Мастер-класс для воспитателей "Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_metod_modelirovaniya_v_ekologoicheskom_vospitanii.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Например, взаимосвязи между растением и водой, светом, влагой. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование , которое делает общение детей с природой более доступным и наглядным.
Цель : Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Задачи : - Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать; - Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства; - Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
Моделирование – это …. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей . Доступность метода моделирования определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .
Модели : Предметные модели . Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Например, аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).
Предметно-схематические модели . В них некоторые признаки представлены в виде предметов-макетов. Например, цвет листьев в виде полосок бумаги разного цвета, для характеристики поверхности листьев бумажные полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.)
Графические модели . Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды.
Процесс овладения навыками моделирования имеет несколько этапов: Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными; Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу; Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно ребенок учится создавать достаточно сложные модели.
Требования к экологическим моделям: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов ; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми , чтобы она была им понятна.
Игра «Когда это бывает?» Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, оранжевые – осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Кто скажет, кто знает, Зовут меня ….(зима)
Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (весной)
Урожай собирают, В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Когда это бывает? (летом)
Четыре раза в год они Земли наряд меняют пёстрый. Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)
Использование мнемотаблиц : Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы в экологическом воспитании:
Составление рассказа «Осень» по графической модели: Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
Майнд-карты Ментальные карты придумал английский психолог Тони Бьюзен . Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для распространения этой технологии. По-английски этот метод называется « mind maps ». Буквально слово « mind » означает «ум», а слово « maps » — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используются термины « интеллект-карты » или «ментальные карты». В мир дошкольных технологий, ментальные карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая и предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Свойства ментальных карт Привлекательность - Хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Своевременность - Ментальная карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; Творчество - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения Возможность пересмотра - Пересмотр ментальной карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Правила составления ментальных карт: 1.Лист располагается горизонтально. 2.Главная идея( тема) обводится в центре страницы. 3.Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. 4.Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д (материал дети могут приносить сами) 5.При создании карты используются разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 6. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
Алгоритм составления ментальных карт: Выбор темы; Определение ветвей (ассоциаций), выделение их цветом; Определение ветвей второго и третьего порядка и подпись ключевых слов (в зависимости от возраста); Размещение картинок по ветвям; Использование ментальной карты в совместной и самостоятельной деятельности.
Варианты модельного материала по возрастным группам Младший дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические - аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало) - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок); - модель «Потребности растений» (вода, свет); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой); - модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется); - модель «Свойства глины» (ломается, лепится); - обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус); - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)
Средний дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало); - модель характера поверхности (гладкий, шероховатый) - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение); - модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами); - модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание); - модель «Дикие животные»; - модель «Домашние животные»; - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост); - модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету); - модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету); - обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу); - обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке)
Старший дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические - модель «Экосистема леса»; - модель «Экосистема луга»; - модель «Экосистема водоёма» - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); - модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий); - модель численности групп (много, мало); - модель характера поверхности (гладкий, шероховатый); - модель «Мимикрия» - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - календарь наблюдений за ростом и развитием растений; - календарь длительности светового дня; - модель «Термометр»; - модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); - модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); - модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка); - модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части); - модель «Птицы»; - модель «Рыбы»; - модель «Звери»; - модель «Насекомые»; - модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение); - карты местности родного края
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...
Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”
laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников....
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Помимо краеведения и спорта, геокешинг играет большую положительную роль в воспитании детей. Задача, кото...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Познакомить педагогов с образовательной технологией "Экологичексий геокешинг"...