Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось: наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать простейшие жизненные задачи, т.е. сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году . Под функциональной грамотностью подразумевалось: наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать простейшие жизненные задачи, т.е. с начала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности. В 1978 году организация ЮНЕСКО дополнила это определение: «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности и способен использовать свои знания для решения любых жизненных задач»
На формирование функциональной грамотности нацелена и государственная политика в сфере образования в Российской Федерации. Так, в 2018 году Указом Президента РФ № 204 были обозначены национальные цели и стратегические з адачи развития РФ, а именно: - Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; - Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
И так, было определено, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
В соответствии с ФГОС ДО работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. ( Например: функциональная готовность ребенка к школе)
В дошкольном возрасте развивают 4 вида ключевых грамотностей: читательская грамотность (речевая активность ); математическая грамотность; естественно-научная грамотность; социально-коммуникативная грамотность .
Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни . Форма работы: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; восприятие художественной литературы, фольклора.
Математическая грамотность Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Форма работы: Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.).
Естественно-научная грамотность Способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений . Форма работы: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Социально-коммуникативная грамотность Совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социо -культурных ценностей, норм и правил поведения . Форма работы: Формирование социально-коммуникативных навыков (умения общаться, слушать и понимать друг друга), умение использовать различные формы речевого этикета. Формирование умения владеть собой, умение анализировать ситуацию.
Задачи педагогов по развитию у детей функциональной грамотности включают: Помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир. Научить детей адаптироваться в любых ситуациях. Научить детей быть инициативными, способными творчески мыслить . Научить детей находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Как организовать работу по формированию функциональной грамотности у дошкольников Будет ли образовательный процесс в детском саду помогать формировать основы функциональной грамотности воспитанников, зависит от двух факторов: 1) Отбор содержания – которое должно быть системным и научным. Системность содержания предполагает, что педагоги знакомят детей не с набором отдельных фактов об окружающем мире, а организуют знания, чтобы формировать целостную связную картину мира. Это происходит за счет использования обобщающих понятий , научных терминов и соответствующей им системы информативной наглядности, к которой относятся карты, схемы, планы, модели. 2) Методика преподнесения материала детям: – педагоги должны использовать качественную, современную информационную наглядность (например : карты, глобус, классификации, таблицы, ленту времени. Числовая прямая более информативна, чем плакат с цифрами. На занятии, например по познавательному развитию, педагог должен использовать реальные объекты, а не муляжи; предоставить детям возможность для собственной исследовательской практики; - организовать пространство для познавательной инициативы ребенка.
Помните, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо проводить любое занятие с качественными наглядными материалами, а не строить занятие только на монологе педагога. Так же необходимо помнить об организации развивающей предметно-пространственной среде в группе.
РППС в группах по естествознанию игрушки с различным принципом движения; конструкторы с различным принципом крепления деталей; озвученные игрушки с разным принципом звукоизвлечения (струны, клавиши, колокольчики, свистульки, барабаны); коллекции: «Колокольчики», «Свистульки», « Шумелки и гремелки »; измерительные приборы и инструменты модель солнечной системы; телескоп школьный; лупы, бинокль, подзорная труба; коллекция часов; коллекции материалов: ткань, дерево, резина, пластик, металл, глина, стекло; коллекция металлов: железо, алюминий, медь, серебро, сталь; пробирки и колбы прозрачные микроскоп, лупа; оборудование для проращивания и выращивания растений с наблюдением за ними;
РППС в группах по естествознанию грядка и клумба на участке группы; коллекции «Лён», «Хлопок», «Шерсть» гербарий; коллекция ракушек; образцы : песок (разные виды), глина, плодородный слой (земля), камни, ракушки и мел; коллекции минералов; детские атласы; карта мира; г лобус; дидактические формы-вкладыши, пирамидки, матрешки; кубики строительные; плакаты с изображением цифр, фигур; модель: числовая прямая; модель: лента времени; индивидуальный счетный материал не менее 20 единиц
Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный , познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
Материал, помогающий освоить технологию сочинения коротких,шуточных стихов....

"Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков"
презентация мастер - класса...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков"
Мастер-класс...
Презентация "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"
опыт работы по теме "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...