Консультация для воспитателей «Этика поведения и общения педагога ДОУ»
консультация по психологии
Основные понятия педагогтческой этики.
Профессиональная этика педагога.
Правила общения воспитателя и ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЁНОК»
Консультация для воспитателей
«Этика поведения и общения педагога ДОУ»
Подготовила воспитатель:
Никитина Э.С.
г.Нижневартовск
2023
Для начала вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли». Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с воспитанниками, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как неотъемлемая часть её. Педагогическая этика является составной частью этики, которая отражает нравственности в условиях целостного педагогического процесса. Основа педагогической этики выражается в том, что педагог имеет дело с ребенком - весьма хрупким объектом воздействия. Поэтому очень важно в педагогической деятельности проявления деликатности, тактичности, ответственности.
Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является «в чистом виде».
Профессиональная этика педагога
• Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности.
• Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
• На сегодняшний день тема этики педагога актуальна, остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
• Эти вопросы может решать только тот учитель, который умеет олицетворять собой образец высоконравственной личности.
• Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
Основные понятия педагогической этики.
Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.
Педагогическая справедливость. Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности).
Педагогический долг. Это построение взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, детям и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств воспитателя.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе воспитанников и коллег.
Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.
Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.
На сегодняшний день тема этики педагога актуальна, остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Ребенок и воспитатель. Правила общения.
- Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения.
- Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя
- Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
- Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель. Психологи подтверждают, что стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе детсадовского дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывают свою самостоятельность, ищут подтверждение правильности своей моральной позиции… Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это воспитатель.
- Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…
- Вместе с тем, воспитатель практически всю свою жизнь учится строить общение с воспитанниками.
- Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
Этические заповеди педагогу.
Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».
Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
Умейте слушать детей.
Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.
Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с вопроса «почему?», «как?», «для чего?».
Будьте инициативны в общении.
Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану). Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам. Только критика: без конструктивного начала, бесполезна.
Чаще улыбайтесь детям.
Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
Василий Александрович Сухомлинский
«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии»
В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:
• Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
• Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
• Не укорять детей;
• Не жаловаться на них родителям;
• Не оскорблять;
• Не приказывать, не требовать жестко;
• Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
• Хвалить от души;
• Верить и доверять безоговорочно;
• Договариваться, находить общее мнение;
Прощать искренне.
Вывод: педагог, в своей профессиональной деятельности, как вдохновитель и воспитатель новых поколений людей, несёт большую моральную ответственность перед обществом. Поэтому очень важно для педагога постоянное самообразование и самосовершенствование, повышение общего культурного уровня и повышение этической компетенции, как самой важной составляющей успеха в его педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая этика не является абсолютной истиной в регулировании поведения людей. Каждое новое поколение дополняет и совершенствует нормы поведения в обществе, но новые подходы должны опираться на опыт, моральный багаж знаний, созданный другими поколениями и проверенный временем. Сегодня, в век опережающего технического прогресса не должно происходить отставание культурного развития. Очень важно понять, что для мирного сосуществования на планете и гармонизации стабильности общества - необходимы этические знания.
Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"
Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии а...
Консультация для воспитателей "Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения."
В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...
Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"
В консультации приводятся способы и примеры эффективного общения педагогов и родителей....
Консультация для педагогов ДОУ «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».
Консультация для педагогов ДОУ "Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения"...
Буклет-памятка для воспитателей "Правила поведения и общения педагога в ДОУ"
Памятка для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Памятка для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"...
Консультация для воспитателей «Этика поведения и общения»
В детском саду этике поведения и общения должно придаваться особое значение. Ведь уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнени...