Знакомство дошкольников с традициями и бытом казачества посредством создания мини-музея "Казачий курень"
материал (старшая группа)

Бельтикова Ирина Петровна

Создание мини-музея «Казачий курень» в ДОУ, позволило бы расширить представление детей старшего дошкольного возраста о быте и традициях казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kuren_-_kopiya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика, как инновационная технология для организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Слайд№1

Доклад на тему: Знакомство дошкольников с традициями и бытом казачества посредством создания в ДОУ мини-музея «Казачий курень»

                                                Выполнила: Бельтикова Ирина Петровна- педагог  

                                                                                дополнительного образования

Слайд№2

      История России, летопись островного региона неразрывно связана с историей казачества, заслуга которого отражена как на гербе Сахалинской области, так и увековечена в мемориалах, памятных знаках, посвященных казакам-первопроходцам. Изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.

Создание мини-музея «Казачий курень» в ДОУ, позволило бы расширить представление детей старшего дошкольного возраста о быте и традициях казачества.

Слайд №3

Для воссоздания старинного интерьера в ДОУ использовалось методические пособие Ставропольского краевого Дома народного творчества «Казачье подворье». Учитывались основные принципы организации мини-музея: наглядность, доступность, содержательность, безопасность, подвижность структуры занятий-экскурсий и обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ. Вся экспозиция расположилась в отдельном помещении музейной комнаты. Предметы быта были выставлены в определённую экспозицию по их назначению и применению в быту.

Слайд №4

Стол, покрытый белой скатертью, на котором красуется самовар. Чаепитие было центральной частью жизни казаков. И самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Керосиновая лампа, которое освещала жилище. Во внутреннем убранстве «Куреня» центральным местом «божница Святой угол», который имеет важное значение и благодаря своему убранству, он сразу же притягивает к себе взор входящего. Подаренная старинная икона обрамлена вышитым белоснежным полотенцем -рушником. В «божнице» предметы имеющие священное или обрядовое значение которые сохраняли: лампада, куличи, пасхальные яйца. На полках расставлена домашняя утварь из дерева, глины, металла.

Слайд №5

 Макет русской печи с изображением лежанки, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали. Чугунная посуда, кочерга, ухват, плетённые корзины, стиральная доска.

 Слайд №6

Кровать с сшитым из лоскутков одеялом. Подвешенная, под потолок, колыбелька с шатровым покрытием. Она была удобна тем, что ее можно было взять с собой в поле и разместить на любое дерево или крючок.

 

Слайд №7

Недалеко от кровати стоит сундук, хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. Деревянная тумбочка со швейной машиной и шкатулкой для украшений. Вдоль стены стоит лавка, покрытая рогожкой. На ней кадки, которые казачки использовали для хранения сыпучих продуктов и замешивания теста. Зеркало, украшенное орнаментом, которое служило не только для отражения красоты хозяйки дома, оно украшало сам дом. Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты-фотографии на стене -традиционные семейные реликвии. На стене плюшевый ковёр, на котором разместились картины, черкеска с шашкой.

Слайд №8

Процесс создания экспозиции прошёл в тесном сотрудничестве всех педагогов ДОУ, детей и родителей. Дошкольники стали не просто посетителями, а участниками процесса при сборе, изготовлении и пополнении экспонатами мини-музея. Семьи ребят принесли в дар детскому саду предметы быта, мебели, посуды, текстиль своих прабабушек.  Так в нашем «Курене» появились семейные реликвии, чем очень гордятся наши дети, видя свою причастность к созданию мини-музея, что являются соавторами, творцами экспозиции.

  Слайд №9

Одной из основных «взрослых» проблем при создании мини-музея является стремление «прописать» его в определенном месте навечно. В результате музей действительно становится «изюминкой» детского сада, его показывают гостям. Но для детей он постепенно превращается в обычный фрагмент общего интерьера. Учитывая, что в обычной жизни посещение музея для детей -это особое событие, почти праздник, музей в детском саду постепенно теряет возможность воздействовать на детей за счет новизны и неожиданности. При разработке методов и форм работы по ознакомлению с бытом казачества было решено придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

Визит в мини музей вызвал у наших дошколят яркий позитивный эмоциональный отклик. Многие из них стали инициаторами семейного похода в «Казачий курень». Чтобы удержать это внимание, при построении жилища казаков мы не стали ограничиваться стандартной расстановкой.

Слайд №10

 После проведения первых ознакомительных экскурсий провели открытие новых экспозиций, трансформируя горницу согласно темам проекта «Казачество». В отдельной от «куреня» музейной комнате проводятся мероприятия по более глубокому исследованию детьми предметов, организовывается самостоятельная творческая деятельность детей. Традиционная форма-беседа, рассказ-нередко сопровождается использованием мультимедийных средств.

Окунуться в историю, примерить на себя образ казака и казачки, рассмотреть содержимое сундука, подобрать себе украшение всё это стало возможным для ребят при знакомстве с выставкой «история происхождения казачьего костюма»

Слайд №11

 При изучении домашней утвари «Посуда казаков» дети примерили на себя роль гончаров, экспериментировали с глиной, познавая её свойства, лепили горшки. Узнали, что они имеют разное применение. Новые совсем неизвестные названия изделий пополнили словарный запас ребят.

Слайд №12

В процессе изучения обрядов, традиций, праздников изготавливали куклы-обереги, на печке «пекли» импровизированные блины. Творческие работы-экспонаты детей и родителей пополнили наш курень: пасхальные яйца, куличи, обрядовые куклы. Наш музей находится в начале своего развития. Он будет развиваться и дальше, поскольку есть интерес к нему и со стороны детей, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. У ребят, появилась возможность исследовать предметы, брать их в руки, рассматривать, узнавать из чего они сделаны, историю создания и традиции применения их казаками.  Посиделки в курене притягивают внимание детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков, в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия.

Слайд №13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения дошкольников к традициям и культуре казачества»

Методическая разработка направлена на достижение программной цели, развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста....