Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
методическая разработка по теме
Тренинг для педагогов .
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_treninga.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.
Ведущий тренинга: Педагог-психолог.
Время проведения:1 час.
Ход тренинга
1 упражнение « Знакомство».
Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа - упрямая).
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. быть активными.
Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
2 Упражнение « Ассоциации».
Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2 злость (ярость, бешенство, негодование)
3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
4 удивление (изумление, интерес)
5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6 спокойствие (умиротворение)
- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
3 упражнение «Интонация».
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением
С улыбкой
С недовольством
С интересом (Удивлением)
Со злостью
С сарказмом
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции .
4Упражнение «Произнесите текст».
Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
5 упражнение «Взгляд».
Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
6 упражнение «Мимика лица».
Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.
Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.
7 упражнение «Заколдованный человек».
Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.
Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»...
Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
В статье затрагиваются и рассматриваются проблема связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в проф...
"ПЛАНЕТА ЭМОЦИЙ" . Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
С целью профилактики алекситимии и психосоматическим заболеваниям у детей дошкольного возраста необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека: обучать дошкольников выражению эмоци...
Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, познавательных и творческих способностей
Игра-путешествие, в котором дети попадают в «Зайкину школу», где они станцуют, сказку осеннюю послушают, позанимаются весёлой математикой, а также сделают аппликацию с использованием природных материа...
Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из самых важных и сложных проблем в психологии и педагогике. Поскольку дает пр...
Занятие педагога-психолога «Перчатки» (для развития эмоциональной сферы у дошкольников)
Целью данного занятия является обогащение понимания детьми эмоций радости, злости и печали через знакомство с ситуациями их возникновения в сказке. Предназначено для детей старшего и подготовител...
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»...