Занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чильдинова Анна Викторовна

Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

Ощущение – чувственное отображение объективной реальности.

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие  дает всегда целостный образ предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Цель. Формирование восприятия на полисенсорной основе.

Задачи.

Коррекционные:

-Формировать нестереоскопические способы восприятия.

-закрепить понимание зашумленных картинок и изображений.

-Формировать навыки осязания в предметно-практической деятельности.

-Стимулировать и активизировать зрительные функции: цветовосприятие, повышение остроты зрения, глазодвигательные функции, фиксацию взора, прослеживающие функции глаз.

-Формировать бинокулярное зрение.

-Закрепить ориентировку на контур предмета, как на главный признак при опозании объектов.

Образовательные:

-Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей знания о диких животных.

-Закрепить навыки счета до 10 (количественный прямой и обратный счет, порядковый счет).

-Совершенствовать умения ориентироваться на ограниченной плоскости (на листе бумаги)

-Совершенствовать умения работать со схемой-планом

Воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность, взаимовыручку, усидчивость.

-Воспитывать интерес к участию в совместной деятельности.

Демонстрационный материал: магнитная доска, разноцветный поезд. Карта-схема, геометрические фигуры, цифры, сетка для работы, картинки с изображением животных

Раздаточный материал: карты-схемы, «зашумленные картинки», миллиметровка, чемоданчики с набором геометрических фигур ,картинки с нарисованными животными в клетках, наборы картинок с животными, фломастеры, карандаши, шаблоны с угощением для животных.

Методические приемы: организационный момент, художественное слово, сюрпризный момент, загадки, зрительная гимнастика , физкультминутка, дидактические игры «Собери чемодан», «Что изменилось», «Найди свое место», работа с « зашумленными картинками», игровое упражнение «Угощение для зверей»,, работа с шаблонами, беседа, самостоятельная работа детей.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо,

Может это воробьишка пролетая обронил?

Может кто письмо, как мышку,

На окошко посадил?

Зачитывает письмо от членов клуба «Веселые человечки» с просьбой познакомить с разными животными.

Учитель-дефектолог: Где можно увидеть животных разных стран одновременно?

Давайте отправимся с вами в зоопарк, сфотографируем животных и пошлем фотографии наши друзьям из клуба «Веселые человечки». Сначала наметим маршрут, по которому поедем . найдите на плане детский сад и зоопарк и соедините их линией (дети работают с планом-схемой)

А теперь соберем в дорогу свои чемоданы.

Дидактическая игра «Собери чемодан» (разложить по местам геометрические фигуры)

Учитель-дефектолог: Чтобы узнать , на чем поедем, надо отгадать загадку

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, везет всех за собой.

(поезд)

Работа с разноветным поездом: уточнить цвет вагончиков, количество, счет в прямом и обратном порядке, порядковый счет.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая игра «Найди свое место»

Учитель-дефектолог: «Вот мы и приехали в зоопарк. Посмотрите, клетки в зоопарке сломались, звери могут разбежаться, давайте их отремонтируем. Возьмите черный фломастер и соедините сломанные прутья в клетках.

Физкультминутка для глаз с меткой на стекле для тренировки глазных мышц.

Учитель-дефектолог: «Посмотрите, звери куда-то спрятались. Ну, ничего, мы их сейчас найдем. Для этого надо отгадать загадки , отгадки обрисовать фломастером.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу,

В дупле, на старом дубе, орешки я грызу.

(Белка)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

(Медведь)

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку.

(Заяц)

Дети выполняют задание с «зашумленными картинками»

Учитель-дефектолог:

Звери прятались, играли

И, наверное, устали.

Вместе с нами не зевай

И зарядку выполняй.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз-присядка, два-прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало

Начинает все сначала.

Учитель-дефектолог: «Наши животные хотят немножко погулять.»

Выполнение задания «Размести животных на сетке»

Учитель-дефектолог:»А теперь мы угостим наших зверей»

Дидактическая игра «Угощение для зверей»

Работа с шаблонами по ориентировке на листе бумаги.

Итог занятия: учитель-дефектолог фотографирует зверей, чтобы послать фото членам клуба «Веселые человечки», уточняет, чем занимались на занятии.

Литература

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) под редакцией Плаксиной Л.И.-М «Город», 2009

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.-М «Просвещение», 2013

Тихонова Т.М.Системный подход в организации лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работе детского сада для детей с нарушеними зрения.-М, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»

Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников четвертого года обучения...