Выступление для педагогов «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения»
консультация

Медведенко Олеся Ахсановна

Выступление для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №143»

Выступление для педагогов

«Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения»

        Подготовила:

Воспитатель:

Медведенко О.А.

Оренбург 2023

    Работа воспитателем представляет собой не просто занимание определенной должности, но и наличие социального статуса. Это накладывает на педагога обязательства, которые ему предстоит выполнять в любых ситуациях. Любая работа с людьми, а особенно с детьми, предполагает соблюдение ряда общечеловеческих и профессиональных правил поведения. В отношении сотрудников детских дошкольных учреждений действует такое понятие, как профессиональная этика воспитателя.

1 слайд

      Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии. У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей. Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

      На основании требований к педагогам и воспитателям всех уровней сформировался свод правил, которые получили название кодекса профессиональной этики воспитателя. Он представляет собой соединение общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться педагогические работники ДОУ вне зависимости от занимаемой ими должности и социального положения.

         У кодекса профессиональной этики воспитателя детского сада имеются следующие цели:

- Установление ряда этических норм и правил поведения воспитателей детского образовательного учреждения, необходимых им для грамотного ведения своей профессиональной деятельности.

- Укрепление авторитета педагогического и воспитательного коллектива ДОУ.

-Обеспечение единых норм, обязательных для всех сотрудников детского сада.

2 слайд

      Нормы профессиональной этики воспитателя предназначены для эффективного выполнения своих обязанностей сотрудников детского сада, они способствуют формированию полноценных отношений между воспитателями и их воспитанниками, а также с остальными представителями педагогического состава ДОУ, родителями детей, общественностью. На основании поведения и поступков воспитателей формируется мнение окружающих не только о конкретном сотруднике, но и о профессии в целом, поэтому это накладывает дополнительные обязательства на педагогов и воспитателей всех уровней.

      Особенности работы воспитателя с точки зрения профессиональной этики

     Деятельность воспитателя сложна тем, что ему приходится постоянно иметь дело с различными проявлениями человеческого характера и темперамента. Он работает с детьми, а они априори различны по своему происхождению, социальному статусу родителей, уровню физического и психического развития и так далее. Воспитателю приходится сталкиваться с непослушными, капризными детьми, с реактивной психикой, гиперактивностью и прочими проявлениями особенностей детского организма. Даже в самых сложных ситуациях ему предстоит полностью владеть собой, не показывать своей слабости. Также ему ни в коем случае нельзя соблазниться воспользоваться своим авторитетом педагога и взрослого человека, чтобы «надавить» на непокорного или проблемного воспитанника.Все это говорит о том, что первейшим качеством хорошего воспитателя является безграничная любовь к детям и развитый педагогический такт.

3 слайд

       Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему. Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить». Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

4 слайд

    Признаки и элементы педагогического такта.

    Основными элементами педагогического такта являются:

-Требовательность и уважительность к воспитаннику;

-  Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

- Внимательность, чуткость педагога.

5 слайд

     Профессиональный такт проявляется:

-Во внешнем облике педагога;

-  В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;  

- В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-  В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

-  В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;  В самокритичной оценке своего труда.

- Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.

        В профессиональном поведении воспитателя много общечеловеческих качеств, которым необходимо соответствовать с учетом того, что на него ориентируются дети, полностью перенимая его поведение, манеру общения и даже некоторые личностные характеристики.

     С учетом особенностей своей профессии для педагога и воспитателя недопустимо использовать грубые и бранные слова и выражения, разговаривать на повышенных тонах и тем более кричать, негативно отзываться о своих воспитанниках, их родителях и других взрослых, а также о сотрудниках детского сада, особенно в присутствии детей. Нельзя допускать панибратского отношения, не допускать проявлений ябедничества и лести в группе, не иметь «любимчиков», ровно относиться ко всем воспитанникам вне зависимости от их личных качеств и имеющихся проступков.

7 слайд

     Тактичный воспитатель – настоящий профессионал. Он никогда не допустит оскорбительного отношения к ребенку, не оставит его в опасности, не допустит конфликтов внутри группы и при контактах с другими детьми. От его поведения полностью зависит не только уровень образования и воспитания детей, но и качества их характера.

     В работе воспитателя детского сада должны отсутствовать любые признаки личной или материальной заинтересованности в контактах с детьми и их родителями. К работе в детских образовательных учреждениях не допускаются люди с судимостью или совершившие противоправные действия в отношении несовершеннолетних.

8 слайд

    Также сотрудникам детского сада необходимо отказаться от всех вредных привычку, так как они могут повлиять на их воспитанников. Воспитатель должен приходить на работу без опозданий и не допускать иных нарушений своих профессиональных обязанностей. В его действиях не должно прослеживаться никаких признаков гендерной, национальной, социальной, имущественной и иной дискриминации как по отношению к воспитанникам, так и к сотрудникам ДОУ, родителям детей и другим взрослым.

    Профессиональная этика воспитателя детского сада по ФГОС подразумевает выработку высоких личных качеств у всех сотрудников ДОУ с учетом того, что все они являются образцами поведения для детей разных возрастов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

В наше время в обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста преобретает значимую роль в воспитании..Конечно в детсом саду этому придают главную роль...

Консультация для воспитателей "Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения."

В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...

Консультация для педагогов ДОУ «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

Консультация для педагогов ДОУ "Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения"...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ: «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...

МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ.

                                               «Воспитание – ...

Консультация для воспитателей «Этика поведения и общения педагога ДОУ»

Основные понятия педагогтческой этики.Профессиональная этика педагога.Правила общения воспитателя и ребёнка....