГПУ (МАГУ) – 2002г. специальность: педагог – психолог
(что и когда окончил, специальность)
5.Должность Воспитатель
6.Педагогический стаж 22 года
7. Первая квалификационная категория (2019 г)
Дата | Тема повышения квалификации |
01.03.2020 | «Воспитатели России. Актуальные проблемы дошкольного образования», г. Москва «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» |
Награждения:
Нагрудный знаком «За усердие и пользу» приказ № 65 от 20 апреля 2007г.
Почетной грамотой Управления образования «за добросовестный труд, профессионализм и творчество в воспитании и обучении подрастающего поколения» приказ от 05.02.2021г. № 62 УО г. Мончегорска
ВВЕДЕНИЕ
«Порыв к творчеству может также легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи»
К.Г. Паустовский
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Условия возникновения, становления опыта
Опыт формировался в условиях МАДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Благодаря применению в совместной и образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ежегодно, я составляла свой образовательный маршрут и разрабатывала перспективный план работы на различные возрастные группы. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Е.А. Немешаева «Художества без кисточки», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Колдиной Д.Н. «Рисование, лепка и аппликация с детьми» и опытом работы других педагогов в этом направлении через интернет ресурсы, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
- Сформировать у детей технические навыки изобразительной деятельности.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках, поделках используя различные техники изобразительной деятельности.
- Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционными формами изобразительной деятельности.
А также выдвинула следующую гипотезу: Предполагаю, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста и повысит интерес к изобразительной деятельности.
Актуальность опыта
«Каждый ребенок – художник.
Трудность в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста»
П. Пикассо
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение различным техникам изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе занятия изобразительной деятельностью у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети любят заниматься различной изобразительной деятельностью. А это значит, что в дошкольном возрасте эти занятия должны быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. В изобразительной деятельности, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
С самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми образы и «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками, выполняют простейшие поделки из пластилина, и простейшие аппликации.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки изобразительной деятельности традиционная способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности и собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющимися место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной.
Ведущая педагогическая идея
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение в сферу дошкольного воспитания детей.
Многие педагоги и психологи отечественные и зарубежные подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени.
К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.
Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Теоретическая база опыта
Дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников общего творческого отношения к окружающему миру.
Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или, наоборот, определяет развитие по готовым, проторенным схемам. И в этом аспекте было бы неправильно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества. Но это не ведет к развитию истинного творчества, формированию творческой личности.
Рисование интересный и полезный вид деятельности, который всегда считался эффективным способом обучения детей.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.
Эта деятельность тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, поделкой дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способов изображения, выразительными средствами рисунка.
Надо ли обучать детей техникам изобразительной деятельности? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков изобразительной деятельности, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2
8. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
9. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Новизна опыта
Заниматься изобразительной деятельностью дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе творческой деятельности испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования, лепки, аппликации. Предлагают карандаш, кисти и краски, пластилин, бумагу. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький «мастер» тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».
Способы изобразительной деятельности — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины.
Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно «ограничиться» крыльями красивой птицы.
Новизна опыта состоит в том, что бы через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в качестве основных форм проведения совместной деятельности в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности зачастую использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий. На мой взгляд, их использование, возможно, взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
Многие виды нетрадиционных техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия изобразительной деятельностью очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Технология опыта.
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка. Опираясь на их опыт, лучшие педагоги во главе с Н. Л. Гродзенской и др., продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство - занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.
В связи с этим встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., нашлось много интересных идей, которые соединившись с моими и определили цели, задачи, средства их достижения.
Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
- Проанализировать современное состояние вопросов развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
Задачи в работе с детьми:
- - Развивать воображение и творческие способности детей.
- - Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- - Побуждать ребенка экспериментировать.
- - Поощрять и поддерживать творческие находки.
- - Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- - Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- - Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
- - Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- - Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Существует много нетрадиционного техник изобразительной деятельности, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Применением нетрадиционных материалов и техник в изо-деятельности, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В основу опыта положены обще-методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
В соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработано примерное перспективное планирование по изо-деятельности в младшей – средней группе (Приложение№1). В опыте значима интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обучение с помощью нетрадиционных техник изодеятельности происходит поэтапно, от создания отдельных предметов к созданию сюжетных эпизодов и композиций;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Для успешной реализации работы в данном направлении необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. В группе организован уголок изо- деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры. восковые мелки различной формы и фактуры, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры, зубные щётки , поролон, пробки, катушки, свечи, природный материал, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках.
Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками изо-деятельности начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.
Позднее учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими, синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. Детям очень нравится этот способ рисования.
В работе использовали рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: "Овощная тарелка", "Осенние фантазии", и др.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
Учили детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту, технику, используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. На ГМО руководителей изостудий мы с детьми использовали эту технику, рисуя пушистых зайчат по рассказам Е,И Чарушина - ООД «Пушистые зверята Е.И. Чарушина».
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А, можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
В работе использовались такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Для занятий старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Необходимо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Для них проводились консультации и беседы, открытые занятия, мастер – классы, развлечение. Дети всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
Работа с родителями
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Я уверена, что каждый успех детей в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым воспитанник имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
- Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
- Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
- Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
- Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с родителями.
Применяемые формы работы с родителями:
- проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- педагогические беседы с родителями;
- тематические консультации;
- организация ―уголков для родителей‖;
- мастер-классы.
- оформление выставок.
- работа с родительским активом группы.
Предварительная работа:
- Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.
- Составить анамнез семьи, социальный паспорт.
В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
- Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негатив- но повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления работы с родителями по реализации опыта
Консультативно-рекомендательная работа.
Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада. В нашем детском саду этой информации уделен целый стенд раздевалки.
Просветительная работа.
В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического воспитания (например, «Фигурки из проволоки», «Что нужно художнику?», «Кони расписные», «Составь натюрморт», «Морское дно»и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Кроме всего этого, я использую специальные памятки, брошюры.
Практические занятия с родителями.
Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Очень интересными для родителей являются мастер классы, которые я проводила и как часть родительского собрания, и как отдельное самостоятельное мероприятие. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.
Совместная работа родителей и детей.
- Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и тематические праздники в детском саду.
- Посещение родителей с детьми выставок работ художников в музее камня; походы в лесопарковую зону.
- Совместная помощь родителей и детей в изготовлении праздничных костюмов, украшении группы и участка к праздникам; изготовлении поделок к конкурсам.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
Результативность опыта
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.
Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам изодеятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Творчество детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. В начале каждого учебного года проводилась диагностика, а так же в середине выборочное диагностирование. Диагностическое задание было предложено детям средней группы в количестве - 5 человек из каждой группы с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития творческих способностей, при отсутствии детей с низким уровнем освоения на момент выпуска. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их, а также повысился интерес к изобразительной деятельности, что подтверждает выдвинутую мной гипотезу
Младшая группа (2017-2018 уч.год):
Начало года | Конец года | |
низкий | 68 % | 10 % |
средний | 32 % | 44 % |
высокий | - | 46 % |
Средняя группа (2018-2019 уч. год):
| Начало года | Конец года |
низкий | 37% | 7% |
средний | 43% | 50% |
высокий | 20% | 43% |
Старшая группа (2019-2020 уч. год):
| Начало года | Конец года |
низкий | 30 % | 9 % |
средний | 50 % | 45 % |
высокий | 20 % | 46 % |
Подготовительная группа(2019 -2021 уч. год):
| Начало года | Конец года |
низкий | 20 % | - |
средний | 63 % | 54 % |
высокий | 17 % | 46 % |
Адресная направленность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Диссеминация передового педагогического опыта
- В рамках конкурса «Грани творчества» НОД изобразительная деятельность в нетрадиционной технике эбру «Золотая Хохлома»
- Выступление на методическом часе в ДОУ, апрель 2021 года: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
- Проведение мастер- класса для педагогов «Морское дно» в рамках ГМО изо-руководителей «Эбру, удивительный мир красок на воде» - март 2022г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствовало развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста и повысило интерес к изобразительной деятельности.
Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет воспитанникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Библиографический список
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
- Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
- Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.
- «Эбру. Приемы и пошаговые инструкции создания рисунков на воде в технике эбру» Майя Мария
- Методическая статья «Техника эбру – радость творчества» -
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/11/27/metodicheskaya-statya-tehnika-ebru-radost-tvorchestva - Исследовательская работа: «Эбру – танцующие краски на воде»
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fissledovatelskaya-rabota-ebru-tancuyuschie-kraski-na-vode-3296454.html&cc_key= - Опыт работы по использованию нетрадиционной техники рисования Эбру в развитии творческих способностей дошкольников – Минаева Марина Игоревна https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-minaeva/yebru-kak-faktor-aktualizaci-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Примерное перспективное планирование по рисованию в младшей и средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования.
Месяц | №п\п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
2 | "Картинки для наших шкафчиков" | Работа с трафаретом. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности стр.43 | |
3 | "Осень в лесу" | Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, изображать листья пальчиками. | Конспект | |
4 | «Любимый овощ» | Работа с трафаретом. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | Конспект | |
Октябрь | 5 | «Яблоко спелое, красное, сладкое» | Манка + гуашь | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.46 |
6 | «Моя семья» | Волшебные веревочки | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35 | |
7 | «Кисть рябины, гроздь калины» | Рисование пальчиками | Учить изображать ягоды пальчиками. | Конспект | |
8 | «Ковер» | Оттиск печатками + поролон | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51 | |
9 | «Листья» | Отпечаток листьями | Познакомить с одним из способов рисования - отпечаток листьями. Развивать изобразительные навыки и умения | Конспект | |
Ноябрь | 10 | «Красивая скатерть» | Оттиск печатками | Учить рисовать несложный цветочный орнамент. Развивать чувство ритма. | Конспект |
11 | "Дорога для автомобилей" | Волшебные веревочки | Учить рисовать методом рисования с помощью разноцветных веревочек. | Конспект | |
12 | «Перчатки» | Рисование ватной палочкой | Закреплять умение детей рисовать ватной палочкой - метод тычка, развивать изобразительные навыки и умения. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99 | |
13 | «Рябиновая ветка» | Рисование пальчиками, ватной палочкой | Учить изображать ветку ватной палочкой, ягоды пальчиками. | Конспект | |
Декабрь | 14 | «Пароход» | Восковые мелки + акварель | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43 |
15 | "Светофор" | Разные | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Конспект | |
16 | «Перчатки» | Рисование ватной палочкой | Закреплять умение детей рисовать ватной палочкой - метод тычка, развивать изобразительные навыки и умения. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99 | |
17 | "Наша елочка" | Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Конспект | |
Январь | 18 | «Снеговики в шапочках и шарфиках» | Рисунки из ладошки | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. |
19 | «Кто-кто в рукавичке живет» | Работа со знакомыми техниками | Самостоятельно использовать знакомые техники. Развивать координацию движения рук. | Конспект | |
20 | «Мишка и мышка» | Оттиск пробкой, печатками из картофеля, яблока | Упражнять в комбинировании разных техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста стр. 119 | |
Февраль | 21 | «Кошка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. |
22 | «Храбрый петушок» | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов. | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.64 | |
23 | "Танк" | Оттиск пробкой, печатками из картофеля, яблока | Упражнять в комбинировании разных техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста стр. 119 | |
24 | «Ранняя весна» | Монотипия пейзажная | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71 | |
Март | 25 | «Красивая салфетка» | Оттиск пробкой и печатками | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста стр.124 |
26 | «Красивые цветы» | Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Конспект | |
27 | «Бабочка» | Монотипия | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать, на другой получать его отражение. Половину листа протирать губкой. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.69, 71 | |
28 | «Матрешки» | Оттиск печатками | Познакомить с матрешками. Развивать цветовосприятие. | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.63 | |
Апрель | 29 | «Пестрые ткани» | Оттиск печатками | Учить рисовать несложный цветочный орнамент. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Конспект |
30 | "Мой город. Башня" | Монотипия | Закреплять умение в работе использовать различные техники рисования для более полной передачи образа предмета или явления | Конспект | |
31 | «Звезды Кремля» | Работа с трафаретом. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. | Конспект | |
32 | «Ягоды в кузовке» | Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Конспект | |
Май | 33 | «Радуга-дуга, не давай дождя» | Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Конспект |
34 | «Праздничный салют над городом» | Восковые мелки + акварель | Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48 | |
35 | «Одуванчики в траве» | Тычок жесткой полусухой кистью + манка | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения | Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 40 | |
36 | По замыслу. | Различные | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
Приложение № 1
Конспект занятия по рисованию
с применением нетрадиционных техник рисования
(печать листьев)
на тему: "Осень в лесу"
.
Цели:
- Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
- Ознакомить с новым видом изобразительной техники - "печать растений".
- Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
- Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях; наблюдения за осенней природой.
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог предлагает детям послушать сказку о листочке.
- ребята, а вы знаете, как называются осенние явления когда опадают листья? (Ответы детей)
- А почему дерево сбрасывает листья осенью?
Педагог уточняет и дополняет ответы детей читает стихотворение "Листопад" Ю. Капотова.
- Осень листья становятся разных цветов и это во многом зависит от погоды. Сегодня я хочу предложить вниманию репродукцию картины художника И. Левитана "Золотая осень" (рассматривание картины).
- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых листа.
Дети совместно с педагогом рассматривают листья и выбирают понравившийся.
- Сегодня мы будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листочки - мы будем ими печатать.
Педагог показывает технику выполнения и предлагает детям самим попробовать выполнить работу.
Дети самостоятельно выполняют работу.
- У нас получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листочки - отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такой образ деревьев.
Демонстрация на доске или мольберте готовых работ.
Приложение № 2
Конспект занятия по рисованию в средней группе
с применением нетрадиционных техник рисования
(пальчиковая живопись) на тему: "Ветка мимозы"
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «ветка мимозы»
Задачи:
1)создать условия для развития ориентировки на листе бумаги;
2) создать условия для формирования навыков нетрадиционного рисования;
3) создать условия для совершенствования техники владения кисточкой.
Предварительная работа:
Читали стихи о маме, о цветах; разгадывали загадки; просматривали иллюстраций.
Словарная работа:
Мимоза, отпечаток, вокруг, бутоны.
Оборудование:
Картинки по теме «Мамин праздник»; рисунок «Мимозы»; листы бумаги; краски; баночки с водой; салфетки.
Ход НОД:
(Звук плача)
В: Ребята вы слышите, кто-то плачет? Кто же это? Давайте поищем!
В: Кто это? Мишка очень расстроен, скоро праздник мамы, а у него нет подарка, и он не знает что делать! (советы детей).
В: Правильно нужно Мишке помочь! А как помочь?
В: А вы сделали подарок мамам? Ребята, а что мамы любят больше всего получать в подарок?
В: А какие цветы вы знаете? Что же нам сделать в подарок маме?
В: Ребята, а давайте сегодня попробуем порисовать без кисточек? А как я вам сегодня покажу!
В: Посмотрите, кто знает, что это за цветок? Это мимоза! Сегодня мы постараемся её нарисовать! Но сначала нам нужно немного размяться!
Физ. минутка
«Мама»
Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, (далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать ,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
В: Хорошо! А теперь присаживайтесь за столы. У каждого на столе есть листы, гуашь, но нет кисточки, как же нам рисовать?
В: Правильно мы сегодня будем рисовать пальцами! Перед вами зелёная краска, для чего она нам нужна? Правильно мы нарисуем стебелёк и листики, а жёлтая краска? Правильно мы нарисуем бутоны мимозы!
Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь)
В: Ребята, какие вы молодцы, надеюсь теперь мишка справится сам и сможет, как мы нарисовать подарок маме!
Итог:
- Что вы сегодня рисовали?
- Что было трудно сделать?
- А для кого мы рисовали веточку мимозы?
- В честь какого праздника мы подарим маме цветы?
В: Молодцы ребята, мамы будут очень рады вашим цветам. Ведь мы очень старались!
Выставка работ.
Приложение №3
Виды нетрадиционных техник рисования
«Пальцевая живопись»
(краска наносится пальцами, ладошкой).
В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Пальцы тут же вытираются влажной салфеткой.
«Рисование ладошкой»
Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге. (можно раскрасить ладонь в разные цвета)
«Монотипия»
(отпечатка).
Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
«Рисование пальчиками»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование свечой»
Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.
«Рисование на мокрой бумаге»
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
«Набрызг, рисование зубной щёткой»
Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.
«Тампонирование»
Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…
«Рисование жёсткой кистью»
Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
«Восковые мелки + акварель»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Рисунок на мятой бумаге.
Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
«Цветные ниточки».
Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
Трафарет.
Вариант 1.Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.
«Свеча + акварель»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
«Отпечатки листьев»
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
"Учимся делать фон"
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Приложение №5
Ресурсное обеспечение:
1.Информационные:
- Фото-видео материалы;
- библиотечный фонд.
2.Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3.Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о нетрадиционных техниках рисования;
- подбор картинок по данной теме.
4. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат.
5. Материальное оснащение:
1. Листы бумаги разной фактуры и размера;
2. Краски: пальчиковые, гуашь, акварель;
3. Восковые мелки;
4. Цветные карандаши и простой карандаш;
5. Кисточки разного размера, жесткая кисть;
6. Баночки для воды, тряпочки;
7. Паралоновые губки;
8. Тычки (сделанные самими);
9. Зубная щетка;
10. Восковые свечи;
11. Трафареты разной формы и на различные темы;
12. Ватные палочки;
13. Контейнеры для краски при рисовании ладошкой или пальчиком;
14. Овощи (картошка, морковь и др. твердые овощи), пробки для работы со штампами;
15. Листы бумаги тонированная в другие цвета;
16. Образцы работ;
17. Соль, манка и другие виды крупы
18. Природный материал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность опыта Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
гипотеза: Предполагаю, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста и повысит интерес к изобразительной деятельности.
Новизна опыта Новизна опыта состоит в том, что бы через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в качестве основных форм проведения совместной деятельности в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире. Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи в работе с детьми: Развивать воображение и творческие способности детей. Обогащать и расширять художественный опыт детей. Побуждать ребенка экспериментировать. Поощрять и поддерживать творческие находки. Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства. Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
В основу опыта положены обще-методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Критерии, которым должны отвечать нетрадиционные техники рисования: быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа, знакомить с новыми приемами работы, Развивающие Технологии развивающие технологии: личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации); коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря); игровые (оригинальность сюжета, мотивация); педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Предметно развивающая среда
Обучение с помощью нетрадиционных техник изо-деятельности происходит поэтапно, от создания отдельных предметов к созданию сюжетных эпизодов и композиций; от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов и композиций в нетрадиционной технике рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; рисование ватными палочками тычок жесткой полусухой кистью рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; оттиск печатками из картофеля; рисование мятой бумагой; набрызг волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: техника эбру ; рисование зубочисткой рисование мыльными пузырями; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; рисование нитками пластилинография .
Работа с родителями Применяемые формы работы с родителями: проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний; педагогические беседы с родителями; тематические консультации; организация ―уголков для родителей‖; мастер-классы. оформление выставок. работа с родительским активом группы. Предварительная работа: Разработка и проведение анкетирования родителей, обработка анкет.
Результативность опыта
«Радость необходима для творчества» - Эдвард Григ
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, с использованием нетрадиционных технологий изобразительной деятельности (лепка) на тему: «Подарок маме» для воспитанников младшей группы
Лепка с использованием не традиционных технологий изобразительной деятельности "Подарок маме"...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, с использованием нетрадиционных технологий изобразительной деятельности (лепка) на тему: «Подарок маме» для воспитанников второй младшей группы
Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему : "Подарок маме"...
Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...
Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...
Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности
Опыт работы педагога ДОУ в направлении художественно-эстетического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие ребёнка — многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к о...