6.04.2023 Консультация для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения"
консультация
В консультации рассмотрены примеры нейропсихологических игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsih_igry.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила воспитатель И.В.Пруткова
Применение в работе педагогов нейропсихологических игр и упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия детей, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Термин «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной, характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. Ниже представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.
Дыхательные упражнения.
Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
«Воздушный шарик».
И. п. Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.
«Кулак-палец».
И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.
«Кулак-ладонь».
И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох» ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.
Глазодвигательные упражнения.
Ребенок к трем годам должен уметь оценивать пространство на 1800 по вертикали и на 1800 по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.
«Следим за предметом».
И. п. Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт.
1 уровень. Прямыми руками.
1) Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету) над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
2) Ребенок перекладывает ручку в левую руку. Он держит ручку над переносицей левой прямой рукой и ведет ее влево, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
3) Ребенок берет ручку над переносицей двумя прямыми руками и ведет ее вверх, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
4) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми руками и перемещает ее вниз. Затем задерживает ручку на 1-2 секунды в конечной точке и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
5) Ребенок держит ручку над переносицей двумя прямыми. Ведет ручку к переносице (во время движения к переносице и обратно руки не сгибаются, задерживает ручку на 1-2 секунды около переносицы и ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
Руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях (во время движения к переносице и обратно руки сгибаются).
2 уровень. То же самое упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.
Упражнение выполняется не более двух раз на каждом уровне.
Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:
«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.
«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
Использование данных упражнений в занятиях с детьми (особенно старшего дошкольного возраста) способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
Таким образом, при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов
Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...
Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения
Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические песенки для запуска речи, пальчиковую гимн...
Протокол № 1 от 20.11.2023 года заседания РМО мастер-класс "Игротека: игры и упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников"
Протокол заседания РМО...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023-2024 уч.г. Воспитатель: Шлёнская Екатерина Александровна. Тема: «Пальчиковые игры и упражнения Су- Джок в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. М.М.Кольцова в работе «Ре...