Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".
консультация (младшая группа) на тему
"Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко»
села Покойного Буденновского района»
Консультация для воспитателей
"Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".
Воспитатель: Керимова Г. И.
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т.к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. Дети часто задают вопросы «когда?», «как?», «почему?», «откуда?», и чтобы получить на них ответы есть только один путь – экспериментирование. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Во время экспериментально-исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка. С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки. В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет?...Круг явлений с которыми экспериментируют старшие дошкольники расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегают звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения и инерции: Почему движутся предметы?
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему?» и «как?».
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать самостоятельность ребенка, а также его творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность дошкольников"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон.Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различногорода исследователь...
Буклет "Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности"
Буклет для родителей...
Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"...
Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
quot;Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"...
Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методику экспериментирования более углубленно. В н...
Консультация для родителей«Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития»
В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, ...
Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности
Буклет для родителей по теме детского экспериментирования...