Технологическая карта урока по теме "Путешествие по материкам"
методическая разработка
Технологическая карта урока по теме «Путешествие по материкам»
Тема урока: «Путешествие по материкам».
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и материками Земли.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: понятие «физическая карта мира»; название материков и океанов.
уметь: находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник, Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки, ножницы, клей.
Технологическая карта урока представлена в таблице К.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица К.1 - Технологическая карта урока по теме «Путешествие по материкам»
Этап урока | Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Организа-ционный этап | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | К: слушают учителя Р: организовывают своё рабочее место. | ||
Продолжение таблицы К.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
2. Этап Самоопре-деления к деятель-ности | - Где находится Санкт-Петербург -На какой реке он стоит? -Кто был основателем этого города? -Сколько лет Санкт-Петербургу? -Как его ещё называют? -Чем особенно знаменит город? -Какие достопримечательности есть в Санкт-Петербурге? | Слушают учителя Отвечают на вопрос учителя | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | ||
3. Актуализа-ция знаний и мотивация | На доске анаграмма К И А Р М Т Е - Расшифруйте ключевое слово нашего урока.( Материк) - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? ( О материках) | тема урока: Путешествие по материкам Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте. Определять тему урока, ставить цели урока Соотносить с учебником правильность определения темы и целей. | П: осознанное построение речевого высказывания. | ||
Продолжение таблицы К.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. Поста-новка учебной задачи | -Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу). -Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы: -Какие существуют материки? Какую особенность имеет материк? -Чтобы узнать, какая группа исследователей будет работать с материком, предлагаю вам вытянуть карточку с номером, прошу дежурного помочь мне с этим. -Вы получили карточку с номером 1, 2 или 3, это номер вашей группы, прошу вас сейчас объединится по номерам карточек -1-я группа. Исследователи Евразии. -2-я группа. Исследователи Северной Америки и Южной Америки. -3-я группа. Исследователи Африки. Австралии - В ходе нашего исследования мы с вами заполним таблицу о материках. Материк Омываемый океан Растительность Животные Интересный факт Евразия Северная Америка Южная Америка Африка Австралия Антарктида -Каждая группа исследователей будет работать с информацией о материке, столбики из таблицы помогут найти нужную информацию и заполнить таблицу. 1- группа Евразия – самый большой материк на Земле. Евразия делится на две части света – Европу и Азию. Наша Родина – Россия – расположена в обеих частях света. Граница этих частей света проходит по Уральским горам. Евразия омывается всеми четырьмя океанами. Северно Ледовитый, Тихий, Индийский и Атлантический. В Евразии находится самое глубокое озеро. Какое-Байкал В Евразии проживает самое большое количество людей. Здесь находятся крупнейшие страны мира: по площади–Россия, и по населению – Китай. Сказать что на такой большой территории одинаковый климат, одинаковая погода мы не можем Животных очень много можно увидеть: лиса, тигр, волк, верблюд, медведь . А, значит, здесь будет очень много видов различных растений и животных. На территории Евразии находится много стран: Россия, Китай, Монголия, Индия, Германия, Франция, Италия и другие страны. Несомненно, если здесь так много стран, то здесь будет и много достопримечательностей. 2-группа Северная Америка омывается водами 3 океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Обратите внимание, западная часть материка занята горами – Кордильерами, самой величайшей по протяженности горной системой земного шара. Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. На территории Северной Америки находятся 5 Великих озер. Здесь растут самые большие деревья на Земле – секвойи. На западе Северной Америки живут дикие лошади мустанги. Они являются потомками самых первых лошадей, ступивших на землю Северной Америки. Мустанги от природы очень выносливые, поэтому одомашненные мустанги часто являются очень хорошими верховыми лошадьми. А знаете ли вы, что родиной енота-полоскуна является Северная Америка? Енот-полоскун выбирает для проживания места обязательно рядом с водоемом, потому что в реках он добывает себе пищу. Богатая природа, исторические памятники, следы давно исчезнувших цивилизаций привлекают множество туристов в Северную Америку. К ним относится, например, Большой каньон – одно из признанных чудес света и один из самых глубоких каньонов мира. Каньон постоянно меняется, появляются новые трещины, открываются другие слои -Совсем рядом расположена Южная Америка. Омывается водами 3 океанов: Тихого, Атлантического, Южный. Это самый дождливый материк. Здесь протекает самая большая река Земли – Амазонка. Здесь расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими животными, необычные растения и высокие горы. По размерам она близка к Северной, но тут живет гораздо меньше людей. Как думаете, почему? (Потому что в горах и лесах жить неудобно) Тем не менее, все люди, живущие здесь, хорошо понимают друг друга – почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански. В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. 3-группа Африка. Африка самый жаркий материк на Земле. Здесь расположена величайшая в мире, самая жаркая пустыня Сахара и самая длинная река в мире – Нил. Материк омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Особо знаменита Африка своими животными: черная мамбе(змея), африканский слон, нильский крокодил. По праву Африка может гордиться своим животным миром. Где еще вы можете увидеть птиц-носорогов и смешных страусов, гордых венценосных журавлей, крокодила и жирафа, полосатую зебру, носорога. Материк – Австралия. Это самый маленький из материков. Омывается океанами Индийским, Тихим и Южным. На территории Австралии произрастают уникальные виды растений: эвкалипты, фикусы, акации, пальмы. Также богат и животный мир кенгуру, коалами, утконосами Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев. Особенно много в Австралии ящериц. Многие австралийские животные находятся под охраной. -Итак, на выполнение задания у вас есть 10 минут, вам нужно будет не только за полнить таблицу по определённым критериям, но и продумать, как вы расскажите про этот материк. Можете в тексте карандашом подчеркнуть главное. -Если у вас возникнут вопросы, то я окажу вам помощь. -Итак ребята, ваше время закончилось и сейчас я приглашаю 1 группу исследователей к доске, чтобы рассказать о материке. -Назовите материк, который вы изучали -Покажите на карте, где он находится. -Используя таблицу, которую вы заполнили расскажите о материке. -Итак, какими океанами омывается ваш материк? -Какие растения растут на материке? -Какие животные живут на материке? -Какую особенность вы записали? -Спасибо ребята, можете присаживаться на свои места, а сейчас я предлагаю вам дополнить информацией ваши таблицы. Мы узнали о материке Евразия и заполним таблицу об этом материке. Итак, омывается океанами…, растут растения…, живут животные. А особенности можете написать сами, выбрав несколько или одну из тех что предложили ребята. Осуществить работу со следующими группами -Посмотрите ребята, сколько мы с вами материков уже изучили? (5) -Это все материки или нет? -У нас остался ещё 1 материк-Антарктида, и сейчас мы все вместе его исследуем. Загадочная Антарктида. Про нее мы прочитаем в карточках Будем читать по цепочке Антарктида – закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Не так давно был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых. Учёные доказали, что ранее Антарктида была зеленым городом. А подо льдом горы, долины, равнины, русла бывших рек, чаши бывших озер. Миллионы лет назад на этой земле не было вечной зимы. Здесь было тепло и зелено, шумели леса, колыхались под теплыми ветрами высокие травы, на берегах рек и озер собирались на водопой звери, в небе порхали птицы. Сейчас в Антарктиде довольно скудный животный и растительный мир. Растительность здесь – это лишайники, мхи и пресноводные водоросли. В Антарктиде отсутствуют наземные млекопитающие, крылатые насекомые и пресноводные рыбы. Но, несмотря на это здесь обитают более 100 тыс. пингвинов, много буревестников, поморников, в водах - различные виды тюленей и морские леопарды) -Давайте запишем в таблицу данные. -Почему Антарктиду называют континентом ученых? Какие основные представители растительного мира Антарктиды? Где расположен материк Антарктида? | Отвечать на вопросы учителя Читать, слушать и запоминать информацию из текста Отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту Слушать рассказ об основателе Москвы Определять иллюстрацию Рассматривать герб столицы Отвечать на вопросы учителя Слушать рассказ учителя | Р.: построение речевого высказывания Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. | ||
5. Открытие нового знания | Викторина: 1. Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки) 2. Какой материк самый большой? (Евразия) 3. Какой материк самый маленький? (Австралия) 4. На каком материке обитают пингвины? (Антарктида) 5. Назови континент, на котором водятся кенгуру (Австралия) 6. Назови континент, на котором протекает самая длинная река – Нил. (Африка) 7. Назови континент, на котором располагается наша страна (Евразия) 8. земля Великих озер и высоких гор? (Северная Америка) 9. Какой материк самый дождливый? (Южная Америка) 10. Какие части света входят в Евразию? (Европа и Азия) Покажите все материки на карте мира. | Читают | Р: построение речевого высказывания Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. | ||
6. Первичное закреп-ление | Рабочая тетрадь стр 76 1 задание сам-но . проверка в парах. Номер 2 в парах. | Слушать задание учителя Выполнять тест по пройденному материалу Самостоятельная работа | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. | ||
Продолжение таблицы К.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
7. Рефлексия | А теперь подведем итоги урока. -Итак, что мы делали сегодня на уроке? Что такое материк? (Материки это огромные участки суши, окруженные водой) С какими материками мы познакомились? Сколько их всего? - Напишите на зернышках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание). -Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Охранять природу – значит охранять родину. | Оценивают свою работу на уроке | П: построение речевого высказывания П: Осуществление синтеза П: построение рассуждения Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. | ||
Этапы урока | Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Организа-ционный этап | Организует эмоциональный настрой на урок. Психологическая гимнастика. Какое время года наступило? Покажите, как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло. Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней. Вот дождь прошел и вы улыбнулись. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Л: Мотивационная основа учебной деятельности. П: Учебно-познавательный интерес к уроку. Формулирование познавательной цели. К: Планирование учебного сотрудничества Р: Волевая саморегуляция. | ||
Продолжение таблицы И.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
2. Речевая разминка | Организует процесс повторения. -Прочитайте загадку скороговоркой. -Прочитайте загадку выразительно. -Скажите что это? | Читают загадку скороговоркой, а затем выразительно. Говорят отгадку. Лежит круглый, золотистый На тарелочке на чистой. Рот открыл я, сколько мог,- Откусил большой кусок! Он мне сладеньким казался- Очень кислым оказался! (Лимон) | Л: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности П: Построение логической цепи рассуждений. К: Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества Р: Познавательная инициатива. | ||
Продолжение таблицы И.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. Мотива-ционно-ориентиро-вочный этап. | Создание мотивационной основы учебной деятельности. 1.Учебная задача. Предлагает познакомится с выставкой книг. В. Драгунского: «Сверху, вниз, наискосок», «Денискины рассказы», «Друг детства», «Веселые рассказы», «Надо иметь чувство юмора», «Похититель собак», «Хитрый способ», «Заколдованная обувь», «Фантомас». Учитель задает вопросы: «Рассмотрите выставку книг . Кто автор этих произведений? Назовите произведения, которые вам уже знакомы, о чем они? Можно ли сказать, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими?» 2.Актуализация знаний. Предлагает выполнить задание на с. 84 рабочей тетради. (-Откройте рабочие тетради на с.84. -Запишите список книг В. Драгунского в рабочую тетрадь) Учитель задает вопрос: «Что вы знаете об этом писателе?» Рассказывает о В. Драгунском: Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. Физкультминутка Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре- руки вниз. | 1.Ученики рассматривают выставку книг, называют знакомые произведения, вспоминают их сюжеты, доказывают, что рассказы В. Драгунского являются юмористическими. 2.Составляют и записывают в тетрадь список книг В. Драгунского. Слушают внимательно, пытаются пересказать. | Л: Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. П: Хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях. Восстанавливать последовательность событий. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать, группировать в соответствии с заданным условием К: Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Отвечать на вопросы Р: Принимать и сохранять учебную задачу. | ||
4. Создание проблем-ной ситуации | Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает поработать с еще одним произведением В. Драгунского на с.159 учебника. Просит прочитать название произведения. Предлагает рассмотреть иллюстрации и описать их. Задает вопросы: «Что вы заметили? Как вы думаете, о чем это произведение? Всегда ли тайное становится явным? Как автор попытается доказать, что тайное становится явным? Почему? | Читают название рассказа. Прогнозируют сюжет, героев по названию и иллюстрациям на с.159 Оценивают наличие необходимой информации для ответа на вопросы, выделяют пробелы. Объясняют свое понимание выражения - тайное становится явным. | П: Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. К: Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Р: Сотрудничество с учителем. Ставить новые учебные задачи. | ||
Продолжение таблицы И.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5. Поисковый этап | Обучение планированию деятельности Учитель задает вопросы: «Что поможет нам решить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?» Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы. В результате на доске могут быть записаны этапы: 1.Прочитать произведение, определить героев, их характеристика, последовательность событий, основную мысль. 2.Составить план произведения. 3.Выяснить всегда ли тайное становится явным? | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты решения проблемы. Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра. | К: Участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение. Р: Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Проговаривание последовательности своих действий. | ||
6. Практи-ческий этап (реализа-ция плана) | Учитель организует следующую работу: 1.Первичное чтение произведения В. Драгунского «Тайное становится явным» (чтение детьми) Чтение по частям, останавливаясь перед вопросом. Чтение вопроса, предположение, что будет дальше. Затем продолжение чтения. Спрашивает: «От чьего лица ведется повествование?» 2. Работа над сюжетом и характером героев. Задает вопросы: «Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу? Любил ли он манную кашу? А что любите есть вы? Что очень не любите? Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь? Предлагает обсудить, что делает этот рассказ юмористическим. Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание детей, что нельзя обманывать. Все наши плохие поступки не остаются безнаказанными. 3.Работа в парах. Предлагает выполнить задание на с.84 рабочей тетради и составить план рассказа, на основе смысловых частей. Примерный план. 1.Дениска раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак. 3.Предложение мамы. 4. Мучения с кашей избавление от нее. 5. Возмущенный милиционер. 6. Пострадавший дяденька. 7. Рассерженная мама. 8. Урок на всю жизнь. | Читают произведение, отвечают на вопросы, прогнозируют, что будет дальше. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ. Формулируют с помощью учителя основную мысль рассказа. Зачитывают самые смешные фрагменты рассказа. Рассматривают серию сюжетных картинок, восстанавливают последовательность событий, составляют план в парах. | П: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Определение основной информации, извлечение информации из прочитанных текстов; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя К: Уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать свой ответ. Допускать возможное существование разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач Р: Выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. | ||
Продолжение таблицы И.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
7. Рефлексия | Организует рефлексию в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока. Задает вопрос: «Всегда ли тайное становится явным?» Все ли пункты плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого? «Три лица» Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. | Отвечают на вопрос учителя. Делают вывод о разрешении поставленной проблемы. Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Р: Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока : «Творческая проектная деятельность»
творческая проектная деятельность...
Технологическая карта урока
Предмет: Английский язык (в детском саду)Тема урока: «Цвета»Цель урока: формирование устной речи по теме «Цвета» Задачи урока:...
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока окружающий мир....
Технологическая карта УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "Наше питание и здоровье" (раздел "Мы и наше здоровье")
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 4-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.За период обучения в начальной школе число здор...
Технологическая карта урока по матем. для детей с ТНР 1 класс
Технологическая карта по проведению урока математики для детей с ТНР 1 класс....
Технологическая карта урока по физической культуре «Обучение вращению скакалки»
Комбинированный урок по освоению техники вращения скакалки....
Технологическая карта урока по теме «Поздравительная открытка к 9 мая»
Технологическая карта урока по теме «Поздравительная открытка к 9 мая» Тема урока: Открытка к 9 маяТип урока: Открытие нового знанияЦель: Создание условий для изготовления поздравител...