Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры
статья (старшая группа)
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями является: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями является: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К. Д. Ушинский.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры: – дидактическая задача; – игровая задача; – игровые действия; – правила игры; – результат (подведение итогов). Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр :
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание, нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
человек стал человеком когда услышал шопот листьев...
план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".
план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...
«План по самообразованию» Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
laquo;План по самообразованию»...
Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру
Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру...