Конспект занятия в средней группе "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (средняя группа)

Крайнова Мария Сергеевна

Отправимся в прошлое нашей истории через экран времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_detmi_sredney_gruppy_blokada_leningrada.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Булгаковский детский сад «Теремок»

Конспект

Совместной образовательной деятельности с детьми среднего возраста

По познавательному развитию

на тему: «Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ

Воспитатель

первой категории

Крайнова М.С.

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.

Задачи:

образовательные

  • Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
  • Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду с использованием ЭОР.
  • Формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период блокады.
  • Эмоционально воспринимать музыку героического характера.

воспитательные

  • Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам, ветеранам.
  • Вызвать интерес к истории своей страны.
  • Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
  • Приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
  • Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Развивающие

  • Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал. Активно участвовать в диалоге с воспитателем.
  • Пробуждать нравственные качества личности.
  • Способствовать развитию памяти, логического мышления.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.

Предварительная работа:

  1. - Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
  2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
  3. Чтение художественных произведений по теме;
  4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне;
  5. Прослушивание песен и музыки военных лет;
  6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе;
  7.  Выставка рисунков.

Материал и оборудование для занятия: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, подборка фотоматериалов по теме «блокада»  – сайт 900 idr.net/kartinki/istori, книги и иллюстрации по теме; разрезные картинки-открытки с изображением основных достопримечательностей нашего города; запись воздушной тревоги; запись метронома; запись песни «Блокадный Ленинград», муз. И. Корнелюка, запись голоса Левитана объявление о начале войны и объявление о снятие блокады Ленинграда, выставка рисунков и плакатов, песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, конструктор для конструирования на столе.

Место проведения групповая комната.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечается 27 января. Это очень памятная дата для всех нас. Сейчас город Ленинград называется - Санкт – Петербург. 

Ребята, давайте посмотрим, как выглядит город на карте.

Рассматривание карты города на слайде.

А давайте построим этот город? Конструирование нашего города (на столе, дети из конструктора строят город)

Воспитатель: Какой замечательный получился город.

Сегодня мы отправимся в прошлое нашей истории через экран времени.

Показ презентации сопровождается комментариями педагога.

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

Звучит голос Ю. Левитана "Начало войны".

Война! Великая Отечественная война! Она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде.

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Наш город оказался в блокаде. Что такое блокада?

Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (дети встают плотным кольцом вокруг построенного детьми города).

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.

Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.

Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается. (Звучит объявление воздушной тревоги и метроном.)

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)

Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Окна поэтому забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Зима голодно, холодно. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба

Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм, его было очень мало и многие умирали от голода.

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?

ответы детей

Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что не способны были дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Но жители не желали сдаваться врагу. Они всеми силами боролись за свою свободу. И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на крыши и чердаки. Чтобы избежать пожаров, люди специальными щипцами, а иногда и голыми руками, скидывали их с крыш и чердаков, или засыпали горящие фитили песком.

В дни блокады здоровые и крепкие дети, и подростки быстро худели. Острый голод давал о себе знать все сильнее. Исхудавшие, обессиленные они не могли даже играть, многие умирали.

Но даже в это тяжелое время детям на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

Ленинград продолжал жить и работать.

Для защиты города надо было выпускать мины, снаряды, гранаты, ремонтировать танки и орудия. Работали на станках женщины и даже школьники, и они работали днем и ночью. Они пешком ходили на работу, потому что автобусы, трамваи, троллейбусы не ходили. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети?

Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным воинам в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? К весне поездки польду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика.

После долгой, очень долгой зимы в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, траву. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками.

Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

В январе наши войска перешли в наступление. Семь дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец, настал час, когда воины двух фронтов (Ленинградского и Волховского, прорвав блокаду, соединились. Весь мир слушал сообщение советского радио: «…После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…». 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.

Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня.

Защитники города – и взрослые, и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Народ бережет память о тех героических днях и ее героях.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял, и победил.

Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить. Игра «Разрезные картинки»

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется разорванное кольцо.

Бетонная площадка, над которой поднимаются две половины несомкнутой дуги. Это памятник солдатам, матросам, летчикам – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. Ленинградцы сдержали натиск немцев, город остался непокоренным и неприступным на протяжении всей войны. Защитникам города на площади Победы посвящен этот монумент.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в дни блокады, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев.

Рефлексия

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Что вам запомнилось из моего рассказа?

3. Что нового узнали?

4. Что вызвало у вас интерес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда для подготовительной группы.

Итоговое тематическое занятие,посвящённое снятию блокады Ленинграда....

Конспект занятия "День снятия Блокады Ленинграда"

Занятие было проведено в старшей группе в честь Дня снятия вражеской Блокады Ленинграда....

Конспект занятия "День снятия Блокады Ленинграда"

Занятие было проведено в старшей группе в честь снятия вражеской Блокады Ленинграда...

Конспект занятия на тему «Блокадный Ленинград» (старшая группа)

Конспект занятия на тему «Блокадный Ленинград» (старшая группа)...

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"...

Конспект занятия в средней группе "Блокада Ленинграда".

Конспект занятия направлен на приобщение детей к прошлому и настоящему через связь поколений;Вызвать интерес к истории своей страны;Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой на...

Конспект занятия «900 дней блокады Ленинграда»

КонспектНепосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет«900 дней блокады Ленинграда»...