Технологическая карта В.Драгунский "Тайное становится явным"
методическая разработка
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Тип урока: изучение нового материала, работа с книгой.
Планируемые достижения:
Предметные: знать произведения В. Драгунского; характеризовать героев произведения; называть особенности юмористического произведения; восстанавливать текст на основе сюжетных картинок; составить план рассказа; решить проблему, поставленную на уроке.
Метапредметные:
Познавательные УУД: анализировать книги на выставке; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения; составлять план и пересказывать текст по плану.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности; контролировать выполнение плана; оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД: формирование и аргументация своего мнения; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; умение слушать и понимать речь других; умение убеждать и уступать.
Личностные УУД: проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей; становление мотивационной основы учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; формирование интереса к чтению, читательских компетенций.
Задачи: познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; учить работать с книгой; определять тему выставки книг; учить характеризовать героев произведения; учить определять особенности юмористического произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения; развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст; способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения; формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность; воспитывать честность.
Технологическая карта урока представлена в таблице И.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме В. Драгунский «Тайное становится явным»
Этапы урока | Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организа-ционный этап | Организует эмоциональный настрой на урок. Психологическая гимнастика. Какое время года наступило? Покажите, как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло. Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней. Вот дождь прошел и вы улыбнулись. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Л: Мотивационная основа учебной деятельности. П: Учебно-познавательный интерес к уроку. Формулирование познавательной цели. К: Планирование учебного сотрудничества Р: Волевая саморегуляция. |
Продолжение таблицы И.1 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Речевая разминка | Организует процесс повторения. -Прочитайте загадку скороговоркой. -Прочитайте загадку выразительно. -Скажите что это? | Читают загадку скороговоркой, а затем выразительно. Говорят отгадку. Лежит круглый, золотистый На тарелочке на чистой. Рот открыл я, сколько мог,- Откусил большой кусок! Он мне сладеньким казался- Очень кислым оказался! (Лимон) | Л: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности П: Построение логической цепи рассуждений. К: Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества Р: Познавательная инициатива. |
Продолжение таблицы И.1 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Мотива-ционно-ориентиро-вочный этап. | Создание мотивационной основы учебной деятельности. 1.Учебная задача. Предлагает познакомится с выставкой книг. В. Драгунского: «Сверху, вниз, наискосок», «Денискины рассказы», «Друг детства», «Веселые рассказы», «Надо иметь чувство юмора», «Похититель собак», «Хитрый способ», «Заколдованная обувь», «Фантомас». Учитель задает вопросы: «Рассмотрите выставку книг . Кто автор этих произведений? Назовите произведения, которые вам уже знакомы, о чем они? Можно ли сказать, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими?» 2.Актуализация знаний. Предлагает выполнить задание на с. 84 рабочей тетради. (-Откройте рабочие тетради на с.84. -Запишите список книг В. Драгунского в рабочую тетрадь) Учитель задает вопрос: «Что вы знаете об этом писателе?» Рассказывает о В. Драгунском: Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. Физкультминутка Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре- руки вниз. | 1.Ученики рассматривают выставку книг, называют знакомые произведения, вспоминают их сюжеты, доказывают, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими. 2.Составляют и записывают в тетрадь список книг В. Драгунского. Слушают внимательно, пытаются пересказать. | Л: Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. П: Хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях. Восстанавливать последовательность событий. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать, группировать в соответствии с заданным условием К: Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Отвечать на вопросы Р: Принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Создание проблем-ной ситуации | Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает поработать с еще одним произведением В. Драгунского на с.159 учебника. Просит прочитать название произведения. Предлагает рассмотреть иллюстрации и описать их. Задает вопросы: «Что вы заметили? Как вы думаете, о чем это произведение? Всегда ли тайное становится явным? Как автор попытается доказать, что тайное становится явным? Почему? | Читают название рассказа. Прогнозируют сюжет, героев по названию и иллюстрациям на с.159 Оценивают наличие необходимой информации для ответа на вопросы, выделяют пробелы. Объясняют свое понимание выражения - тайное становится явным. | П: Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. К: Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Р: Сотрудничество с учителем. Ставить новые учебные задачи. |
Продолжение таблицы И.1 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Поисковый этап | Обучение планированию деятельности Учитель задает вопросы: «Что поможет нам решить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?» Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы. В результате на доске могут быть записаны этапы: 1.Прочитать произведение, определить героев, их характеристика, последовательность событий, основную мысль. 2.Составить план произведения. 3.Выяснить всегда ли тайное становится явным? | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты решения проблемы. Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра. | К: Участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение. Р: Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Проговаривание последовательности своих действий. |
6. Практи-ческий этап (реализа-ция плана) | Учитель организует следующую работу: 1.Первичное чтение произведения В. Драгунского «Тайное становится явным» (чтение детьми) Чтение по частям, останавливаясь перед вопросом. Чтение вопроса, предположение, что будет дальше. Затем продолжение чтения. Спрашивает: «От чьего лица ведется повествование?» 2. Работа над сюжетом и характером героев. Задает вопросы: «Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу? Любил ли он манную кашу? А что любите есть вы? Что очень не любите? Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь? Предлагает обсудить, что делает этот рассказ юмористическим. Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание детей, что нельзя обманывать. Все наши плохие поступки не остаются безнаказанными. 3.Работа в парах. Предлагает выполнить задание на с.84 рабочей тетради и составить план рассказа, на основе смысловых частей. Примерный план. 1.Дениска раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак. 3.Предложение мамы. 4. Мучения с кашей избавление от нее. 5. Возмущенный милиционер. 6. Пострадавший дяденька. 7. Рассерженная мама. 8. Урок на всю жизнь. | Читают произведение, отвечают на вопросы, прогнозируют, что будет дальше. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ. Формулируют с помощью учителя основную мысль рассказа. Зачитывают самые смешные фрагменты рассказа. Рассматривают серию сюжетных картинок, восстанавливают последовательность событий, составляют план в парах. | П: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Определение основной информации, извлечение информации из прочитанных текстов; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К: Уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать свой ответ. Допускать возможное существование разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач Р: Выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. |
Продолжение таблицы И.1 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
7. Рефлексия | Организует рефлексию в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока. Задает вопрос: «Всегда ли тайное становится явным?» Все ли пункты плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого? «Три лица» Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. | Отвечают на вопрос учителя. Делают вывод о разрешении поставленной проблемы. Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Р: Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....
Интерактивный кроссворд по произведениям В.Ю, Драгунского "Тайное становится явным"
Хорошо ли вы помните все подробности приключений, с которыми сталкивались герои рассказов этого замечательного писателя, покажет весёлая викторина. Данныйматериал можно использовать д...
Беседа о честности и правдивости на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Цель: дать детям понятия о честности и правдивости.Задачи:-формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;-развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих ...
План –конспект НОД Драгунский В. «Все тайное становится явным».
План –конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группеДрагунский В. «Все тайное становится явным»....
Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».Тема: «Знакомство с расска...
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Чтение рассказа В. Драгунского "Тайное становится явным"...
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
Конспект занятия в подготовительной группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского«Тайное становится явным» Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Та...