Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса в группе младшего дошкольного возраста (от 2-х – до 3-х лет). В этом документе можно проследить особенности организации гибкого, основного, а также режима в летний период; систему физкультурно – оздоровительной работы; формы и методы взаимодействия с родительской общественностью, для группы детей младшего дошкольного возраста. Здесь же обозначены примерные программы и технологии, которыми пользуются педагоги группы, проектируя воспитательно – образовательный процесс;
Дана психолого – педагогическая характеристика возраста; сформированы цели и задачи по каждой образовательной области; определена процедура проведения педагогической диагностики, необходимая для оценки индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Указаны условия реализации Программы, а также представлен план событийных мероприятий группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kolobok_2020-_2021_g._2.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
Принято: Утверждаю:
Решением методического совета Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад «Белоснежка» «Детский сад «Белоснежка»
протокол № 1 от приказ № _______________________
Л.А Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По реализации образовательных областей
в группе общей направленности
№11 «Колобок»
Для детей раннего возраста (от 1,5 до 2-х лет)
Срок реализации программы :1 год
Разработчики:
Воспитатели группы раннего возраста № 11 «Колобок»
Яковлева Ольга Анатольевна
г. Новый Уренгой
2022 г.
Содержание программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Возрастные психофизические особенности развития детей раннего дошкольного возраста (от 1.5 до 2 лет)
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
1.6. Педагогическая диагностика
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста
2.2. Часть формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1. Краткая характеристика группы.
2.2.2. Взаимодействие с родителями.
2.2.3. Творческие мастерские.
III. Организационный раздел
- Проектирование образовательного процесса
3.1.1. Режим дня (в холодный и теплый период)
3.1.2.Учебный план
3.1.3.Расписание непрерывной - образовательной деятельности (НОД)
3.1.4.Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей
3.1.5.Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности
3.2. Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Материально-технические условия реализации рабочей программы
3.2.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
3.2.3.Методическое обеспечение программы.
3.2.4 Кадровое обеспечение
3.2.5 План работы по организации и проведению традиционных событий, праздников.
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа по реализации образовательных областей разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Пр. от 20. 05. 2015г. за № 2/15) и основной образовательной программы МБДОУ «ДС «Белоснежка»» в группе раннего возраста №11 «Колобок», для детей от 1,5 до 2лет.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и методическими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 № 32 « О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 июля 2015 года № 41).
- Локальными документами ДОУ
Уставом МБДОУ « Детского сада « Белоснежка» Рабочая Программа(далее Программа), разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 20.05. 2015 г. за № 2/15)
Данная Программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса в группе раннего возраста (от 1,5 – 2-х лет).
В этом документе можно проследить особенности организации адаптационного, основного, а также режима в летний период; систему физкультурно-оздоровительной работы; формы и методы взаимодействия с родительской общественностью, для группы детей раннего возраста.
Здесь же обозначены примерные программы и технологии, которыми пользуются педагоги группы, проектируя воспитательно-образовательный процесс; дана психолого-педагогическая характеристика возраста; сформулированы цели и задачи по каждой образовательной области; определена процедура проведения педагогической диагностики, необходимая для оценки индивидуального развития ребенка раннего возраста.
Указаны условия реализации Программы, а также представлен план событийных мероприятий группы.
- Цели и задачи по освоению Программы
Ведущие цели Программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка раннего возраста, сохранение и укрепление его здоровья;
- обеспечение эмоционального благополучия, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника, как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с родителями по реализации Программы.
Задачи воспитания и обучения:
- Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
- В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
- Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении.
- Пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия. Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
- Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
- Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
- Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
- Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие.
- Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
- Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
- Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
- Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами. Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
- Учить играть, не мешая сверстникам. Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: в раннем возрасте – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Построение образовательного процесса в группе раннего возраста осуществляется с учетом следующих принципов:
Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект - субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.
Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Реализация Программы в формах, специфических для детей ранней группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Вышеперечисленные принципы предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов; предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Возрастные психофизические особенности развития детей раннего дошкольного возраста( от 1.5 до 2 лет)
Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становиться старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей.
В возрасте 1,5-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т.д.
Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.
Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.
Ведущей деятельностью в 1,5 – 2 года является предметная: действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
В раннем возрасте движения у детей несовершенные, неточные. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног — всё это обусловливает частые падения ребёнка. У детей замедленная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели. Малыши быстро утомляются. Новые рефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения детей схематичны, не согласованны, часто замедленны.
Этот возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений низкий, что часто приводит к травмам. Продолжается интенсивное развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным.
Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваивать окружающий предметный мир, начинают осваивать мир социальный. В этот период начинает происходить овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через предметные и игровые отношения со сверстниками. Общение со взрослыми совершенствует речь малыша, вырабатывает психические реакции, адекватные обстановке.
Социальная ситуация развития. На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Ребёнок в системе отношений ещё является центром своей семьи, однако наряду с близкими взрослыми в круг общения начинают включаться и другие взрослые (персонал дошкольного учреждения). На этом фоне у детей развивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты.
Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.
Ребёнок начинает усваивать нормы поведения, а также различных форм общения.
Предметная деятельность определяет основные изменения в жизнедеятельности ребёнка. Действия ребёнка с предметами становятся более разнообразными и ловкими, совершенствуются навыки самообслуживания. Всё более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость. Ребёнок становится всё более настойчивым в достижении поставленной цели.
Мышление. Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес. На основе развития речи развивается наглядно-действенное мышление. Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых их названия, определение их свойств, ребёнок развивает мышление - различение, сравнение, установление сходства признаков предметов. Развивается и очень существенная функция речи – обобщение предметов по их основным признакам, но пока только в понимаемой речи. К 2 годам при помощи речи и на основе расширяющегося опыта ребёнок начинает делать сравнения, определять сходство и различия предметов, обобщать предметы не только в понимаемой, но и в активной речи, устанавливать связь между некоторыми явлениями – всё это отражает дальнейшее развитие. В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Речь. Второй годом жизни – период интенсивного формирования речи. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного восприятия.
В активном словаре ребёнка начала второго года жизни примерно 8-10 слов, в 2 года – 200-400 слов. Ребенок использует прилагательные, глаголы, местоимения, задает вопросы, знает названия окружающих его предметов. Говорит предложениями из 2-3 слов, декламирует маленькие стишки — потешки. Изображает животных: лает как собачка, мяукает как кошечка и т.д.
Развитие речи на втором году жизни включено в практическую деятельность по освоению предметов. Если связывать действие или предмет со словом-названием, то ребёнок осмысливает эти слова, они становятся обозначением действий. Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова, наполняя его звуками-заменителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносит успеха. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же некоторые родственные отношения.
Быстро нарастает понимание ребёнком обращённой речи, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Ребёнок начинает понимать речь взрослого, не подкреплённую ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. К 2 годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями. Его деятельность может регулироваться словесно.
К 2 годам на смену облегчённым словам приходят общеупотребительные. Слова претерпевают грамматические трансформации. При общении начинается использование простых фраз сначала из двух, а потом из трёх слов. Речь эмоциональна и интонационно более выразительна. Она становится средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности. К концу периода малыш начинает точнее обобщать предметы, группирует по просьбе взрослого однородные объекты; начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления и показа.
Восприятие. Восприятие — фундаментальная психическая функция, она составляет центр сознания ребёнка и обеспечивает ориентацию в окружающем. Восприятие развивается в процессе практических действий, общения, игры.
Особенности восприятия ребенка второго года жизни наблюдаются в том, что он рассматривает и узнаёт предметы и игрушки; различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках; трогает руками собственное отражение в зеркале; усваивает назначение и способы употребления окружающих предметов, т.е. осуществляет элементарные предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку); услышав знакомое слово со значением называния ребёнок смотрит в сторону названного близкого человека или предмета; правильно реагирует на просьбы взрослого. К 2 годам ребёнок соотносит игрушку и предметную картинку («Дай такую»). Сличает предметы по цвету, величине, форме. Хорошо слышит звуки окружающей действительности, реагирует на них и различает их.
Память. У детей раннего возраста память образная, непроизвольная. В этот период активно идёт процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объём и прочность запоминания. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, сопереживает их героям. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Быстрому обогащению опыта ребёнка способствует особенность освоения ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся к этому периоду детства.
Внимание. Произвольное внимание ещё не развито, поэтому ребёнку трудно делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Получив возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, ребёнок более активно включается в процесс познания окружающего мира. В этот период внимание ребёнка всё ещё слабое, неустойчивое, носит непроизвольный характер. Оно не требует каких-либо усилий, являясь лишь реакцией на всё необычное, яркое или представляющее угрозу. Длительность сосредоточения внимания ребёнка на объекте – 2-3 минуты. Отличительной особенностью внимания ребёнка этого возраста является его ригидность, трудности переключения с одного действия на другое.
Воображение. Главное достижение этого возраста — быстрое развитие воображения, для которого игра является благоприятной почвой. Это выражается в использовании замещающих действий и предметов. К двум годам ребёнок способен преодолеть навязываемый сюжетными игрушками ход игры и переструктурировать ситуацию, придумав собственный сюжет, построенный на одних лишь замещениях.
Эмоционально-личностная сфера. Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому – согласия в капризы, радости в обиду. У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера. Эмоции. Реакции ребёнка непосредственны и немедленны. Эмоции отличает переключаемость. Ребёнок охотно вступает в эмоциональный контакт.
К 2 годам происходит осознание своего Я, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый – ребёнок – родитель». Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и более широко с чувством человеческой общности.
Развитие самосознания. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта ребёнка. Разнообразие и полимодальность сенсорных впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеет большое значение для его развития. По мере развития речи накопленные чувственные образы приобретают свои словесные обозначения и смыслы («Из чашки пьют»). Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. Для ребёнка становится важным его успешность или неуспешность в делах и играх.
Отношение со взрослыми. Взрослый является своеобразным проводником в мир людей, природы, вещей. Доброе отношение, доверие, чувство защищённости помогают ребёнку войти в мир. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, помогает ребенку выполнять не сложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объективно-направленный характер. Закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
Отношения со сверстниками. На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры. Однако опыт взаимодействия у детей не велик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Малыши любят бегать, прыгать друг перед другом, подражать звукам, заражая один другого весельем. Таким образом, дети примеривают друг к другу свои возможности и умения, опробуют разные способы взаимодействия. Взаимодействие детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Дети приучаются соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2-3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лесть в тарелку соседа, не мешать в спальне и т.д. В ходе таких эмоционально окрашенных игр дети ощущают своё сходство, равенство возможностей, учатся договариваться на языке действий и сопрягать их с партнёром. Ребёнок, наблюдая за ровесником и подражая его действиям, познаёт себя.
Деятельность. В этот период наиболее интенсивно происходит формирование предметной деятельности. Ребёнок использует предметы по функциональному назначению. Выполняет соотносящиеся действия (с матрёшкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия. В 1,5-2 года дети начинают пользоваться предметами-заместителями (палочка-термометр, кубик-мыло и т.п.), к 2 годам – воображаемыми предметами. Ребёнок переходит от элементарной ориентировочной реакции: «Что с этим можно делать?». Объект сосредоточения – как взрослый, так и предметы, их признаки и действия с предметами. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.
Игровая деятельность. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Для ребёнка привлекательны действия взрослых, у него появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. Ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит. Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста.
Развитие координации движений. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Может сам залезть на стул, подняться по лестнице. Легко перешагивает препятствие, хорошо бегает, прыгает на двух ногах, короткое время стоит на одной ноге. Изображает животных: скачет как лошадка, ползет как черепаха и т.д. Бросает мяч руками из-за головы, старается поймать мяч.
Бытовые навыки. Сам снимает шапку, носки, перчатки, трусы, расстегивает молнию. Пытается снимать штаны, куртку, колготки. Самостоятельно пьет из чашки, ест ложкой, умеет дуть на горячее, умывается, вытирает руки, пытается чистить зубы, подражая взрослым.
Таким образом, в период от 1,5 до 2 лет, с одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
1.6. Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагогами создаются диагностические ситуации, чтобы оценить результаты развития ребенка и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика подразумевает оценку индивидуального развития ребенка и предполагает учет динамики развития одного ребенка, недопустимо сравнивать результаты освоения программы детей друг с другом. Успехи конкретного ребенка сравнивают только с его предыдущим результатом. Педагогическая диагностика необходима для определения наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.
На период адаптации ведется наблюдение и заполняется карта наблюдения.
По окончании адаптации отслеживается уровень нервно-психологического развития детей по основным линиям развития.
УРОВЕНЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Ф И, возраст | Речь | Сенсорное развитие | Игровыя действия с пред- метами | Дви- жения | Навыки | Конст-руиро- вание | ИЗО деятельность | ||||
понимание речи | активная речь | цвет | форма | величина | еда | одевание | |||||
Показатели нервно-психического развития детей от1года 5 мес. до 2 лет, разработанны Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной и отображены в таблице:
Возраст | Линии нервно-психического развития | |||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движение | Навыки | Конструиро- вание | ИЗО | |
1,5 | Отыскивает предметы по слову «Принеси мяч» | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов «Подай шар, куб, кирпичик, призму, крышку» | Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу | Ставит кирпичик на узкую грань | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге |
1г.9м. | По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых предметов | Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов «Разложи большие шары, поменьше и маленькие» | Использует в игре предметы-заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см) | Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) | Воспроизводит несложные постройки | Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа |
2 года | Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имеющих место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 слов. | Ориентируется в 3 контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично раздеваться с помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки типа: стол, стул, кровать | Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии |
Для оценки результата используется цветовое решение (методика «Светофорик»)
Оценки результатов –
- 1,0 – 1,4 балла
- 1,5 – 2,5 балла
- 2,5 – 3,0 балла
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста
В соответствии ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155 и содержанием программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Воспитательно-образовательный процесс проходит через режимные процессы и организацию игр-занятий по основным направлениям развития ребенка.
Воспитание при проведении режимных процессов
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать, принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.) Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 5 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослою), после еды благодарить взрослых (как умеют). Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул. Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки).
К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке.
Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам). Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать. Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить. Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать. Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне), знать назначение этих помещений, помнить места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать.
Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела. У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
Развивать активную речь. Детей первой подгруппы продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова («дай мне», «на» и др.). Детей второй подгруппы побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2-3 слов
Воспитание в играх-занятиях. В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания. С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по два занятия в день. С детьми в возрасте от 1 года 5 месяцев — 2 лет игры-занятия проводятся по подгруппам (4-6 человек) в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут.
Игры-занятия с дидактическим материалом. Учит детей группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма); резко отличающиеся по форме (круг – квадрат, овал – треугольник и т. д.). Учить группировать однородные предметы (карандаши, палочки и т.д.), резко различающиеся по цвету: красный – синий, желтый – черный, зеленый – оранжевый, белый – фиолетовый. Продолжать формировать умение соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме и величине; соотносить предметы двух резко различающихся цветов в сочетании: красный – синий, белый – фиолетовый, желтый – зеленый. Формировать умение соотносить разнородные предметы в условиях выбора из 4 цветовых тонов в сочетании: красный – оранжевый, желтый – оранжевый, синий – фиолетовый, желтый – белый.
Игры-занятия с дидактическими игрушками. Учить собирать двухместные дидактические игрушки; подбирать крышки соответствующей формы к коробкам (круглой, квадратной, прямоугольной). Выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький); понимать слово поменьше, соответствующее промежуточной величине предмета. Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более точные действия с предметами (мелкие вкладыши). Учить самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец, резко различающихся размером; с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины. Учить выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет используя народные дидактические игрушки. Продолжать ознакамливать со звучанием различных предметов и музыкальных инструментов.
Игры-занятия с предметами-орудиями. Учить детей применять простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия: придвинуть игрушки палкой, вытолкнуть игрушку палкой из трубки и т. д. (игры: «Достань шарик», «Салют») Учить действовать с предметами-орудиями и игрушками, имитирующими орудия труда, с учетом особенностей их формы и положения в пространстве, цели и т.д. Формировать действия с более сложными предметами-орудиями – палочкой с кольцом, сачком, черпачком (игры: «Поехала кукла в гости», «Ловись, рыбка», игры с водой), придвигая, доставая и перемещая с их помощью соответствующие игрушки, шарики. Учить детей вколачивать колышки в сырой песок и в отверстия верстачка молотком. Обучать использованию таких игрушек-орудий, как совок, формочки, лопатки, ведра и т.п.; побуждать к правильным действиям с ними в самостоятельных играх с песком, водой и снегом.
Игры-занятия со строительным материалом. Учить детей накладывать одни строительные на другие например: кубик на кубик, призму на кубик, кирпичик на пластину и т.п. Учить сооружать более сложные постройки из большего количеств строительного материала (скамейку, ворота, заборчик и т.д.) Учить сооружать для игры с сюжетными игрушками мебель: диванчик, кроватку, стол и стул и т.д. Учить детей использовать построенные конструкции для игры с сюжетными игрушками. Научить использовать строительные детали различных размеров (на столе – средние, мелкие, на полу - крупные).
Развитие речи.
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года). Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету. Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.). Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав ав - собака и т. п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
• существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды,
наименования транспортных средств;
•глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать— надевать и т.п.);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
- наречиями (высоко, низко, тихо). Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять
грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
Способствовать формированию интонационной выразительности речи. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.).
Чтение художественной литературы. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Развитие движений. Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку приподнятую от пола на 12-18 см.
Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м). Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль. Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.
Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину. В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета. В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола). Приседания с поддержкой взрослого.
2.2. Часть формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1.Физкультурно-оздоровителные мероприятия.
Соблюдение режима дня и НОД, режима проветривания, питьевого режима. Проведение в течение дня: утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
В быту, в играх и на прогулке создавать условия, побуждающие детей к разнообразной двигательной активности, чаще привлекать их к играм подвижного характера. К двум годам дети должны играть с мячом, подниматься и опускаться по скату, взбираться по лесенке на горку, сходить с нее; ползать, перелезать, лазать по шведской стенке, ходить по ограниченной поверхности, перешагивать через препятствия; возить тележки, автомобили; носить, усаживать и укладывать крупные игрушки.
Система закаливающих мероприятий.
Формы работы | Продолжительность |
Умывание после каждого приёма пищи, после прогулки | Ежедневно в течение года |
Выполнение режима проветривания помещения | Ежедневно в течение года |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно в течение года |
Проведение утренней гимнастики | Ежедневно в течение года |
Питьевой режим в полном объеме | Ежедневно в течение года |
Проведение физкультминуток, пальчиковых игр, зрительной гимнастики | Ежедневно в течение года |
Корригирующая дорожка | Ежедневно в течение года |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно в течение года |
2.2.2.Краткая характеристика группы
Группа раннего возраста « Колобок» дети от 1.5 до 2 лет. Списочный состав
2.2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Перспективное планирование взаимодействия и сотрудничества с родителями на 2019-2020учебный год
Мес | Мероприятия | Цель/ содержание | Дата | Ответственные |
Сентябрь |
«Первые дни в ДОУ» | Пополнение банка данных семьи. Повышение психолого – педагогической компетентности родителей. | 21.09.19 28.09.19 23.09.19 | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Октябрь |
« Адаптируемся вместе»
« Адаптация ребенка в детском саду» | Повышение педагогической компетентности родителей Разработка и распространение памятки. | 09.10.19 12.10.19 | Воспитатели, Психолог, Мед. сестра Психолог Воспитатели |
Ноябрь |
«Наша дружная семья»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков» | Сформировать у родителей желание сотрудничать с воспитателями. Повышение педагогической компетентности родителей | 11.11.19 19.11.19 | Родители Воспитатели |
Декабрь |
| Повышение педагогической компетентности родителей. Познакомить родителей с результатами адаптации. Сформировать у родителей желание участвовать в совместном празднике. Формировать у родителей и детей чувство радости от совместного развлечения. | 03.12.19 18.12.19 24.12.19 25.12.19 | Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели, Муз.руководитель |
Январь | 1. Фотовыставка « Один день в детском саду». 2. Родительское собрание « Игра- не забава» 3. Консультация «Развитие у ребенка интереса к спорту» | Доставить родителям радость от просмотра фотоснимков. Повышение педагогической культуры родителей Повышение педагогической компетентности родителей | 14.01.20 20.01.20 25.01.20 | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Февраль |
« Быстрее, выше, сильнее» | Педагогическое просвещение родителей Привлечение родителей к совместной с детьми игровой деятельности | 04.02.20 12.02.20 | Воспитатели Воспитатели, Родители |
Март |
« Взял я в руки карандаш».
« Руки мамы и мои ручки» | Педагогическое просвещение родителей Сформировать у родителей желание участвовать в совместном празднике Сформировать у родителей желание сотрудничать с воспитателями | 03.03.20 04.03.20 18.03.20 | Воспитатели Воспитатели, Родители Воспитатели, Родители |
Апрель |
« Как вы оцениваете работу ДОУ»
« Эксперименты на кухне» | Определение качества работы ДОУ Педагогическое просвещение родителей | 06.04.20 14.04.20 | Воспитатели Воспитатели |
2.2.4.Традиционные события, праздники, иные мероприятия группы.
Праздники. Новогодний утренник «Елка», праздник «8 Марта».
Развлечения.
Театрализованные развлечения.
Забавы. Народные и заводные игрушки, фокус «Бабочки», обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри).
День рождения группы. Один раз в год.
Родительские собрания за чашкой чая.
Детские фотосессии.
2.2.5.Творческие мастерские.
III Организационный раздел
3.1 Проектирование образовательного процесса
3.1.1. Режим группы в основной период
Понедельник, среда, четверг | Вторник | Пятница | |||
Прием детей (осмотр, беседа) Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, водные процедуры Завтрак 1 Самостоятельная деятельность Подготовка и проведение игр-занятий Завтрак 2 Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед Дневной сон Подъем, гимнастика, водные и воздушные процедуры Полдник Самостоятельная деятельность Подготовка и проведение игры-занятия (по подгруппам) Прогулка, игры Подготовка к ужину, ужин Самостоятельная деятельность, уход домой | 7.00-8.00 8.05-8.10 8.15-8.30 8.30-8.45 8.45-9.20 9.00-9.10/ 9.20-9.30 9.30-9.40 9.50-10.50 10.50-11.20 11.20-12.00 12.00-15.00 15.00-15.20 15.20-15.40 16.00-16.10 16.20-16.30 16.30-17.00 17.00-17.35 17.35-19.00 | Прием детей (осмотр, беседа) Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, водные процедуры Завтрак 1 Самостоятельная деятельность Завтрак 2 Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед Дневной сон Подъем, гимнастика, водные и воздушные процедуры Полдник Подготовка и проведение игры-занятия (по подгруппам) Прогулка, игры Подготовка к ужину, ужин Самостоятельная деятельность, уход домой | 7.00-8.00 8.05-8.10 8.15-8.30 8.30-8.8.45 8.45-9.00 9.30-9.40 9.50-10.50 10.50-11.20 11.20-12.00 12.00-15.00 15.00-15.20 15.20-15.40 15.45-15.55 16.00-16.10 16.20-16.30 16.30-17.00 17.00-17.35 17.35-19.00 | Прием детей (осмотр, беседа) Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, водные процедуры Завтрак 1 Самостоятельная деятельность Подготовка и проведение игр-занятий (по подгруппам) Завтрак 2 Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед Дневной сон Подъем, гимнастика, водные и воздушные процедуры Полдник Подготовка и проведение игры-занятия Прогулка, игры Подготовка к ужину, ужин Самостоятельная деятельность, уход домой | 7.00-8.00 8.05-8.10 8.15-8.30 8.30-8.45 8.45-9.00 9.00-9.10/ 9.20-9.30 9.30-9.40 9.50-10.50 10.50-11.20 11.20-12.00 12.00-15.00 15.00-15.20 15.20-15.40 15.45-15.55 15.55-17.00 17.00-17.35 17.35-19.00 |
Режим группы в летний период
Прием детей, осмотр, игры, беседы | 7.00 - 8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00 - 8.05 |
Подготовка к завтраку, водные процедуры | 8.15 – 8.30 |
Завтрак 1 | 8.30 - 8.45 |
Самостоятельная деятельность | 8.50 – 9.00 |
Прогулка, совместная деятельность на участке | 9.00 - 11.00 |
Завтрак 2 | 9.30 - 9.40 |
Возвращение с прогулки, игры | 10.50 – 11.20 |
Подготовка к обеду. Обед | 11.20 – 12.00 |
Дневной сон. | 12.00 – 15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика | 15.00 – 15.20 |
Полдник | 15.20 – 15.40 |
Прогулка, совместная деятельность на участке | 15.40 - 17.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин | 17.00 – 17.35 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 17.35 – 19.00 |
3.1.2.Учебный план
Ранний возраст (дети от 1,5 до 2-х лет) | ||||||||
Основные направления образовательной деятельности и образовательные области | ||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Количество игр-занятий | ||||||||
Игры-занятия | Неделя | Год | ||||||
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 | 96 | ||||||
Игровые ситуации с дидактическим материалом | 2 | 64 | ||||||
Игровые ситуации со строительным материалом | 1 | 32 | ||||||
Музыка | 2 | 64 | ||||||
Развитие движений | 2 | 64 | ||||||
Итого | 10 | 320 | ||||||
Длительность образовательной деятельности | ||||||||
Итого в неделю | Непрерывная образовательная деятельность, форма: игра-занятие | не более 1часа в неделю/20 мин. в день – (по 8-10 минут в первую и вторую половину дня); | ||||||
Самостоятельная деятельность | не менее 15-20 часов/ 3-4 часа в день | |||||||
Режимные моменты | 35часов/7 часов в день; непрерывное бодрствование в соответствии с медицинскими рекомендациями; общая продолжительность сна не менее 3-х часов в день; |
3.1.3Расписание непрерывной образовательной деятельности
Дни недели | Игра-занятие (по подгруппам) | |
I половина дня | II половина дня | |
Понедельник | Игра-занятие с дидактическим материалом 9.00 – 09.10/ 9.20 – 9.30 | Музыкальная деятельность 16.00 – 16.10/ 16.20 – 16.30 |
Вторник | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 9.00-9.10/9.20- 9.30 | Развитие движений 16.00-16.10/16.20- 16-30 |
Среда | Музыкальная деятельность 9.00-9.10/9.20- 9.30 | Игра-занятие со строительным материалом 16.00-16.10/16.20- 16.30 |
Четверг | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 9.00-9.10/9.20- 9.30 | Игра-занятие с дидактическим материалом 16.00-16.10/16.20- 16-30 |
Пятница | Развитие движений 9.00-9.10/9.20- 9.30 | Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 16.00-16.10/16.20- 16.30 |
3.1.4. Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей раннего возраста
Совместная деятельность взрослого и детей | Свободная самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие и сотрудничество с семьей | |
Непрерывная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
3.1.5. Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности.
Циклограмма примерного перспективно-тематического планирования в группе раннего возраста Месяц Тематика недели I неделя II неделя III неделя IV неделя Сентябрь «Давайте знакомиться» «Любимые игрушки» «Фольклор для малышей» Октябрь «Золотая осень» «Дары осени» Ноябрь «Домашние животные и их детеныши» «Домашние птицы» Декабрь «Бабушкины сказки» «Мои первые книжки» «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» Январь «Радость зимы» «Обитатели леса» Февраль «Мебель, посуда» «Одежда, обувь» Март «Мамин день» «Папа, мама и я – дружная семья» Апрель «Краски весны» «Мир вокруг нас» Май «На чем люди ездят» «Разноцветная мозаика» «Скоро лето!»
- Условия реализации рабочей программы
3.2.1.Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение групповой комнаты
Наименование зон | Перечень |
Уголок двигательной активности | Мячи резиновые, пластмассовые (разного размера), бубен, кегли, обручи, массажные дорожки и коврики, ленты. |
Уголок природы | Комнатные растения, лейки |
Уголок сенсорного развития | Крупные мозайки, вкладыши, сборные игрушки (пирамидки, башенки, лото, крупные бусы для нанизывания, набор « Колышки и молоточек», набор «Прокати шарик», дидактическая коробка ( с вырезами по сторонам треугольной, прямоугольной, квадратной форм) с соответствующими вкладышами, матрешки. |
Книжный уголок | Тематическая подборка детской художественной литературы, предметные картинки. |
Уголок игровой деятельности | Напольный и настольный пластмассовый и деревянный конструктор, легкий модульный материал (различные по конфигурации и размеру блоки). Комплект кукольной мебели, игрушечная посуда, куклы, одежда для кукол, комплект постельных принадлежностей, гладильная доска, утюги, муляжи овощей и фруктов, коляски, машинки, игрушки- качалки. |
Музыкальный уголок | Дудочки, погремушки, металлофон, барабан, бубен, дидактический материал « Музыкальные инструменты», музыкальный волчок Ширма маленькая для настольного и кукольного театра, кукольный, пальчиковый театр, театр на стаканчиках по сказкам « Репка», « Колобок», « Курочка Ряба», шапочки, маски, куклы бибабо. |
Уголок ряжения | Шляпы, шапки, кепки, рубашки, бусы, платки, юбки, сарафаны. |
Оснащение спальной комнаты. Двухъярусные кровати для дневного сна с полным набором постельных принадлежностей, письменный стол.
Туалетные комнаты оборудованы раковинами для группы детей 1.5- 2 лет – индивидуальными горшками, мойкой для мытья детей, индивидуальными ящиками для полотенец и расчесок.
Буфетная оборудована раковинами для мытья посуды, ящиками для сушки и хранения посуды, полным набором столовой и чайной посуды.
3.2.2. Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение
№ | Методические пособия |
1 | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — © Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014 © «МОЗАИКА$СИНТЕЗ», 2014 |
2 | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР ДС « Белоснежка» |
3 | Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова, 1984 Москва |
4 | Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, Л.В. Белкина, 2004 Воронеж ТЦ «Учитель» |
5 | Знакомим малыша с окружающим миром, Л.А.Павлова, 1987 Москва «Просвещение» |
6 | Физическая культура для малышей, С.Я. Лайзане, 1987 Москва «Просвещение» |
7 | Развивающие игры для детей раннего возраста, Е.Н. Соляник, 2010 Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС |
3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы детей раннего возраста
в соответствии с ФГОС ДОУ
Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Строиться по следующим принципам:
Насыщенность среды
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность среды
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от темы занятия, темы дня, темы недели, времени года, с учетом интересов и запросов детей.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.
Вид помещения Функциональное использование | Развивающая среда |
Групповая комната
|
|
Спальное помещение
|
|
Приемная
|
|
Развивающая предметно – пространственная среда меняется по сезонности, с изменением образовательных задач.
Организация жизнедеятельности группы раннего возраста « Колобок» в адаптационный период
Технология построения и функционирования графика приема
детей раннего возраста в ДОУ
I этап. В первый день принимает 12 детей, которые распределены на 4 подгруппы по 3 человека. Прием ведется в разные временные периоды. В последующие 4 дня подгруппы меняются временным периодом 800 - 1000 3 ребенка 1000 - 1200 3 ребенка 1500 - 1700 3 ребенка 1700 - 1900 3 ребенка II этап. 5 – 6 день корректируем график приема по результатам привыкания 1-я группа 800 - 1200 6 детей 2-я группа 1500 - 1700 3 ребенка 3-я группа 1700 - 1900 3 ребенка III этап. Корректируем график приема; переводим детей с позитивными эмоционально-поведенческими реакциями в I и II гр. привыкания; постепенно увеличиваем время пребывания детей I подгруппы, учитывая индивидуальные особенности детей. 800 - 1200 8 детей 1500 – 1700 3 ребенка 1700 – 1900 1 ребенок 49 Адаптационный режим дня для группы раннего возраст 3.1.2. Примерный учебный план ДОУ Пояснительная записка План образовательной деятельности составлен с учетом Основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Белоснежка» и в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; IVэтап. Корректируем график приема; постепенно переводим детей с позитивными эмоционально-поведенческими реакциями в 1 подгруппу; увеличиваем время пребывания; во 2-ой половине дня принимаем новых детей.
В первые дни ребенок находится в детском саду не более 2-3 часов. Первые 16 вновь прибывших детей мы делим на 4 подгруппы по 4 человека, учитывая психоэмоциональное состояние, физиологические особенности и режим каждого ребенка (данные анкет и беседы с родителями). Согласно этому, дальнейший прием каждой подгруппы осуществляется в определенные временные периоды ( когда ребенок более расположен к общению - в утренние, дневные, вечерние часы).
1 неделя
Понедельник
Для постепенного привыкания детей мы предлагаем в первый день полное пребывание ребенка с родителями (12 детей)
с 8.00-10.00- первая подгруппа (завтрак, общение, игры).
с 10.00-12.00- вторая подгруппа (общение, игры, обед);
с 15.00-17.00 – третья подгруппа (полдник, общение, игры);
с 17. 00- 19.00- четвертая подгруппа (ужин, игры, общение).
Вторник: частичное пребывание с родителями (19 детей)
Анализируя первый день пребывания детей в ДОУ, предлагаем родителям сменить время пребывания в группе.
с 8.00-10.00- четвертая подгруппа (завтрак, общение, игры);
с 10.00-12.00- первая подгруппа (общение, игры, обед);
с 15.00-17.00- вторая подгруппа (полдник, общение, игры);
с 17. 00- 19.00- третья подгруппа (ужин, игры, общение).
Среда: пребывание детей без родителей (19детей).
с 8.00-10.00- третья подгруппа (завтрак, общение, игры);
с 10.00-12.00- четвертая подгруппа (общение, игры, обед);
с 15.00-17.00- первая подгруппа (полдник, общение, игры);
с 17. 00- 19.00- вторая подгруппа (ужин, игры, общение).
Четверг: пребывание детей без родителей (19 детей).
Каждый ребенок по данной схеме может пребывать в детском саду в разные режимные моменты.
с 8.00-10.00- вторая подгруппа (завтрак, общение, игры);
с 10.00-12.00- третья подгруппа (общение, игры, обед);
с 15.00-17.00- четвертая подгруппа (полдник, общение, игры);
с 17. 00- 19.00- первая подгруппа (ужин, игры, общение).
Пятница: пребывание детей без родителей (19 детей).
Используя дифференцированный подход в работе с детьми раннего возраста, анализируем первые дни недели пребывания детей в ДОУ. Определяем три группы детей по характеру привыкания и корректируем график приема:
1 группа привыкания - дети, в поведении которых определяющей является потребность в общении со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к играм, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни.
2 группа привыкания - дети, у которых отношение к взрослым и детям избирательное, настроение неустойчивое, при расставании с близкими ребенок плачет, но через некоторое время успокаивается, отвлекается на игры.
3 группа привыкания - дети, у которых безразличное отношение к детям, отсутствие близких вызывает тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных.с 8.00-12.00- 8 детей с первой группой привыкания (завтрак, общение, игры, обед);с 15.00-17.00- 4 детей со второй группой привыкания ( полдник, общение, игры)с 17.00- 19.00- 4 детей с третьей группой привыкания (ужин, игры, общение). 2 неделяПонедельник : повторяем график пятницы (19
детей).
Детей с первой группой привыкания знакомим со спальней в игровой форме: укладываем игрушки спать.
с 8.00-12.00- 8 детей с 1группой привыкания (завтрак, общение, игры, обед, знакомство со спальней);
с 15.00-17.00- 4 детей со 2 группой привыкания (полдник, общение, игры);
с 17.00-19.00- 4 детей с 3 группой привыкания (ужин, игры, общение);
Вторник(16 детей).
Корректируем график приема детей: переводим детей с позитивными эмоционально- поведенческими реакциями: 2 детей - на утро (1 подгруппа привыкания); 2 детей (2 подгруппа привыкания)- с 15.00
с 8.00-15.00- 10 детей с 1 группой привыкания (завтрак, общение, игры, обед, предлагаем детям лечь спать в кроватку: 8 детей+2 детей знакомим со спальней);
с 15.00-17.00 – 3 детей со 2 группой привыкания (полдник, общение, игры);
с 17.00-19.00- 3 детей с 3 группой привыкания (ужин, игры, общение).
Среда (16 детей)
Корректируем график приема детей: переводим детей, у которых полностью нормализовались эмоционально- поведенческие реакции (1 группа привыкания) с 8.00 часов.
Вновь поступивших детей принимаем с родителями с 17.00 часов.
Постепенно увеличиваем время пребывания в детском саду индивидуально для каждого ребенка, с учетом его психоэмоционального состояния и при необходимости варьируем план-график.
Соблюдение данного графика приема детей в ДОУ, позволит определить педагогу правильность распределения внимания и организовать педпроцесс.
Планируемая результативность:
В ходе работы должны соблюдаться все основные принципы адаптации;
- деление на группы, учитывая психоэмоционального состояние детей;
- неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможно пребывание с мамой);
- гибкий режим пребывания ребенка в детском саду;
- сохранение впервые 2-3 недели имеющихся у детей привычек.
Эффективность данной технологии адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет подтверждена следующими результатами:
- сокращение сроков адаптации;
- снижение показателей заболеваемости детей;
- игры- занятия могут начаться с октября месяца;
- своевременный выход родителей на работу;
- обеспечение более ранней социализации ребенка.
В совокупности вышеперечисленные показатели результативности позволят улучшить качество воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста.
Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в ДОУ, индивидуальный подход к каждому ребенку и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Гибкий режим группы (индивидуальный режим посещения), устанавливается при желании родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, на основании договора и заявления от родителей (законных представителей).
Оздоровително-закаливающие процедуры группы. Во время сна, рекомендуемая температура воздуха в спальной комнате до 150С. Для полноценного закаливания детей второго года жизни необходимо благоприятный воздушно-тепловой режим в помещении, что обеспечивает регулярным проветриванием групповой комнаты. Закаливание осуществляется во время переодевания детей в течение 1-2 мин при нормальной температуре воздуха в группе (210С)
Виды детской деятельности для детей раннего дошкольного возраста
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- Двигательная деятельность
- Познавательно-исследовательская
- Коммуникативная – общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок и т.д.)
- Восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) 2015-2016 учебн6ый год....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет на 2017-2018 учебный год Составитель: Хасанова Г.С.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Основная идея Программы заключается в гармон...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет
1. Цель и задачи реализации Программы Цель и задачи реализации Программы.Цель: обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Цель Программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет....