Проект "Мы - журналисты"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Детская журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Основная идея
Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.
Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.
Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными. Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области она в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства журналистики. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» группы будут результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.
Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Задачи:
- развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;
- вовлекать родителей в образовательную деятельность.
Основными принципами использования журналисткой деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Основополагающие принципы:
- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;
- личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самостоятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;
- принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества;
- принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело;
- принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;
- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей;
- принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.
Этапы развития журналисткой деятельности в группе
Подготовительный
Мы познакомили детей с профессией журналиста, ее особенностями и разновидностями с помощью рассказов, презентаций, фотографий, проигрывания различных ситуаций журналисткой деятельности.
Основной
Работа по организации журналисткой деятельности в нашей группе началась видеорепортажа сотрудников детского сада (к дню рождения детского сада). С помощью метода интервью дети узнавали об особенностях профессиональной деятельности работников детского сада.
В заключительный этап мы организовали просмотр нашего репортажа.
Участвуя в детской журналисткой деятельности и наблюдение за детьми это доказывают, ребенок можем достичь следующих результатов:
- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других;
- выражает свои мысли и желания;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.
Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Солнечных новостей».
Мы считаем, что детская журналистская деятельность позволяет осветить жизнь группы, сада, поддерживать интерес к изучению родного города, стимулируя активность и самостоятельность детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие "Мы журналисты"
конспекты занятий,игры на тему детской журналистики....
Сюжетно - ролевая игра "Мы журналисты"
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет по теме: «Журналист Кеша в гостях у ребят»
Занятие по развитию речи...
Проект "Мы-Журналисты"
Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...
Конспект совместной деятельности "Мы журналисты"
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий в подготовительной группе. Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учреждений. Разработка ...
Образовательная область - коммуникация "Журналисты"
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Комуникативная деятельность.Тема: "Журналисты"...