Организация исследования
методическая разработка
Анализ исследовательской работы по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fayl.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследования
Исследование проходило во 2 классе. В классе 30 учеников (16 девочек и 14 мальчиков).
Для проведения исследования были использованы следующие методы и методики:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- методика исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой;
- анализ документации.
Во время практики наблюдение использовалось как метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации об эмоциях младших школьников во время урочной и внеурочной деятельности.
В процессе наблюдения за детьми на уроках было выявлено, что активность класса на достаточно хорошем уровне. Большинство учащихся на уроке внимательны и сосредоточены. Выделяется небольшая группа слабых учеников, которые требуют повышенного внимания учителя.
Было отмечено, что второклассники проявляют все виды базовых эмоций, такие как радость, грусть, печаль, злость, отзывчивость, удивление и интерес. Радость проявлялась при получении удовлетворительной отметки, похвале и общении с одноклассниками во время перемены. Печаль, грусть и иногда даже злость возникала при получении неудовлетворительной отметки, замечания от учителя, а также в конфликтных ситуациях между детьми.
На уроках можно было заметить заинтересованность учебным процессом, удивление при получении новой информации, а также эмоциональную отзывчивость, которая в большей степени проявлялась в общении между учителем и одноклассниками.
С классным руководителем была проведена беседа, в которой нужно было ответить на ряд вопросов, представленных в Приложении А. В ходе беседы педагогу задавались вопросы о развитии эмоциональной сферы младших школьников, ее влиянии на учебный процесс, о роли создания условий для развития эмоциональной отзывчивости и о выборе эффективных методов в этом направлении.
Педагогом было отмечено, что развитие эмоциональной сферы младших школьников является важным компонентом учебно-воспитательного процесса, что большое значение играет благоприятная обстановка в классе, применение демократического стиля общения, создание ситуации успеха для каждого ученика, что в целом способствует сохранению эмоционального здоровья младших школьников.
Также педагог назвала методы формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников, которые считает эффективными, среди них: графическое и словесное рисование; постановка «живых картин»; эмоциональное мотивирование, игротерапия, изотерапия, музыкотерапия, а также знания индивидуальных особенностей детей.
Во время практики родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение Б). Им необходимо было описать эмоциональные состояния своих детей в разных ситуациях, определить, насколько развиты эмоции у своего ребенка и как они влияют на учебно-воспитательный процесс, а также поделиться личным опытом по исправлению негативных проявлений детских эмоций. Проанализировав данные анкет, которые представлены в Приложении В, был сделан вывод о том, что все родители считают своего ребёнка эмоционально развитым, но многие не понимают, какую роль играет развитие эмоциональной сферы в усвоении учебного материала. Многие родители не знают методов и приемов развития эмоциональной отзывчивости.
Для выявления эмоциональных состояний учащихся была проведена методика Э.Т. Дорофеевой, представленная в Приложении Г. Её цель заключается в экспресс-диагностике эмоционального состояния испытуемого.
В методике приняли участие 26 учеников. Детям выдавались три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7х7см и предлагалось разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторялась три раза.
Анализ данных по диагностике эмоциональных реакций у детей второго класса по методике Э.Т. Дорофеевой, представлен в Приложении Д, он показал, что:
- нейтральное эмоциональное состояние наблюдается у 18 ребят, что составляет 70 %;
- отрицательное эмоциональное состояние имеют семь детей – 27 %;
- положительное эмоциональное состояние выявлено у одного ребенок, что составляет 3 %.
Из этого следует, что большинство детей в классе имеют неустойчивые эмоциональные состояния.
Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся второго класса ещё недостаточно устойчивы эмоциональные состояния, эмоциональная отзывчивость носит ситуативный характер, что в целом говорит о необходимости развития эмоциональной сферы младших школьников.
Далее были проанализированы рабочие программы по учебным предметам с целью выявления возможности развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников средствами предметных областей.
Было выявлено, что на уроках литературного чтения во втором классе дети начинают читать произведения более сложные и большего объёма. Они знакомятся с творчеством великих писателей, таких как Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, К. Чуковский, И. Крылов и со многими другими.
Знакомятся с малыми и большими жанрами устного народного творчества: поговорками, пословицами, считалками, небылицами, русскими народными песнями, загадками и сказками. Наряду, с народными сказками вводятся авторские сказки Е. Шварца, Э. Бескова, В. Катаева. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Т. Молдагалиева, Ф.И. Тютчева, С. Есенина, С. Бегалина, а также стихами современных поэтов, пишущих для детей.
Таким образом, изучение литературного чтения во втором классе направлено на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
Специфика урока по окружающему миру состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Одним из планируемых результатов освоения предмета Окружающий мир является развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей, а также развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Важной особенностью уроков математики во втором классе является включение в них элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Также включение проектной деятельности позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Таким образом, программа направлена на математическое развитие младших школьников, развития интереса к математике, стремление использовать математические значения в повседневной жизни и привитие умений и качеств, необходимые современному человеку, в том числе и адекватно развитой эмоциональной сферы.
Анализ рабочей программы по предмету Технология показал, что особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Данный курс создан на основе личностно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе, основной целью которой является формирование личного опыта как основы познания, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями.
Таким образом, программа направлена на духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, на формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к художественно-конструктивной деятельности.
Анализ документации показал, что предмет Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Программа помогает формировать коммуникативные компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Предмет направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности, познание ребенком окружающего мира и самого себя.
Изучение русского языка предполагает воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Таким образом, анализ рабочих программ показал, что содержание всех предметов направлено на духовно-нравственное и эмоциональное развитие учащихся; формирование индивидуальности и приобретение качеств, необходимых человеку в ХХI веке, в том числе и эмоциональной отзывчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"
В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
«Планирование и организация учебного исследования с учащимися Творческий проект»
Методические рекомендации к разработке творческих проектов (из личного опыта)...
Организация наблюдения психолого-педагогического исследования
Наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике. Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действ...
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....
Цель, задачи и организация исследования.
Целью исследования было изучение состояния словаря существительных, прилагательных, глаголов дошкольников со стертой дизартрией.Достижение цели исследования требует постановки следующих задач:1. Подбо...