Психологическая готовность ребёнка к школе.
консультация (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_gotovnostyu_detey_k_shkole_my_ponimaem_gotovnost_uchitsya.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Воспитатель: Селянина Лариса Владимировна
Аникина Татьяна Владимировна
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи:
1.Всестороннее развитие.
2.Специальная подготовка к усвоению школьных дисциплин.
Всесторонняя готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня физического, психического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения.
Специальная готовность к школе – определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов.
Понятие психологическая готовность к школе подразумевает
- желание учиться (мотивационная готовность);
- способность управлять своим поведением (эмоционально-волевая и личностная готовность);
- способность управлять своими интеллектуальными процессами (интеллектуальная готовность).
Готовить детей к школе мы начинаем с двухлетнего возраста. Занимаемся развитием сенсорики и мелкой моторики. Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения. Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.
В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых дети подбирают слова со звуком в начале слова, в середине и в конце, также учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.
Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учёбу в школе. Родители рано начинают прививать детям знания, подчас не задумываясь, смогут ли дети их осмысливать.
Основная работа по подготовке к школе, исходя из нашего опыта, должна сводиться к развитию у детей когнитивных и креативных способностей. И здесь нам помогают занятия по замыслу. Где ребёнок открывает свои способности, не испытывая при этом страха. Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес ко всем учебным занятиям.
Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте говорится о том , что при выходе ребёнка из детского сада он должен быть физически развитым, психологически подготовленным, умственно развитым, обладать такими качествами , как: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.
Особое внимание мы уделяем формированию у ребёнка качеств личности, ответственности, самостоятельности – всего того, что необходимо ему для успешного обучения в школе. И перед нами воспитателями стала задача: создать условия, для полноценного развития всех этих качеств. Нами создана благоприятная развивающая среда в группе и в детском саду в целом. Для развития ребёнка имеется все необходимые пособия, игры, оборудование. Помимо воспитателей с детьми работают педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. В нашем детском саду организована работа по дополнительному образованию. Дети занимаются в кружке «Мы вместе», ориентированного на развитие нравственно-патриотических качеств.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка.
Огромное внимание мы уделяем физическому воспитанию : охрана жизни и укрепление здоровья детей, закаливание, гармоничное физическое развитие, формирование разнообразных движений и развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости), воспитание выдержки, организованности, дисциплинированности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребёнка. Задачи физического воспитания решаются нами через обязательное проведение утренней гимнастики, ритмической гимнастики, занятий по физической культуре. Систематически проводятся спортивные досуги, праздники, развлечения. В рамках преемственности со школой организовываем спортивные эстафеты с детьми первоклассниками.
Огромное значение имеет умственное воспитание. Ребёнку, поступающему в 1 класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы. О людях, их труде, о моральных нормах поведения. Ребёнок должен уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, а также хорошо ориентироваться в пространстве и времени. Для этого у нас оборудованы: экологический центр, экспериментальный центр, центр по ОБЖ. Наши дети участвуют в конкурсах Юные эколята, конкурс экологических рисунков.
Большую и слаженную работу ведём по речевому развитию. К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой, последовательной.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Опираясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт перед детским садом стоит задача: создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, через знакомство родителей с критериями готовности детей к школе, информированность родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах. Мы предлагаем родителям практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе. Рекомендуем способы воспитания будущего первоклассника.. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На сайте детского сада мы периодически размещаем важную информацию по вопросам подготовки детей к школе, обращаем внимание на важность и значимость таких занятий с детьми. В рамках проведения Дня семьи принимаем участие в семинарах, где просвещаем родителей в данном вопросе. Мы создали Клуб доверия, где родители задают волнующие их вопросы , а мы в свою очередь подбираем литературу и разбираемся с насущной проблемой.
Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы привить ребенку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст пяти-семи лет характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника превращается в школьника. В это время обычно происходит обобщение всего того, что ребенок уже усвоил за свою недолгую жизнь. Именно в это время его можно приучить к условиям систематического обучения, сформировать умение учиться. При этом важно не только овладение ребенком определенными навыками общения, которые сами по себе необходимы для вхождения малыша в новый коллектив, но также нужно сформировать такую сторону мышления маленького человечка, как способность к рассуждению, к обдумыванию какого-либо вопроса или познавательной задачи.
Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов и родителей нашего детского сада, формируем у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Мы старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становились бы нормой.
Используемая литература:
1. Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
2. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
3. Кулганов В.А . Проблема готовности к школе, Дошкольная педагогика, 2015
4. Каменская В.Г. Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии школьной готовности.- СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"
Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе". Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...
"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...
Анкета для родителей по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»
Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.Определить, готов ли Ва...
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Эта статья поможет понять готов ли ваш ребёнок к школе....
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....