"Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное
учреждение детский сад «Белочка»
Доклад
Для районного методического объединения
Тема: формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков.
Докладчик: Михайлова Л.А
Воспитатель МКДОУ
Детский сад «Белочка»
Тайшет
2021 год
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все, постоянно приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной и других видах деятельности. Наша задача научить ребенка мыслить, правильно формулировать свои мысли, анализировать, сравнивать. Формирование функциональной грамотности у детей - одна из важнейших задач современного образования.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
И я нашла для себя такую технологию - технологию сочинения лимериков.
Лимерик - это юмористические стихи. Сначала мне показалось, что сложно будет заинтересовать и научить детей сочинительству. Но правильно говорят «не узнаешь, пока не попробуешь». Ещё Марк Шварц заметил: «Писать стихи – не сложно. Главное – это понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение – вы увидите, что писать стихи не так уж сложно».
Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строки в нем рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов рекомендуют начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Я со своими детьми начала работу со старшей группы. Подготовка велась при помощи известных всем игр и творческих заданий: «Доскажи словечко», «Рифма или нет?», «Чистоговорки», Найди ошибку» и т.д.
Для большей наглядности распечатала парные картинки, например, подушка – лягушка, маска – каска, мост – хвост и т.д. Картинки перемешиваются, детям предлагается найти те, которые рифмуются. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей. Или же сама раскладываю картинки по парам, а одну, две пары намеренно путаю. Задача детей найти эти ошибки и исправить.
Перейти ко второму этапу – составление строки очень удобно с дидактической игрой «Круги Луилля». Это 3 круга, разные по диаметру, скреплённые между собой в центре.
1 круг – это персонаж, о котором будет стихотворение.
2 круг - это прилагательное, обозначенное символом
3 круг - сравнительное существительное.
Единственная проблема была при придумывании сюжета лимерика – дети постоянно отвлекались. Куда только не заносила их фантазия. Поэтому нужно было постоянно возвращать их к началу лимерика и пояснять, что строчки должны заканчиваться выбранным словом.
Перед тем как начать сочинять лимерики познакомились с моделью составления.
Жил-был объект (имя объекта и его привязанность к местности. Хотя второе необязательно)
Какой? (здесь говорим об особенностях объекта)
Что делал? (какая история с ним приключилась)
С кем общался? (можно рассказать, чем закончилось его приключение)
Вывод
Предлагаю детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (синичка – спичка, ветка - пипетка). Эти слова подставляются в первые 4 строчки. Вместе с детьми сочиняем текст лимерика по модели.
В процессе напоминаю, что рифмовать можно не только название предметов, но и их действие и признаки.
Жила была птичка – синичка
Любила она играть в спички.
Подожгла она как- то ветку
И тушила огонь из пипетки.
Вот какая глупая птичка.
Функциональная грамотность – это способность использовать новые знания, умения, навыки для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Дети определили проблему – Рома показывает язык, как его отучить? О нем получилось такое стихотворение:
Жил был мальчик Рома,
Ростом меньше гнома.
Но Ромин язык был такой большой,
Что сравнить его можно с китайской лапшой.
Вот такой длинный язык у Ромы.
Роме понравилось, что про него сочинили стихотворение, даже выучил его. При этом даже не обиделся. После этого стихотворения Рома перестал показывать ребятам язык.
Постепенно дети втягиваются в процесс и сочиняют лимерики свободной формы по любому поводу. И я стала использовать данную технологию в разных образовательных областях. Например, на прогулке:
Светило солнце свысока,
Его закрыли облака,
Набежали злые тучи.
В группу мы вернемся лучше.
Это значит - будет дождь.
Изначально ребятам было сложно составить даже двустрочники, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по размеру строк.
Следующий наш шаг – работа с родителями. Я предложила ребятам научить своих родителей составлять лимерики. Посмотрим, что из этого получится.
Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится. Лимерик тем и хорош, что представляет собой смешную нелепицу. То есть, можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.
А сегодня я предлагаю вам попробовать составить лимерик, пройдя все этапы от парных картинок до составления пятистишья. Например, о нас с вами. Как мы стараемся научиться придумывать лимерики. Для этого нам понадобится рифма к слову «воспитатель». Итак,
Этап 1: подбери рифму.
- Перед вами кошка. Подберите из предложенных вариантов, рифмы к слову «кошка». /Воспитатели подбирают рифмы к данному слову. /
Вы замечательно справились. Теперь усложним задание. Игра «Найди ошибку и исправь». - -- Вам предложены два ряда слов, они разбиты на рифмы, но не все. Здесь есть ошибка. Найдите её.
Вы верно определили ошибку. Молодцы!
- Теперь я предлагаю вам найти парные картинки, которые будут друг для друга рифмой.
- Для того, чтобы выполнить следующее задание на нужно разделиться. Предлагаю первому ряду придумать слово, к которому второй ряд будет подбирать рифму.
Вот мы и научились на слух подбирать рифмы к словам.
- Теперь пробуем придумать сравнительное предложение с помощью дидактической игры «круги Луилля». Помним схему: персонаж – прилагательное – сравнительное существительное.
Вот и пришло время самого интересного, составления непосредственно лимерика. Вспоминаем схему: 1 строка – персонаж. Чаще всего строка начинается со слов «жил – был.»
2 строка – знакомит нас с особенностями персонажа. Не забываем, что эти две строчки рифмуются.
3 строка – Какая история приключилась с персонажем?
4 строка- Чем закончилось приключение? Помним, что эти две строки тоже рифмуются между собой.
Ну и 5 строка- итог. Чаще всего повторяет первую строку с небольшими изменениями.
Ну, а теперь послушаем, что же у нас получилось? / Зачитываю стихотворение/
А теперь, давайте попробуем придумать лимерик про нас – воспитателей.
Придумываем рифму к слову «воспитатель».
Например, воспитатель – испытатель.
Этап 2: придумывание строчки. Помним, что первая строка должна говорить о ком пойдет речь и о том, откуда этот персонаж.
«На РМО собрались воспитатели…»
Этап 3: подбор рифмованной строчки.
«Всех технологий земных испытатели…»
Этап 4: Что делали?
«над лимериком долго смеялись…»
Этап 5: Что получилось?
«и в настроенье хорошем остались».
Этап 6: Итог.
«Вот такой это чудо - стишок».
Надеюсь, что мой опыт работы будет полезен. Предлагаю вам воспользоваться им, и вы увидите, на сколько это интересно детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....
Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
Материал, помогающий освоить технологию сочинения коротких,шуточных стихов....
"Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков"
презентация мастер - класса...
Презентация "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"
опыт работы по теме "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"...
Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...
Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников
Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось: наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку реш...