"Эмоциональное выгорание" консультация для педагогов
презентация

Анна Алексеевна Чепкая

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.pptx570.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

Слайд 2

Эмоциональное выгорание Термин введен американским психиатром Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определял состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционального общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. «Эмоциональное выгорание» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.» В. Бойко

Слайд 3

В 1981 г. А. Морроу (психолог по профориентации) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «зарядки», или «освобождения» от них.

Слайд 4

Группа риска В «Группе риска» СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

Слайд 5

Синдром включает в себя 3 компонента Эмоциональное истощение – чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности. Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений – недовольство собой, чувство некомпитетности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Слайд 6

Три стадии синдрома эмоционального выгорания 1 Нервное (тревожное)напряжение Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента . 2 Резистенция (сопротивление) Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3 Истощение Оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявление оказалось неэффективным

Слайд 7

Факторы способствующие возникновению синдрома: Внешний блок Внутренний блок Особенности профессиональной деятельности Индивидуальные характеристики самих людей

Слайд 8

Группа внешних факторов Хроническая зависимость психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются). Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель-подчиненный», и по горизонтали «коллега-коллега»);

Слайд 9

Группа внутренних факторов Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность порученное дело, «отдается делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности .(не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.) нравственные дефекты и дезориентации личности (включенность при работе таких моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинство других, добропорядочность).

Слайд 10

Симптомы эмоционального выгорания Физические ; Поведенческие; Психологические .

Слайд 11

К физическим относятся: усталость Чувство истощения Восприимчивость к изменениям внешней среды ; Частые головные боли; Расстройство желудочно-кишечного тракта Избыток или недостаток веса отдышка бессонница

Слайд 12

К поведенчиским и психологическим: Работа становится все тяжелее, а способности выполнять ее – все меньше Чувство неосознаного беспокойства, скуки раздражительность Рано приходит на работу и остается на долго; Чувство обиды, разочарования Неспособность принимать решение ; Общая негативная установка на жизненные перспективы Поздно появляется на работе и рано уходит; неуверенность Дистанционирование от коллег Легко возникающее чувство гнева Берет на дом Чувство вины , невостребованности Повышенное чувство ответственности за воспитанников

Слайд 13

Как восстановить эмоционально-психологический баланс? Психотренинг, психотерапия, арт-терапия , визуализация, музыкотерапия, ароматерапия . Соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида детельности на другую; коструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения на безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта). Профессиональное развитие и самосовершенствование Уход от ненужной конкуренции; Эмоциональное общение Поддержание хорошей физической формы (правильное питание , активный образ жизни, занятия спортом) Овладение умениями и навыкам саморегуляции.

Слайд 14

Методы саморегуляции Релаксация Дыхательные техники Аутогенная тренировка Словестные формулы (самовнушение) Мышечная релаксация Визуализация (расслабление через образ)

Слайд 15

Экспресс-опросник выгорния Ответте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 бал 1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том ,что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию ,я сделал бы это без промедления. 3. коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 4. то, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети. 5. на протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжитый лимон. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой» . Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. 10. за последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Слайд 16

Оценка результатов 0-1 балл . Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 балла. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов . Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.

Слайд 17

Методика «10 животных» Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где он находится в списке? На каком месте? Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине – вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка – залог психологического здоровья и барьер для выгорания . Уважаемые коллеги ! Перечислите пожалуйста 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочке в столбик перечислите этих животных Интерпретация результатов:

Слайд 18

Упражнение « Бланс реальный и желательный» Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1. работа (профессиональная жизнь). 2. работа по дому 3. личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение . Обсуждение: - Есть ли различия? В чем они заключаются? - Почему так получилось? - Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

Слайд 19

Упражнение «16 ассоциаций» Лист делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из из первой колонки, объединяя их попарно; ассоциация на первое и второе слова , ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом , во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, - в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. ЕЕ так же необходимо изобразить в виде схематического рисунка. Тоже самое записывается к понятию «помехи в работе». 2. Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе . Их необходимо сравнить, выделить наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

Слайд 20

Незаконченные предложения «жил-был педагог» Ваша задача , не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. По утрам он просыпался и думал __________________ Собираясь на работу, он мечтал __________________ Весь рабочий день он мечтал _____________________ Придя домой, он ________________________________ Засыпая, он думал ______________________________

Слайд 21

интерпретация Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочитайте, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочитайте еще раз про себя свои ответы. Они вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас неудовольствие – то в течении 1-2 минут перечитайте , подумайте, перепишите непонравившееся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему .

Слайд 22

Упражнение замещение Часто наше внутреннее напряжение связано не с каким-либо фактором реальной жизни, а с тем, что мы сами придумали о себе. Иногда наши собственные мысли заслоняют от нас реальность или искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и начинаем действовать в соответствии со своими установками, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт. Это называется психологическим механизмом замещения реальности собственными домыслами . ситуации, взятые из жизни . 1 ситуация – Коллега с вами не поздоровалась. 2 ситуация – ребенок устраивает истерику, капризничает. Участники сообщают о своих домыслах, предположениях, почему с ним так поступают. Остальные предполагают различные варианты мотивов данного поступка, которые могут встречаться в жизни. А теперь выдвинем предположения о реальных мотивах этого поступка, которые могут встречаться в жизни. Вывод: Данные упражнения помогают наглядно увидеть, что наши домыслы часто расходятся с реальностью, это отравляет нашу жизнь, провоцирует ссоры, конфликты, чувство вины, неоправданные страхи, подрывает наше здоровье.

Слайд 23

Упражение «Улыбка» Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка – это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то в этот момент происходит гораздо больше, чем вы можете представить: мышцы активируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал.. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь. Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно про делали этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Слайд 24

Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...