Методическая разработка «Здравствуй сказочный балет»
методическая разработка (старшая группа)
Очень важным для становления личности ребенка является посвящение его всему тому, что связано с искусством. Музыка всегда являлась средством общения ребенка с миром музыкального искусства. Как правильно это сделать? Как заинтересовать юного слушателя? Такими вопросами задаются педагоги ни одного поколения. В данном случае представлена методическая разработка, которая позволяет организовать ознакомление детей с музыкальным искусством, в частности с балетом, не покидая стены детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_ruchnova.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка 6-7 лет по ознакомлению детей старшей, подготовительной
группы детского сада с произведениями классической музыки.
«Здравствуй сказочный балет»
Занятие 1
Цель: Познакомить детей с сюжетом сказки – балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского и музыкой вступления. Формировать навыки и умения слышать и сопоставлять образы добра и зла, которые лежат в основе драматургии балета.
Воспитатель предлагает детям послушать сюжет сказки.
Муз.рук: Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и
принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из 3 действия).
А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка,
характеризующая злую фею Карабос и добрую Сирени. Какая, по вашему
мнению изображена в начале, а какая во второй его части?
(Ответы детей после прослушивания).
Муз.рук: Вступление к балету звучит, когда занавес еще закрыт. Его исполняет один
оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Темы злой и доброй фей
звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.
Давайте попробуем подобрать слова для описания этой музыки. Вот звучит
тема феи Карабос.
Какая это музыка? (Дети отвечают) А это музыка, характеризующая
появление феи Сирени (Музыка ласковая, добрая, спокойная и т.д.)
Дети слушают фрагмент.
Занятие 2
Цель: Закрепить знания детей о двух основных лейтмотивах балета. Формировать
представления об оркестровых красках, помогающих передать характеры образов.
Муз.рук: А сейчас я предлагаю прослушать уже знакомую вам музыку из балета
П.И.Чайковский «Спящая красавица».
(Звучит вступление к балету, дети узнают образы двух фей)
Муз.рук: Почему, ребята, вы не путаете какая музыка кому принадлежит? (Ответы детей)
Верно, тему Карабосы оркестр играет громко, напряженно, резко, активно.
Мы слышим колючие, зловещие аккорды, мрачные рокочущие басы. А как
оркестр исполняет тему Сирены? (Ответы детей: мягко, плавно, трепетно).
Верно, отсутствие острого звучания. Мелодия постепенно набирает силу,
расцветает, как цветок. Сначала мы слышим флейту, деревянные духовые
инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр. Музыка становится
праздничной и светлой. Нежную и таинственную мелодию сопровождают
волшебные, льющиеся звуки арфы (Звучит фрагмент повторно).
А теперь попробуйте узнать еще один6 фрагмент из балета.
(Звучит адажио из 3-го действия)
Дети узнают танец принца – нежный, радостный, блистательный, невероятно добрый и сказочный.
Педагог обязательно обращает внимание на то, как постепенно музыка становится все более радостной и торжественной. Хотя в начале музыка звучит светло и
ласкательно. Сначала звучит гобой, потом струнные инструменты и, наконец, весь оркестр.
Музыка будто расцветает, звучит восторженно и ярко. (Прослушивание повторно)
Занятие 3
Цель: Познакомить детей с вальсом из 2 действия, дать возможность передать его
характер в двигательных импровизациях.
Муз.рук: Сегодня, наконец, мы приехали на бал в честь 16 – летия принцессы.
Все поздравляют и с днем рождения. Послушай какая музыка играет м
сопровождает оркестр? (Исполняется фрагмент вальса)
Дети отвечают - «Вальс»
Верно, Мы слушали разные вальсы: из балетов П.И.Чайковского «Лебединое
озеро» и «Щелкунчик». Какой характер этого вальса? (Нежный, ликующий,
праздничный!)
Давайте попробуем станцевать этот танец. Давайте станцуем, все вместе,
как вы захотите, импровизируя. (Дети импровизируют, танцуют, исполняя
движения вальса)
На балу появляется старуха с веретеном в руках. Страшные, драматические
события сопровождают сказочную историю. Принцесса уснет на 100 лет.
Принцесса исполнит танец с веретеном под музыку. Музыка какая? (ответы
детей: стремительная, быстрая).
Верно, в этой музыке можно услышать «кружащиеся оттенки и интонации.
(Звучит танец принцессы с веретеном. Живая стремительная музыка в записи).
Вдруг музыка прерывается страшными аккордами, мрачной темой на фоне
изящных басов. Предсказание сбылось. (Фрагмент повторяется)
А теперь послушаем мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения.
Это напоминает нам о том, что судьба принцессы зависит от предсказания феи
Карабос.
Занятие 4
Цель: Познакомить с музыкальными образами сказочных персонажей. Учить различать
характер музыки. Побуждать к передаче образов сказочных героев в движениях
и инсценировках.
Муз.рук: Сегодня мы продолжим наше путешествие на бал, где король и королева
устроили праздник в честь пробуждении принцессы и ее свадьбы с принцем.
На это пиршество пришли сказочные персонажи «Кот в сапогах», «Белая
кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Мальчик с пальчик».
Педагог сопровождает свой рассказ сюжетными иллюстрациями по тексту сказки.
Звучит фрагмент танца Кота в Сапогах и Кошечки. (Дети высказывают свое мнение
о характере музыки: то ласковая, нежная, то острая и резкая.
Педагог уточняет и поясняет: звучание гобоя (показ инструмента, фото или рисунок)
нежное и вкрадчивое настороженное и тревожное звучание. Это струнные
инструменты (скрипка и др.)
Танец Кота в Сапогах и Белой Кошечки заканчивается их ссорой. Послушайте его
еще раз.
А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. (Исполняется фрагмент).
Педагог обсуждает характер музыки. Тоже самое педагог предлагает сделать и
обсудить характер музыки связанной с Мальчиком с пальчиком и Людоедом.
В конце занятия дети обыгрывают под звучание фрагментов музыки героев сказки.
Занятие 5
Цель: Закрепить знания дошкольников фрагментов балета «Спящая красавица»
Ход занятия
«Концерт – викторина «Угадай мелодию»» (Дети по звучанию музыки должны угадать
сюжет сказочного балета)
Можно предложить просмотр фрагментов сказки – балета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Здравствуй, осень!"
Спортивный досуг с детьми средней группы на тему: "Осенб"....
Методическая разработка "Здравствуй, Зимушка-Зима"
Образовательная деятельность (досуг) с детьми подготовительной группу с нарушением речи с использованием современных технологий....
методическая разработка "Здравствуй осень!"
Цель проекта: обратить внимание детей на красоту природы родного края, разнообразии осенних красок, воспитывать бережное отношение к природе.Задачи проекта:Для детей•формировать умение детей рас...
Методическая разработка "Здравствуй, лето!"
расширить представление детей о лете, как времени года; – уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); – воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его об...
Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников
Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...
Методическая разработка "Здравствуй, осень золотая!"
Методическая разработка "Здравствуй, осень золотая!"...
Методическая разработка: Сценарий сказочного развлечения «Здравствуй, праздник, Новый год!» для детей старшей группы.
Веселый и занимательный праздник, который позволит дошкольникам совершить увлекательное путешествие в мир сказок и окунуться в атмосферу Новогоднего волшебства....