конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Космические приключения друзей"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Космические приключения друзей»
Цель: расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о космосе
в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать и расширить представление детей о космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах.
Обогащать словарный запас.
Развивающие:
Развивать у детей навыки экспериментирования.
Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования.
Развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний.
Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.
Воспитание активности, умения работать в коллективе.
Материалы и оборудование: распечатанные буквы К,О,С,М,О,С, карточки (солнце, планеты солнечной системы, Ю.А. Гагарин, В. Терешкова, скафандр, невесомость), лампа настольная, глобус, стакан с водой, крахмал, йод, тиосульфат натрия, молоко, лист бумаги, свеча, прозрачная емкость с водой, краситель темного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. Но, чтобы узнать куда мы отправимся нужно расшифровать шифровку. Ребята перед вами лежат буквы, из которых вам нужно составить слово и узнать куда же мы отправимся. (На ковре лежат буквы в разброс - детям нужно составить слово «КОСМОС»).
Дети составляют слово, при необходимости воспитатель помогает.
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? Правильно, мы сегодня с вами отправляемся в космическое приключение. Вы готовы? Тогда отправляемся!
На чем мы будем путешествовать? Правильно, на ракете!
Но прежде чем нам отправиться в космос необходимо пройти теоретическую подготовку.
«Теоретическая подготовка»
1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)
4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
6. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
7. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)
8. Специальный костюм космонавта (скафандр)
Воспитатель: Замечательно, вы показали хорошие знания можно лететь к звездам.
Физкульминутка «Полет на ракете»
А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх)
Улетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты)
На носки поднимись, (Подняться на носки)
А потом руки вниз (Руки вниз)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх)
Воспитатель: Наша первая остановка – Солнце.
-Солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток
Опыт 1 «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим с вами в иллюминаторы.
Опыт 2 «Выход в открытый космос»
(На столе стоит стакан с водой, добавляем в него крахмал, вода становится беловатой)
Воспитатель: Это облака в нижнем слое Земли. Сейчас наша ракета проходит через тропосферу. Мы поднимаемся выше и попадаем в стратосферу, где начинается безвоздушное пространство.
( Добавляем йод и размешиваем, получается темный раствор.)
Воспитатель: Впереди у нас космос, безграничный, темный, манящий. Наша ракета летала по космосу, пока вдруг иллюминаторы не озарил яркий свет, мы приближаемся к огромной звезде.
(Добавляем в раствор тиосульфат натрия, жидкость становится белой).
Воспитатель: Ребята, а что это за звезда, как вы думаете? Правильно это Солнце. Наша система называется солнечной, потому что все планеты вращаются вокруг него. Чтобы нам рассмотреть солнечную систему, необходим специальный прибор, но какой это прибор мы узнаем расшифровав тайное послание.
Опыт 3 «Тайное послание»
Воспитатель показывает лист бумаги, на котором молоком написано слово ТЕЛЕСКОП.
Воспитатель: Ребята, вы видите, что написано на листе? Нет, потому что послание написано молоком и мы не можем увидеть надпись. Но расшифровать это послание нам поможет свеча.
Воспитатель зажигает свечу и держит лист над пламенем на расстоянии 5-8 см, медленно двигая из стороны в сторону, огонь не должен находится на одном месте более 2 секунд. В процессе нагревание буквы начинают темнеть и проявляться.
Воспитатель: Ребята, какое слово мы видим в послании? Правильно ТЕЛЕСКОП. При помощи телескопа мы сможем рассмотреть планеты солнечной системы.
Опыт 4 «Космический телескоп»
Ставим на стол прозрачную емкость с водой окрашенную в темно-синий или черный цвет и картинкой, прикрепленной ко дну внешней стороны, даем ребенку стеклянный стакан.
Воспитатель: перевернутый стакан необходимо опустить вертикально вниз и рассмотрим космическое пространство. Аккуратно передвигаем перевернутый стакан по воде и рассматриваем, что же там находится. Правильно это планеты солнечной системы. Ребята давайте найдем нашу планету. Вот она 5 планета солнечной системы-Земля!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться на Землю.
Физкультминутка «Возвращение на Землю».
Раз, два – стоит ракета.
(Руки вытянуты вверх).
Три, четыре - самолёт.
(Руки в стороны).
Раз, два- хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши).
А потом на каждый счёт
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре –
(Хлопаем в ладоши).
Руки выше, плечи шире
(Руки вверх - вниз).
Раз, два, три, четыре –
(Хлопаем в ладоши).
И на месте походили
(Шагаем на месте).
Вот и мы и дома.
Воспитатель: Ребята, вот мы и дома. Наше путешествие подошло к концу, вам было интересно? Кто узнал, что новое для себя? Какой опыт вам понравился больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Я фокусничаю!» (предназначен для проведения занятия родителями для своих детей в домашних условиях)
Беседа о фокуснике и фокусах. Проведение родителями эксперементальных опытов в домашних условиях со своими детьми...