«Цветотерапия в работе с гиперактивными детьми.»
учебно-методический материал (старшая группа)
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
Задачи:
• обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
• формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает, какого цвета данные предметы.
Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа в основном строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. Очень важно правильно подойти к подбору материала.
Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya_v_rabote_s_giperaktivnymi_detmi.odt | 208.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Цветотерапия в работе с гиперактивными детьми.»
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
Задачи:
• обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
• формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает, какого цвета данные предметы.
Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа в основном строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. Очень важно правильно подойти к подбору материала.
Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости. Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы.
Начинать эту работу следует в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе.. Детям свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц.
Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, получили название - гиперактивность с дефицитом внимания.
Основные проявления гиперактивности - подвижность и отвлекаемость - характерны для поведения многих детей. Точная диагностика этого состояния не так проста, как может показаться на первый взгляд. Родители с медлительным темпераментом и размеренным образом жизни могут думать, что их активный здоровый ребенок страдает гиперактивностью. Другие родители объясняют даже очень выраженные проявления повышенной активности своего ребенка его ’’шустростью’’ и’’живостью’’ и отказываются от предлагаемой им специальной помощи.
Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому следует зонировать помещение и с помощью цвета. Например, в спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-голубой цвет; в комнате отдыха – зеленые цвета на фоне светло-желтых стен; в группе нежный персиковый цвет вуали на окнах создает атмосферу уюта и тепла; в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!»
Цвета оказывают влияние на человеческие чувства. Тёмные, блёклые, серые цвета вызывают детей скуку, печаль. Яркие, светлые, розовые – радость, бодрость.
В старшем дошкольном возрасте интересны игры и упражнения для расширения цветового восприятия, повышения цветовой чувствительности, развития образного мышления, творческих способностей, обогащения словарного запаса. Занятия с элементами цветотерапии помогают ребёнку в осознании своих личностных качеств, в накапливании социального опыта, когда ребёнок вступает во взаимодействие с окружающим миром. Но без взаимодействия с родителями такая работа была бы неполной, так как только в семье ребёнок приобретает первоначальный опыт общения, а на основе доверия к окружающему миру и близким людям, проявляется любопытство, любознательность, познавательная активность.
Совместная работа подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия, прежде всего, нужны детям для их полноценного развития, совместная деятельность родителей и детей способствует появлению в семье общих интересов, и вызывает особую гордость и значимость у ребёнка.
В результате ребенок расширяет границы общения с миром, он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Вес это помогает ему в среде и способствует усвоению учебного материала.
Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение, корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для ребенка в процессе усвоения учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов
Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...
Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей
Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей...
План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.
Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...