Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Верность родной земле»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство с зарождением Руси, подвигами князей Олега, Владимира Красно Солнышко.
Чтение былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова
«Богатыри».
Слушание фрагментов «Богатырской симфонии» Бородина.
Заучивание стихотворений, пословиц о богатырях, Родине.
Просмотр видеофильма «Илья Муромец».
Аудиозапись песни «Богатырская сила».
Раскрашивание доспехов, снаряжения русских богатырей.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Западно-Сибирская железная дорога-
филиала открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 186 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Верность родной земле»
Воспитатель: Короткова Д.И.
г. Омск 2023
Цель: знакомство с христианскими святыми как примером гражданской воинской доблести и христианской добродетели.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Задачи
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о силе и славе
богатырской Руси;
- сформировать правильное представление о наиболее почитаемом христианском святом, который своей жизнью и смертью провозгласил торжество добра над злом;
- способствовать появлению интереса к историческим событиям и личностях, первым защитникам земли русской.
Воспитательные:
- формировать гражданско-патриотическое самосознание на основе культурных и национальных ценностей,
воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Развивающие:
- расширять словарный запас детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, держава, русский, святой.)
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «познавательное», «социально- коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Предварительная работа
Знакомство с зарождением Руси, подвигами князей Олега, Владимира Красно Солнышко.
Чтение былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова
«Богатыри».
Слушание фрагментов «Богатырской симфонии» Бородина.
Заучивание стихотворений, пословиц о богатырях, Родине.
Просмотр видеофильма «Илья Муромец».
Аудиозапись песни «Богатырская сила».
Раскрашивание доспехов, снаряжения русских богатырей.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
Звучит русская народная мелодия.
На слайде – репродукции русских пейзажей.
Входят дети, становятся в 2 колонны от экрана. Здороваются.
Воспитатель: Наша сегодняшняя встреча посвящена дорогой для каждого русского православного человека теме.
А о чём мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, послушав стихотворение «Здесь начинается рай» (Виктор Афанасьев. На экране слайды, соответствующие тексту.)
Путь наш – полями, лесами...
Всё наше милое – здесь:
Мы и душой, и глазами
Смотрим на всё, что тут есть.
– Что же, – нам скажут, – за диво
Сосны да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа – над рожью
Благовест вдруг пропоёт;
– Всё здесь святое, всё Божье –
Небо, природа, народ!
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
– Кто догадался, о чём мы с вами сегодня поговорим?
(О родном крае, о нашей Родине, об Отечестве.)
– А что такое отечество? (Это наша Родина.)
– Как называется наша Родина? (Россия.)
– Значит, мы с вами кто? (Россияне.)
(Слайд о Родине.)
Дети читают стихотворение: Евгений Санин «Здравствуй, Русь: седые дали».
1 ребенок: Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп,
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб...
2 ребенок: Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты...
3 ребенок: Все тут мило, от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слезы
На стогах твоих веков.
4 ребенок: Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города, –
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
5 ребенок: Сколько бед прошло над Русью,
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: «Здравствуй, Русь!
Воспитатель: Дети, у России, у русской земли есть много всего, особенного, святого, того, что люди называют «русским». Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская»?
Ответы детей:
– Русские дороги, русские дома, русская зима, русские
закаты, русская душа, русская слеза, русские морозы, русские поля, русские солдаты, русские святые храмы и берёзы, русская земля.
(Дети сели на свои места.)
Воспитатель: Многое может наша земля: накормить
вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами и полями, удивить своей красотой,
только защитить себя не может. Кто же является главными
защитниками Отечества?
Дети: Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
Воспитатель: В давние-давние времена в Древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди. Как их называли?
Дети: Это богатыри.
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это выносливые и храбрые люди. Они
славились своей богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, пословицы.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине?
Пословицы
1.Жить – Родине служить.
2. Хорош грибок белый, а солдат умелый.
3. Один в поле не воин.
4. Солдат греется бегом, а умывается снегом.
5. Тот герой, кто за Родину горой.
6. Где смелость, там и победа.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картину
«Три богатыря».
Как называется картина?
– Кто изображён на картине?
– Как зовут богатырей?
– Во что одеты богатыри? (У богатырей кольчуга, шлем,
доспехи.)
– Зачем богатыри надевали доспехи?
Доспехи – это защита от вражеских ударов мечей в бою.
Главной в облачении воина была кольчуга. Она имеет
вид рубахи, сплетённой из множества железных колец. Поверх
кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин.
Богатырь – значит смелый и храбрый воин.
Воспитатель: А кто хочет рассказать о русских богатырях?
1 ребенок: Горячо любили богатыри свою Отчизну, Русь
Великую и потому защищали её горячо и преданно.
2 ребенок: Богатыри – это не только сила и храбрость.
Это люди веры и правды.
3 ребенок: Богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич
и Алёша Попович – всегда были верными в дружбе.
4 ребенок: Богатыри готовы были отдать свою жизнь за
слабых.
5 ребенок: Богатыри верили в правое дело, они защищали родную землю и весь народ от врагов, первыми же ни на кого не нападали.
Воспитатель: Правильно. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. И внешность
у них разная, и характеры несхожи, и происхождение неодинаковое, но все сильные и добрые, все в народе любимы.
Стихотворение Е. Курбатовой «Три богатыря»
Три защитника, три брата, три богатыря.
Русь на воинов богата, говорят, не зря!
С поля боя нет возврата, за спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты…
Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь,
Враг, не тронь родной державы!
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
Воспитатель: Ребята, помните, как называли Русь
в старину?
Дети: Святой, Великой, Богатырской.
Воспитатель: А помните, как сказал поэт Е. Санин о Руси?
Дети: Русь моя!
Твои дубравы, нивы, сёла, города –
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда!
Воспитатель: А как вы понимаете, что значит «Богатырская Русь»?
Дети: Значит, люди на Руси были сильными, отважны-
ми и дружными. Много было настоящих богатырей, дружина
умела побеждать.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда бралась эта непобедимая сила у наших предков?
Дети: Они постоянно упражнялись в умении владеть мечом, копьём, луком, упражнялись в выносливости, силе, лов-
кости, быстроте.
Воспитатель: Да, упражнения очень помогали, а начали
их князья ещё в детстве, как Александр Невский.
А вы хотите поупражняться в силе и ловкости?
(Перетягивание каната.)
(Физкультурная пауза «Передай гирю» под музыку «Богатырская наша сила».)
Ресурсный круг
Дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос: «Чем вы хотите быть похожи на русских защитников Отечества?»
Воспитатель: Родная земля – это место, где родился и живёт человек, беззаветно любит и защищает её. Богатыри и воины – защитники земли русской – это люди веры и правды, чести и долга. Они, как солнце, нужны во все времена. Люди благодарны им за веру и их ратный труд, за их высокое предназначение – жизнь отдать за веру и Отечество.
Работа в паре «Защитники Отечества» за столами.
Этапы работы
1. Индивидуальный этап.
Воспитатель: Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества.
(Находчивость, смелость, любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.)
2. Работа в паре.
Воспитатель: Дети, а сейчас, работая в паре, внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те качества, которые вы выбрали вместе:
находчивость, смелость любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.
3. Экспертная оценка.
Воспитатель отмечает качества, необходимые защитнику отечества: находчивость, смелость любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.
4. Заключительный этап.
Воспитатель: Дети, мы очень надеемся на то, что, когда вы вырастите, вы также станете славными защитниками Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа
Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ: «УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ:«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»...
Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема «День святого Николая - день добра
Задачи: Целостное духовно- нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российск...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: "Путешествие по России"
Цель:Закреплять знания детей о Родине , её достопримечательностях .Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.Воспитывать бережное отношение к Родине, умен...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему:«Уважение и любовь к родителям»
Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношен...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Когда семья вместе, так и душа на месте»
Реализация проекта «Моя семья»; разучивание пословиц, физминутки, слов песни «Радость моя»; создание коллажа «Дружная семья»....