Педагогический проект "Чудо по имени театр "
проект (средняя группа)

Дьячкова Мария Александровна

Проект предназначен для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_teatr_v_chemodane.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

     Наш педагогический проект называется «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со сказками народов мира через театральную деятельность». (слайд №1)

   

Цель проекта: создание условий для развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности в ходе реализации проекта «Театр в чемодане».

Задачи проекта:

Обучающие:

-формировать коммуникативные навыки;

-обогатить словарь детей.

Развивающие:

-развивать творческие способности;

-развивать эмоциональность и выразительность речи у детей;

-расширять представления о театре и видах театра.

 Воспитательные:

-воспитывать интерес к сказкам народов мира, желание их слушать.

(слайд №2)

  Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, сделать жизнь ребенка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания игрового пособия. Мы создали пособие и назвали   его «Театр в чемодане». С этим пособием мы работаем второй год.

  В чем заключается дидактическая ценность такого дерева?

  Он используется как средство обучения ребенка, как средство художественно-эстетического развития, как средство приобщения детей к миру искусства, творчества, используется в любых видах деятельности совместно со взрослыми, сверстниками, используется в самостоятельной деятельности детей, используется как сюрпризный момент.

  Детям интересно использовать один и тот же предмет разнообразно. Чемодан  обладает целым рядом достоинств, позволяюших широко применять данный материал, как в практике педагога, так и в семье.  Это пособие трансформируемое (есть возможность смены дидактического материала, с ним можно найти уединенный уголок в группе, можно играть за столом) (слайд №3)

Содержанием чемодана   могут быть:

Различные виды театра, в этом году мы добавили театр в коробках, на ложках, обновили атрибутами актерского мастерства (шапочки, парики).

Сказочные герои, картинки цветов, фоны домов, ширмочки.

Все эти декорации –неотъемлимая часть театрального развития, они создают нужную атмосферу.

Продукт проекта: (слайд №4)

-мастер –класс по изготовлению атрибутов к сказкам с привлечением родителей;

-фотовыставка «Сказки народов мира»;

-перспектива:

   Чемодан доступен  для всех детей, соответствует требованиям безопасности его использования. Может быть использован в совместной деятельности взрослого с ребенком (как дома, так и в детском саду) в индивидуальной, в подгрупповой, фронтальной форме работы с детьми. (слайд №5).

Спасибо за внимание! (слайд №6)

Мастер – класс «Чудо по имени – театр»

Цель: создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников в использовании театральной деятельности.

Задачи:

обучающие:

-познакомить участников с алгоритмами подготовки к спектаклю;

развивающие:

-совершенствовать артистические навыки педагогов в плане воплощения образа;

воспитательные:

 -вызывать интерес к использованию театральной деятельности для развития творческих способностей.

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представим мастер – класс «Чудо по имени – театр». Попрошу всех желающих участников выйти. Я очень рада вашей отзывчивости.

Мы познакомим вас со своей системой работы по использованию театральной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Творчество – это не привилегия, а шанс каждому выразить себя.

Мы занимаемся подготовкой различных инсценировок, для этого нам необходимо знать методы и приемы.

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Игра называется: «Театральная разминка»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, как можно изменить себя, чтобы быть похожим на лису, бабу-ягу, принца, козу и т.д. ( с помощью костюма, прически, головного убора).

А если превратимся в ветер, в дождь, в грозу. Что же нам поможет здесь? (жесты, мимика)

Я буду называть настроение, вы изображаете (грусть, удивление, горе, страх, ужас).

А теперь пришла пора общаться жестами, я вам слово говорю, а в ответ жду от вас жестов («Иди сюда», «Уходи», «Тихо», «Нельзя», «Здравствуйте», «Думаю»).

Спасибо всем за участие!

Закончить свой мастер – класс хотелось бы словами Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работой».

«Творчество - это не привилегия избранных, а шанс каждому выразить себя»

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций.

Но не надо ограничиваться сценарно-постановочной работой с детьми - «актёрами». Необходимо через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности формировать в детях творческое начало.

Для этого существует  множество театральных игр и упражнений, которые просто необходимо включать, как часть занятия, в игровую свободную от занятий деятельность детей под руководством воспитателя и в самостоятельную деятельность.

Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомимся с алгоритмом работы в этом виде деятельности.

Только я вас попрошу быть сегодня не пассивными зрителями, а активными участниками.

Мимика — это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.

Задача педагога - научить детей передавать эмоциональное состояние героев  с помощью мимики.

 

В младшем возрасте дети с удовольствием изображают: хитрую лису, весёлого зайку, сердитого волка и т.д.

 Дети взрослеют, как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

А  помогут в этом пиктограммы.  Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице.

Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку о царице, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее?». Представьте, что это зеркало. Вам нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А мы определим ваше эмоциональное состояние.

Упражнение на развитие мимики: «Яблоки»

 ( русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»)
Посмотрите, сколько яблок выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие или кислые, а могут быть горькие, или безвкусные.

Педагоги, встав в круг, передают мяч (яблоко) друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - тот, в руках кого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какое яблоко.  Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.

Хорошо  использовать в своей работе приём –

 «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Предлагаем детям ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Задание - выбрать те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа.

Упражнения на развитие воображения:

  • передавать друг другу веревку, произнося слово «змея»;
  • передавать друг другу кубик со словами «мороженое»;
  • передавать друг другу молоток-игрушку и изображать, какой он тяжёлый......

Следующий этап - работа над жестом и движением. Задача педагога - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.

Игра:  «Повторяй-ка»

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее образу (лисе, зайке, медведю…). Задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

В ходе игры дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Упражнение на развитие жестов: «У кого что внутри»


У одуванчиков белых – взлеталка (
сдувают пух с ладони).
У моторчиков – рычалка (
крутить кулачки).
У часиков – спешилка  
(пальчиками ход стрелок).
У девочек – смешилка  (
похлопывание по животику).
У мышки – пищалка  (
изображают мышку).
У лошади – ржалка  ( 
руки вперед, ножкой изображать лошадку).
У ветра – задувалка  (
дуют, руками и телом изображая ветер, разной силы).
У каблучков – стучалка  (
цокаем язычком).
У носа – сопелка  
(дышать носом, то быстро, то медленно).
У ежика – пыхтелка  (
переплетают пальцы рук, «корзиночка»)
У солнышка – светилка  (
раскрываем руки вверх).

Еще один этап - работа над эмоциональной окраской голоса персонажа (тембр и сила голоса)

Можно использовать в работе скороговорки, известные небольшие стишки, прибаутки.

 Скороговорка: 

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!                                                                           И еще раз  начинаем тихо, затем - громко!

Приём использования скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а моделирование рукой я использую для развития динамического слуха.

Прием  для развития интонационной выразительности речи – проговорить скороговорку сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, смеясь, робко, ехидно, хитро

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи:

«Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда: « Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора: «Бал-бал-бал! Балды-балда!»

Наши гуленьки вверху: «Грру-грру-угрру-у-грру-у!»

Наши курочки в окно: «Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!»                                                                    А как Петя-петушок рано-рано поутру                                                                                  Нам споет: « Ку-ка-ре-ку!»

Речевые игры на голосовые характеристики:

«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха) 

Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в гости к Кролику и там наелись.
Пятачок вошёл и вышел 
(звук одинаково лёгкий: «а-а»).
Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (
звучит тяжело: «а»)

«В цирке» 

 выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем: «Але-хоп»

«Слоник»
Нужно произнести текст:
Слоник по двору ходил,
Слоник хоботом водил.
Я за слоником пойду,
Голос в хоботе найду.
Текст произнести 2 раза (грустный слоник в нос, с покачиванием головы в стороны, весёлый слоник высоким голосом, в конце произнести звуки на повышение интонации: «А – аО- аУУУ" ).

 

Следующий этап – этюды.

Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.

«Курочка Рябушечка»

- Курочка - рябушечка.

Куда ты пошла?

  •  На речку.
  •  Курочка - рябушечка,

Зачем ты пошла?

  •  За водичкой.
  •  Курочка - рябушечка,

Зачем тебе водичка?

  •  Цы пляток поить.
  •  Курочка - рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-Пи - пи - пи - пи!

«Веселый смех»

Шел медведь – косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех посыпался вокруг.

Я прочитаю стих Т. Волгиной «Два друга», а вы будете выполнять движения по тексту.

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?!».

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится — румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!».

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал – согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами- «Кха-кха!..Апп-чхи!!».

Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно сыгранная роль.
Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать  той или иной образ.

Я надеюсь, что проведенный мастер-класс поможет вам активно внедрять полученный опыт в практику работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

буклет для родителей "Чудо по имени театр"

В буклете консультация для родителей «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» и фото отчет об участии детей в тетрализо...

Мастер-класс «Чудо по имени театр»

Создание условий для максимального  проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития речи и творческих спо...

Программа краткосрочной образовательной практики «Чудо по имени Театр» Средняя группа « Яблонька»

АктуальностьСоздание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной дейст...

Социальный проект по театрализованной деятельности " Чудо по имени Театр"

В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческ...