Мастер-класс для педагогов «Мастерская по созданию мини- музея национального быта»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов
«Мастерская по созданию
мини- музея
национального быта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-_muzeya_natsionalnogo_kostyuma.docx | 225.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Мастерская по созданию
мини- музея
национального быта»
Мастер – класс «Мастерская по созданию мини – музея национального быта»
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего народов Поволжья – организация в детских садах мини-музеев.
Свою работу в мини – музеи можно строить на:
- Принципе непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
- Принципе партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные:
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие:
активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские:
формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Цель и задачи развития музея:
- Знакомство детей с культурными традициями народов Поволжья, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
- Знакомить с народным фольклором.
- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
- Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты
Итак, я приглашаю коллег для помощи в проведении мастер-класса:
Мастерская по созданию мини-музея
Ход мастер-класса:
1) Коллеги, прошу подойти к столу и посмотреть на экспонаты, которые мы собрали совместно с родителями и детьми в нашей группе из их быта и семейных традиций. Как вы думаете, есть ли здесь предметы, которых, что то объединяет? Совершенно верно, это экспонаты из серии Русский сувенир. Давайте уберем всё лишнее (убираем в коробку).
2) Давайте с вами теперь посмотрим на предлагаемое пространство и выберем – как мы расположим наши экспонаты – полка, стеллаж, подиум, стол, - расставили.
3) И осталось нам что сделать? Придумать совместно название нашему мини-музею.
Итак, коллеги, у нас с вами появилось образовательное пространство мини музей. Но для того, чтобы ребята прониклись нашей идеей, осознали важность этого пространства, могли приглашать детей из других групп и быть экскурсоводами, его необходимо проработать , что я сейчас и хочу вам продемонстрировать.
Предлагаю разделиться на группы и занять места.
1) работа с тестом.
2) Ваша группа занимается Художественно-эстетическим развитием: Создать узор по собственному замыслу на доске и ложке.
3) сделать своими руками национальные коврики
4) украсить полотенце – рушник, с помощью тесьмы, ленты.
Пока коллеги выполняют задание, я вам хочу рассказать, с чего все начиналось.
Следуя интересам детей, в нашей группе были созданы мини музеи (музей «Матрешки», музей «Мордовия», музей «Народные промыслы» и др.).
В создании мини - музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к общему делу. Все экспонаты созданы совместными усилиями детей, воспитателей и родителей. В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, а в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Посещать мини – музеи можно каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь ребенок и родители являются соавторами, творцами экспозиции.
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины
1.Назовите столицу Татарстана. (Казань.)
2.Что было главным в русской избе? (Печь.)
3.Национальное блюдо удмуртов. (Перепеч).
4.Главная книга мусульман? (Коран.)
5.Одиниз городов Удмуртии монголо-татары когда-то назвали городом жёлтой рыбы (если точнее, стерляди). Что это за город?
(Сарапул. В пер. с монгольского - «сара» - жёлтый, «пул» - рыба.)
6. Что является образом традиционного богатства чувашского народа. (Шишки хмеля.)
7. Город Уфа – столица, какой республики? (Башкортастан.)
8. Как в старину назывались марийцы? (Черемисы.)
9. Удмурты называли его корка Кузе, а как его называли русские? (Домовой.)
10.Как называется мордовский женский костюм? (Панар.)
11.Назовите столицу Марий Эл? (Йошкар – Ола.)
12.Как называют удмурты птицу счастья? (Воршуд.)
13.Головной убор у чувашской замужней женщины. (Сурпан и хушпу.)
14.Что в старину у русского народа называлось «Божьей ладонью»? ( Обеденный стол.)
15.Национальное блюдо башкир? (Казы, бишбармак, кулама, кумыс.)
16.Река в городе Казани? (Казанка.)
17.Русские встречают хлебом, солью, а татары… (Чак – чак.)
18.На какие два субэтноса делится мордва? (Мокша и эрзя.)
19.В переводе с удмуртского языка это блюдо называют «хлебное ухо», что это на самом деле? (Пельмени.)
Вернемся к нашему мастер классу.
1. Ну что первая группа готова?! Вам слово, расскажите, что вы «испекли», блюда, каких народов
2. Вторая группа – вот такие «Чудо – узоры» получились!
3. Третья группа ваши красивые коврики!
4. Четвертая группа – представьте нашему вниманию рушники!
Также в рамках данного мини-музея не остается без внимания и физическое развитие: с детьми можно поиграть в группе или на улице в любую народную игру.
А у нас музыкальная минутка!
(Игра на ложках под музыку)
Прошу встать коллеги!
«Ложки в руки мы возьмем
И играть скорей начнем!»
(Коллеги могут либо повторить, либо попробовать придумать, что-то свое).
Коллеги, по желанию продолжите фразу:
Я возьму в свою копилку….
Или
Я ухожу с мастер-класса….
Спасибо коллегам, проходите на свои места!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Мини - музеи в детском саду начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения экспонатов, формируется полноценная музейная экспозиция. Дети вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)
"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...
Мастер класс для педагогов: «Регистрация и создание мини сайта на nsportal.ru»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок»Согласованно:...
Консультация для педагогов «Концепция создания мини-музеев в ДОУ»
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, ист...
Мастер-класс с педагогами "Создание мини-музея в детском саду"
Музей – это то место, в котором для ребёнка можно устроить настоящий пир знаний! Главным угощением будут зрелищные экспонаты несущие в себе завораживающие истории. Непривычная обста...
Памятка для педагогов по созданию мини - музеев.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории ...
Знакомство дошкольников с традициями и бытом казачества посредством создания мини-музея "Казачий курень"
Создание мини-музея «Казачий курень» в ДОУ, позволило бы расширить представление детей старшего дошкольного возраста о быте и традициях казачества....
Рекомендации для педагогов по созданию мини - музея
Мини-музей в детском саду...