"Эмоциональное выгорание" консультация для педагогов
презентация
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.pptx | 570.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное выгорание Термин введен американским психиатром Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определял состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционального общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. «Эмоциональное выгорание» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.» В. Бойко
В 1981 г. А. Морроу (психолог по профориентации) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «зарядки», или «освобождения» от них.
Группа риска В «Группе риска» СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
Синдром включает в себя 3 компонента Эмоциональное истощение – чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности. Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений – недовольство собой, чувство некомпитетности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Три стадии синдрома эмоционального выгорания 1 Нервное (тревожное)напряжение Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента . 2 Резистенция (сопротивление) Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3 Истощение Оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявление оказалось неэффективным
Факторы способствующие возникновению синдрома: Внешний блок Внутренний блок Особенности профессиональной деятельности Индивидуальные характеристики самих людей
Группа внешних факторов Хроническая зависимость психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются). Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель-подчиненный», и по горизонтали «коллега-коллега»);
Группа внутренних факторов Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность порученное дело, «отдается делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности .(не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.) нравственные дефекты и дезориентации личности (включенность при работе таких моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинство других, добропорядочность).
Симптомы эмоционального выгорания Физические ; Поведенческие; Психологические .
К физическим относятся: усталость Чувство истощения Восприимчивость к изменениям внешней среды ; Частые головные боли; Расстройство желудочно-кишечного тракта Избыток или недостаток веса отдышка бессонница
К поведенчиским и психологическим: Работа становится все тяжелее, а способности выполнять ее – все меньше Чувство неосознаного беспокойства, скуки раздражительность Рано приходит на работу и остается на долго; Чувство обиды, разочарования Неспособность принимать решение ; Общая негативная установка на жизненные перспективы Поздно появляется на работе и рано уходит; неуверенность Дистанционирование от коллег Легко возникающее чувство гнева Берет на дом Чувство вины , невостребованности Повышенное чувство ответственности за воспитанников
Как восстановить эмоционально-психологический баланс? Психотренинг, психотерапия, арт-терапия , визуализация, музыкотерапия, ароматерапия . Соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида детельности на другую; коструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения на безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта). Профессиональное развитие и самосовершенствование Уход от ненужной конкуренции; Эмоциональное общение Поддержание хорошей физической формы (правильное питание , активный образ жизни, занятия спортом) Овладение умениями и навыкам саморегуляции.
Методы саморегуляции Релаксация Дыхательные техники Аутогенная тренировка Словестные формулы (самовнушение) Мышечная релаксация Визуализация (расслабление через образ)
Экспресс-опросник выгорния Ответте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 бал 1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том ,что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию ,я сделал бы это без промедления. 3. коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 4. то, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети. 5. на протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжитый лимон. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой» . Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. 10. за последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов 0-1 балл . Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 балла. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов . Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.
Методика «10 животных» Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где он находится в списке? На каком месте? Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине – вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка – залог психологического здоровья и барьер для выгорания . Уважаемые коллеги ! Перечислите пожалуйста 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочке в столбик перечислите этих животных Интерпретация результатов:
Упражнение « Бланс реальный и желательный» Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1. работа (профессиональная жизнь). 2. работа по дому 3. личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение . Обсуждение: - Есть ли различия? В чем они заключаются? - Почему так получилось? - Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?
Упражнение «16 ассоциаций» Лист делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из из первой колонки, объединяя их попарно; ассоциация на первое и второе слова , ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом , во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, - в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. ЕЕ так же необходимо изобразить в виде схематического рисунка. Тоже самое записывается к понятию «помехи в работе». 2. Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе . Их необходимо сравнить, выделить наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
Незаконченные предложения «жил-был педагог» Ваша задача , не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. По утрам он просыпался и думал __________________ Собираясь на работу, он мечтал __________________ Весь рабочий день он мечтал _____________________ Придя домой, он ________________________________ Засыпая, он думал ______________________________
интерпретация Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочитайте, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочитайте еще раз про себя свои ответы. Они вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас неудовольствие – то в течении 1-2 минут перечитайте , подумайте, перепишите непонравившееся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему .
Упражнение замещение Часто наше внутреннее напряжение связано не с каким-либо фактором реальной жизни, а с тем, что мы сами придумали о себе. Иногда наши собственные мысли заслоняют от нас реальность или искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и начинаем действовать в соответствии со своими установками, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт. Это называется психологическим механизмом замещения реальности собственными домыслами . ситуации, взятые из жизни . 1 ситуация – Коллега с вами не поздоровалась. 2 ситуация – ребенок устраивает истерику, капризничает. Участники сообщают о своих домыслах, предположениях, почему с ним так поступают. Остальные предполагают различные варианты мотивов данного поступка, которые могут встречаться в жизни. А теперь выдвинем предположения о реальных мотивах этого поступка, которые могут встречаться в жизни. Вывод: Данные упражнения помогают наглядно увидеть, что наши домыслы часто расходятся с реальностью, это отравляет нашу жизнь, провоцирует ссоры, конфликты, чувство вины, неоправданные страхи, подрывает наше здоровье.
Упражение «Улыбка» Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка – это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то в этот момент происходит гораздо больше, чем вы можете представить: мышцы активируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал.. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь. Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно про делали этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...
Консультации для педагогов "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Синдром эмоционального выгорания у педагогов...