Программа по самообразованию
статья

Гогаева Алана Казбековна

Самообразование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 с.Гизель »

                                                                                 

Программа самообразования  

на 2022 – 2023 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

                 

                                                                                Разработала воспитатель Гогаева Алана Казбековна

Срок реализации 1 год

с.Гизель

Введение: 

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» 

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

 - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию

- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, «Круглый стол для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр". (клубный час «Семейная гостиная», Мастер-класс для родителей («Семейная гостиная» клубный час) «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

 Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

 - научить детей различать основные цвета;

 - познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

 - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

 - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

 * произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

 * память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты: - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

 - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

 - У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: - консультация для родителей

 - консультация для педагогов

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

-Круглый стол для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

 -Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители: - сотрудничество через консультации,

 - родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление дидактического материала.

- Дети: - специальные занятия по сенсорному воспитанию - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений: - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2022г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Круглый стол для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр". ( клубный час «Семейная гостиная»

Октябрь 2022г.

Конспект собрания, фотоотчет о мероприятии

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2023г.

Конспект консультации

Проведение Мастер-класса для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Март 2023г.

Конспект мероприятия и фотоотчет

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель 2023г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2022г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?»

Декабрь 2022г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе»

Январь - Февраль

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гусеницу» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет»

Март 2023г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2023г

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2023г.

Отчет по самообразованию за 2022-2023 учебный год по теме: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра. Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2023г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2023г.

Анкета

Проведение Мастер-класса для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Апрель 2023г.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей. Были сделаны и приобретены игры для сенсорного развития детей: «Разложи по цвету» Цель: учить соотносить предметы по цвету «Найди конфетки, одинаковые по звучанию». Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков Дидактическая игра "Собери бусы" Цель: учить различать четыре основных цвета обобщать и закреплять знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов. «Пазлы» Цель: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину. «Паровозик» Цель: учить находить первого по счету; называть цвет вагончика и кто в нем едет» «Геометрическая мозаика» Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате), об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции «Подбери колеса к машинам» Цель: определять размер машины и подбирать соответственно колеса «Один- много» Цель: находить и определять количество предметов. «Составь узор» Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать геометрическую фигуру с образцом, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность «Геометрическое лото» Цель: учить различать предметы по форме и цвету, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь. «Листочки» Цель: учить классифицировать листья по цвету, форме «Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) «У кого какая фигура» Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру; развивать цветовое восприятие, внимание, память, речь. «Геометрический коврик» Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, мыслительные операции; закрепить знание геометрических фигур «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ » Цель: определить величину предмета, развивать речь «Найди отличия» Цель: учить находить отличия среди двух схожих картинок. «Составь букет» Цель: разложить цветы в вазы по цвету, размеру. «Вкладыши» Цель: научить соотносить геометрические фигуры по цвету и форме, закреплять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, цвет (основные цвета). Узнай фигуру» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развиваем мелкую моторику, память, речь.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по сенсорному развитию

Воспитатель: Гогаева А.К.

            Название: “Отгадай, что в мешочке”

          Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, способствовать формированию умения обследовать формы предмета.

          Материал: Матерчатый мешочек, комплект мелких предметов красного, оранжевого, белого, зеленого, синего, фиолетового, черного цветов (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, жук, снеговичок – размером 3-4,5 см).

          Название: “Достань игрушку”.

          Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами.

                     Обращать внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

          Материал: Ведерко с крышкой (высота 10-12 см), мелкие (3-5 см) удобные для захвата предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, кирпичик, грибок, цилиндр, мячик.

          Название: “Что в коробочке лежит”.

          Цель: Продолжать учить детей простейшим способам действия с предметами (вынимать и выкладывать).

                        Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

          Материал: Коробка, игрушки большие и маленькие.

 

          Название: “Сложи матрешку”.

          Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине.

                      Развивать понимание слова “маленький”, “большой”.

          Материал: Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

          Название: “Занимательная коробочка”.

          Цель: Учить различию форм – шар и куб, круг и квадрат.

                      Употреблению названий “шарик”, “кубик”.

          Материал: Коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы, большого и меньшего размеров; кубы и шары двух размеров.

          Название: “Построим башню”.

          Цель: Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: большой, средний, маленький.

          Материал: Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).

          Название:  “Что катится”?

          Цель: Знакомство с формой предмета и его особенностями.

          Материал: Горка, шар, куб.

          Название: “Помоги фигуркам попасть в домик”.

          Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.

          Материал: Коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, прямоугольный брусок), 2-3 штуки каждого вида.

          Название: “Найди палочки”.

          Цель: Обучение выбору предметов заданного цвета из четырех предложенных.

                      Закрепление умения группировать предметы по цвету.

          Материал: Палочки четырех цветов, пять штук каждого, коробочки разного цвета.

          Название: “Прокатим мяч в ворота”.

          Цель: Закреплять представление о размерах предметов (большие, маленькие).

                      Учить соотносить предметы по величине (большие мячи – в широкие ворота, маленькие мячи – в узкие ворота)

          Материал: Ворота для мячей, одинаковые по высоте, но разные по ширине (широкие и узкие), мячи одного цвета, но разные по величине (большие, маленькие).

          Название: “Елочки и грибочки”.

          Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.

                      Учить чередовать объекты по цвету.

          Материал: коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. (В каждой коробочке отобраны десять элементов красной, десять - зеленой, пять – белой, пять – желтой и пять – синей мозаики.)

          Название: “Чудесный мешочек”.

          Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

          Материал: Мешочек, несколько знакомых детям игрушек.

          Название: “Спрячь мышку”.

          Цель: Закрепление знаний основных цветов.

          Материал: Листы бумаги основных цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка, квадраты тех же цветов – дверцы, мягкая игрушка кошка.

          Название: “Подбери окна к домикам”.

          Цель: Закрепить основные цвета.

                      Умение соотносить предметы по цвету.

          Материал: картинки с изображением домиков основных цветов, посередине белый квадрат, отдельно нарисованные окна того же цвета.

          Название: “Разноцветные фонарики”.

          Цель: Учить детей отличать основные цвета, выделять один цвет из множества других.

          Материал: Разноцветные фонарики по числу детей.

          Название: “Кто где спит?”

          Цель: Обучение соотношению по величине трех предметов.

          Материал: Три картинки с изображением трех медведей (большого, поменьше и самого маленького). Три карточки с кроватками разной величины для каждого медведя.

Название: “В стране фигурок - человечков”.

          Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

          Материал: Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами – фигурки - «человечки».



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

Воспитатель группы раннего возраста  Гогаева А.К.

Дата проведения _____________

Игра: Найди предмет указанной  формы

Цель:   Закрепить представление детей о круге и треугольнике.

              Учить детей узнавать и называть эти геометрические фигуры

              Продолжать формировать умения соотносить предметы по форме.

             Активизировать словарь детей «круг, треугольник, мяч круглый, арбуз круглый и т.д.»

             Воспитывать выдержку, формировать умения выслушивать ответы своих товарищей, выполнять действия в соответствии с указанием взрослого.

Материал: Геометрические фигуры (круг и треугольник на каждого ребенка); наборы предметных картинок (блюдце, пуговица, колечко, мяч, арбуз- круглой формы; косынка, морковь, флажок, елочка, пирамидка- треугольной формы- для каждого ребенка).

Ход занятия

- Ребята, к нам гости пришли мишка и кукла. Мишка принес геометрическую фигуру, но забыл как она называется (показывает круг). Давайте напомним мишке, какая это фигура.

- Скажи, Саша, мишке, как называется эта фигура.

(Педагог обращается с аналогичной просьбой к остальным детям)

- Молодцы, ребята. Мишка теперь запомнил, что эта геометрическая фигура называется круг. Теперь мы посмотрим, что нам принесла кукла. Это треугольник. Посмотрите, какие у него острые вершины. (Предлагает каждому дотронуться до вершин треугольника и сказать это треугольник.)

- А еще кукла с мишкой принесли нам картинки. Что же них нарисовано? (поочередно показывает картинки)

- Что нарисовано на этой картинке? (мяч)Правильно. На этой картинке нарисован мяч. На какую фигуру похож мяч? Правильно, мяч имеет фору круга. Положи Лиза, картинку с мячом мишке.

- А что нарисовано на этой картинке? (морковь) На какую фигуру похожа морковь: на круг или треугольник? Правильно, морковь треугольной формы. Кому из игрушек отдадим морковь? (кукле) .Правильно, морковь надо отдать кукле, у нее треугольник, а морковь треугольной формы. Женя, положи морковь кукле.

- Что нарисовано на этой картинке? (арбуз). Правильно. На какую геометрическую фигуру похож арбуз, на круг или треугольник.

- Правильно, ребята, арбуз круглый. Саша, скажи: «Арбуз круглый». (еще 2-4 повтора)

-Кому мы отдадим этот арбуз, кукле или мишке? (мишке). Правильно, мы отдадим арбуз мишке, у него фигура- круг, а арбуз круглый.

Физ.минутка:

Мишка с куклою бойко топают посмотри (топают 2р.)

И в ладоши звонко хлопают (хлопают 2р.)

Мишке весело, кукле весело.

Машет Мишку нам рукой.

- А теперь ребята, пройдем за столы и сядем на стульчики. Посмотрите, перед вами лежат картинки для мишки и куклы, и стоят две коробочки. В одной коробочке находится круг, покажите его мне. Молодцы. Теперь положите круг в коробочку. В другой коробочке лежит треугольник, покажите мне его. Молодцы. Положите его в коробочку.

- А теперь, все картинки, похожие на треугольник, положите в коробочку с треугольником. Все картинки, которые похожи на круг, положите в коробочку с кругом.

- Молодцы ребята! Теперь я вас попрошу коробочки с картинками, которые похожи на круг, поставить рядом с мишкой, а коробочки с картинками, которые похожи на треугольник рядом с куклой.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

      «Найти предмет указанной формы»

      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

      «Из каких фигур состоит машина?»

      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

      «Коврик»

      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

      «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

      «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

      Варианты:

      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

      — составить конструкцию по памяти, по описанию;

      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

      «Определи правильно»

      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

      «Зрительный диктант»

      Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

      Варианты:

      — дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

      «Определи форму предмета»

      Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.  

Воспитатель группы раннего возраста  Гогаева А.К.

 Дата проведения______________

 

Цель:

  • Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

 

«Большой - маленький»

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

«Мой размер»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).

«Больше - меньше»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

«Кукла идет в гости»

Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.

«Кто проворней»

(Д/и «Кукла идет в гости»)

Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).

«Разложи по размеру»

(Д/и «4-й лишний»)

Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.

 

«На что похожа фигура?»

Цель:

Воспитывать умение у  детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов 

Ход игры:

 Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячимся от дождика»

Цель:

Воспитывать умение у  детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

 Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры

 Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей

  «Найди домик»

Цель:

Воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.                                                                                                        

«Подарим мячи Мишке и Мишутке»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения большой – маленький, больше – меньше.

Ход игры:

Ребята, к нам пришли в гости Мишка Мишутка. Чем отличаются медведи?

Давайте подарим им мячи? Какой мяч мы подарим Мишке? Какой Мишутке? Почему?

«Построим башенки»

Цель: Закрепить умение сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Ход игры:

Наши знакомые гномы принесли нам кубики. Что можно построить из кубиков? Гномы просили построить башенки для взрослых гномов и для малышей. Какую по высоте башенку нужно построить для взрослых гномов? Какую для малышей? Какая башенка выше? Какая ниже? Как это можно проверить?

 «Подбери ленточки для кукол»

Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения.

Ход игры: Куклы собираются на праздник. У них две ленты. Даша хочет бант из широкой ленты, а Маша из узкой. Ребята, найдите широкую и узкую ленты. Какая лента широкая? Какая узкая? Какая лента шире? Какая уже? Как вы узнали? Теперь мы можем завязать куклам красивые банты.

 «Чья дорожка длиннее»

Цель: Упражнять детей в умении сравнивать два предмета по длине, использовать приемы приложения.

Ход игры: Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предложить детям на длинную дорожку поставить зайчонка, на короткую цыпленка. По какой дорожке идет зайчонок? По какой идет утенок? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 с.Гизель» МО – Пригородный район РСО-Алания

                                                                                 

Дидактические игры и

 упражнения на закрепление

цвета  

                 

                                                             Разработала воспитатель

Гогаева Алана Казбековна

с.Гизель

Описание: Данная подборка игр позволит в увлекательной форме познакомить детей раннего возраста с названиями различных цветов, закрепить и углубить представления о цветах, формах предметов, поможет развить цветовое восприятие, навыки сравнения различных предметов, картинок, поспособствует развитию внимания, мышления.
Задачи:
- Познакомить детей с названиями различных цветов
- Закрепить знания о различных цветах, использовать их названия в речи
- Развивать зрительное восприятие
- Формировать систему сенсорных эталонов детей
Игра № 1. Разноцветные карандаши
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами
Самую простую, но тем не менее интересную игру на знакомство с различными цветами можно провести с использованием подручных средств, которые найдутся в любом детском саду или кабинете учителя- цветных карандашей. Чем больше различных карандашей, тем лучше. Также понадобятся разноцветные стаканчики, тех цветов, которые будем изучать.( для работы с детьми 2-4 лет мы обычно используем 6 цветов –к,о,ж,з,с,ф)
Ход игры: Все карандаши складываем в одну коробку или корзинку. Демонстрируем детям, указываем на то, что в нашей коробочке ужасный беспорядок, все карандаши перепутались. Выставляем на парту цветные стаканчики( по одному, цвета называем) Просим детей помочь навести порядок, разложить карандаши красиво по стаканчикам. Демонстрируем, проговариваем действия-например, в красный стаканчик я положу красный карандашик, в желтый-такого же цвета, и так далее. Далее дети наводят порядок самостоятельно, комментируя свои действия.
Игру можно усложнить и использовать также для развития представлений о количестве. Например, сложить в корзинку по 5 карандашей каждого цвета, после того как все карандаши будут разложены, пересчитать вместе с детьми, обобщить- везде поровну, одинаково. Если использовать разное количество карандашей, также можно пересчитывать, сравнивать- в каком стакане – больше, меньше, и так далее.https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_ec12700098f7809c2ab87708a49f9140.jpg


Игра номер 2. Цветные коробки
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами, развитие речи
https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_3163b2bbebe3adeb038abd47ba6cecc2.jpg

Эта игра аналогична предыдущей, но вместо карандашей мы используем набор предметных картинок разных цветов и картонные коробки, обклеенные цветной бумагой. Такие коробки легко изготовить и впоследствии в них очень удобно хранить предметные картинки, карточки. Карточки можно подбирать по различным темам, для закрепления и дополнительного речевого развития( например «овощи», «транспорт», «игрушки»)https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_70eb3fb6e8edb52b4f3d289192681ec2.jpg


Ход игры:
Выставляем на парту разноцветные коробки, демонстрируем детям и называем- эта коробка красного цвета, эта фиолетовая, и так далее. Далее по одной показываем детям картинки, просим назвать предмет и его цвет и положить в коробку такого же цвета. Демонстрируем на одной картинке, например- это красное яблоко, я положу его в красную коробку. Далее дети работают самостоятельно, в случае затруднений помогаем.https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_ae9fd5739bdcc24b49f7444db04f4f05.jpg


Игра номер 3. Тарелка-сортер
Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами, развитие речи


Еще один многофункциональный сортер можно изготовить из тарелки-менажницы. Вырезаем круги нужных цветов, приклеиваем на различные отсеки тарелки. Используем набор предметных картинок таких же цветов. Цвета и картинки можно менять, в зависимости от выбранных цветов.
Ход игры: аналогичен игре номер 2

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_6d5a4bb2a0155afba49891809e83b5c5.jpg


Игра номер 4.Бабочки и цветы
Цель: закрепление различения основных цветов и их названий, развитие моторики
Возраст учащихся: 2-3 года
Так же очень простая в изготовлении и проведении игра. Нам понадобятся шаблоны цветов- синий, красный, желтый, зеленый, прищепки тех же цветов, картинки с разноцветными бабочкамиhttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_eb984bfab7262bea773834154998d1ac.jpg


Ход игры: просим детей представить, что мы оказались на волшебной полянке, где растут разные цветы( демонстрируем, проговариваем названия цветов) Далее выкладываем на парту коробку с прищепками и просим украсить наши цветы, чтобы они стали еще красивее- на каждый лепесток прицепляем прищепку такого же цвета.
Когда все будет готово, говорим детям- у нас с вами получились такие красивые цветы, что на полянку слетелось много разноцветных бабочек. Каждая бабочка хочет сесть на цветок такого же цвета( дети работают самостоятельно,рассаживают бабочек на лепесток каждого цветка, проговаривают свои действия)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_beaf106f4afe7716ee7e256f016f8529.jpg


Игра номер 5. Разноцветное мемори
Возраст учащихся :3 года
Цель: развитие внимания, развитие цветового восприятия
Эта игра также известна и знакома многим, в этом варианте мы используем карточки с совами разного цвета( шаблон распечатываем в двух экземплярах, ламинируем, вырезаем)
Ход игры: карточки перемешиваем, переворачиваем картинкой вниз и раскладываем на парте. Поясняем детям правила игры- будем искать птичек одинакового цвета, открываем две любые картинки- если цвет птичек совпадает, можно забрать картинки себе, если птички разного цвета- кладем картинки обратно. Победителем становится тот, кто соберет больше одинаковых птичек.
Демонстрируем-открываем две картинки, проговариваем, - здесь птичка синяя, а здесь красная, они разные, значит я их положу на место. Далее дети по очереди открывают пары картинок, называют цвет каждой птички, сравнивают. После того, как все птички обнаружены, вместе с детьми пересчитываем у кого собралось больше карточек, определяем победителя.
Игра номер 6. Разноцветные деревья
Возраст учащихся: 2-4 года
Цель: развитие цветового восприятия, закрепление названий цветов
Для этой игры понадобятся распечатки с деревьями, дупла в которых различных цветов и разноцветными птичками из прошлой игры.
Ход игры: Демонстрируем детям первую картинку с деревьями, обращаем внимание, что у каждого дерева дупло разного цвета. Показываем картинки с совами, поясняем- у каждой птички было свое дупло, но они потерялись и никак не могут его найти. Нужно им помочь- посадить каждую птицу в дупло такого же цвета. Дети работаю самостоятельно, рассаживая птичек по местам и комментируя свои действия- называют цветаhttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_c2d6e2b0d2df0e71c89a17b553474956.jpg


Игра номер 7. Круги и квадраты
Возраст учащихся: 2-3 года
Цель: знакомство с белым цветом, развитие цветового восприятия и восприятия формы, развитие обобщения
Ход игры: Демонстрируем детям картинки , круглой и квадратной формы, спрашиваем, что у них общего- цвет. Уточняем название, если дети еще не знают, какой это цвет- белый, все картинки белого цвета. Затем спрашиваем, чем отличаются эти картинки- формой, одни круглые, другие квадратные. Далее выкладываем на парту листы- вкладыши и просим найти для каждой картинки подходящее место.
После того, как картинки собраны, проговариваем -что нарисовано на каждой круглой картинке- белая кошка, белый кролик, и.т.д. Затем проговариваем все квадратные картинки- белая лилия, ландыш, и.т.д. Подводим детей к обобщению: на всех круглых картинках- животные, на всех квадратных- цветы( можно использовать различные категории для сравнения и конечно, различные цвета)https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/13933_aa47a9a0037faac1eeb095d81fbb4ae6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

Программа по самообразованию.

Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...

Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»

В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...