Ранняя профориентация дошкольников
статья (подготовительная группа)

Колобова Ольга Константиновна

Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть. От ответа на вопрос: «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни.

Представление о профессии начинает формироваться еще в раннем детстве и носит игровой и подражательный характер. Позже вектор направленности интересов может меняться, ребёнок осознает всю широту раскрывающихся перед ним возможностей и анализирует свои склонности и умения.

Дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и поэтому не должно быть в стороне от данной проблемы. А проблема заключается в том, что общество столкнулось с колоссальной нехваткой квалифицированных специалистов.

Как же помочь маленькому человеку определиться в многообразии профессий?

Разумеется, ребенок не остается один на один с грузом принятия решения. Значительную помощь на этом этапе его жизненного пути может оказать профессиональная ориентация, которая подразумевает систему мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий.

Само определение «профориентация» многоплановое понятие, но, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, правомерно рассматривать траекторию работы по данному направлению, как систему мероприятий, направленных на  ознакомление с миром профессий и раскрытие задатков и склонностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация дошкольников

Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть. От ответа на вопрос: «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни.

Представление о профессии начинает формироваться еще в раннем детстве и носит игровой и подражательный характер. Позже вектор направленности интересов может меняться, ребёнок осознает всю широту раскрывающихся перед ним возможностей и анализирует свои склонности и умения.

Дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и поэтому не должно быть в стороне от данной проблемы. А проблема заключается в том, что общество столкнулось с колоссальной нехваткой квалифицированных специалистов.

Как же помочь маленькому человеку определиться в многообразии профессий?

Разумеется, ребенок не остается один на один с грузом принятия решения. Значительную помощь на этом этапе его жизненного пути может оказать профессиональная ориентация, которая подразумевает систему мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий.

Само определение «профориентация» многоплановое понятие, но, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, правомерно рассматривать траекторию работы по данному направлению, как систему мероприятий, направленных на  ознакомление с миром профессий и раскрытие задатков и склонностей детей.

Исходя из этого, мы определили цель работы как развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий, создание условий для формирования любознательности, получения новых впечатлений, проявления своей силы и возможностей в различных видах деятельности и профессий.

И поставили перед собой задачи: обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;

  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
  •  показать  детям важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования самые маленькие дошколята знакомятся с профессиями, которые окружают их ежедневный мир: повар, прачка, дворник, медицинский персонал детского сада. Непринуждённая беседа взрослых с детьми, непосредственное наблюдение за деятельностью хорошо знакомых взрослых обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к их трудовой деятельности.

Круг интересов старших дошкольников значительно расширяется, в том числе благодаря проектной деятельности.

Так проект, реализованный на муниципальном уровне «Северодвинск: будущее в настоящем» гражданско-патриотической направленности имел своей целью расширить представления о профессиях, представленных на предприятиях города, показать значение труда конкретного человека для общего блага, воспитывать желание подражать своим родителям.

В рамках его были организованы тематические встречи с интересными людьми творческих профессий: художниками, поэтами, музыкантами. В ходе которых дети интересовались, где учатся на художника, как получаются стихи?

Очень значима профессия врача в современном мире. Врачи всегда будут нужны обществу, поэтому необходимо знакомить с этой интереснейшей и сложной профессией. Педагоги расширили рамки представлений и познакомили с профессией ветеринарного врача. Потому, что, по словам И. П. Павлова: «Врач лечит человека, а ветеринар – человечество»; и профессией врача - стоматолога.

На  протяжении трех лет с 2017-2020 г.г. дошкольному учреждению был присвоен статус «пилотной» площадки по профилактике стоматологических заболеваний среди детей дошкольного возраста. По данному направлению накоплен большой опыт работы. На базе детского сада проходили проблемные семинары, практические занятия для детей, воспитателей, специалистов и родителей воспитанников.

Не может город и люди, живущие в нем обойтись без профессии продавца, учителя, библиотекаря. Дошкольникам хорошо известны эти профессии, так как нет такого ребенка, который не ходил бы с родителями в магазин, не готовился бы к поступлению в школу и не имел бы дома хотя бы маленькой библиотечки. Занятия с ТРИЗовской составляющей позволили старшим дошкольникам сделать самостоятельно вывод о значимости той или иной профессии в жизни людей.

В этом учебном году в ДОО реализовали краткосрочный познавательно-информационный проект "Профессии моей семьи", благодаря которому старшие дошкольники расширили представления о мире современных профессий: архивариус, стилист, администратор медицинского центра; инженер-конструктор, учились устанавливать взаимосвязь  между разными видами труда, прочувствовали его значимость и необходимость.

Дети, живущие в Северодвинске, по-особому относятся к профессиям, связанным с кораблестроением. Хотя бы один член семьи обязательно связан с градообразующими предприятиями нашего города. Цикл бесед, просмотр видеороликов, тематический вечер «Северодвинск – город корабелов" продемонстрировали важность и значимость труда-корабела.

Дети увидели, механизмы, габариты цехов, поняли, как много надо знать и уметь, чтобы обращаться с «умной» техникой. Электрик судовой, прессовщик-вулканизаторщик, мастер корпусных работ, а ведь это профессии их отцов и дедов. Узнали старшие дошкольники и о профессии архивариуса, инженера-конструктора. Совместные планы с АРО ООО «СоюзМаш», по – новому окрасили профориентационную составляющую в плане воспитательных мероприятий.

Огромная работа была проведена  в рамках подготовки и проведения выставки макетов, выполненных родителями с детьми. Выставка-конкурс «Архитектурная мастерская» дала представление о труде архитектора, строителя. О тех профессиях, которые создают облик города, делают его комфортным и привлекательным для проживания и работы.

И все это в рамках одного долгосрочного проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....