Рабочая программа педагога - психолога
методическая разработка
Рабочая программа педагога - психолога ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga_-_psihologa.doc | 771.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКДОУ ДС № Протокол № - от «---» ------- 202 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МКДОУ ДС № ______________ ФИО Приказ № ---- от «--» ----- 202 года |
Рабочая программа
«Коррекция эмоционально-волевой сферы» (психолог)
«Коррекция познавательных процессов» (психолог)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Педагог – психолог ФИО
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для детей от 2 до 7 лет на основе:
- Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ ДС № _ (далее ДОУ), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
- Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ ДС № _,
- Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития МКДОУ ДС № _.
При разработке Рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Законом «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1);
- Закон Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755 – ЗРК «Об образовании»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28
- Постановление Главного государственного врача России от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373.
- Программа в соответствии с видом нарушения в развитии ребенка.
Программа реализуется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 2-х до 7 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения:
1. принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т. е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения:
• дети с тяжёлыми нарушениями речи
• дети с задержкой психического развития
- Основные цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР в освоение адаптированной основной общеобразовательной программы.
Задачи:
- Развивать психические процессы у детей;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;
- Профилактику вторичных отклонений в развитии детей.
- Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- реализация своего потенциала.
- Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- приобретение положительный опыта сотрудничества, взаимопонимания;
- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Основные цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта детей с ЗПР, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
Задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие, стыд, вина;
- развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- формировать позиции партнёрских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- поддерживать эмоционально положительное состояние детей и проводить профилактику эмоциональных срывов;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Психологические особенности развития детей с ТНР
Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы. У ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития».
Мышление
Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна ригидность мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. Дошкольники с ТНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.
Воображение
Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников для них характерна:
- быстрая истощаемость процессов воображения
- использование штампов в работе, однообразность
- требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз
- ответы детей с ТНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения.
Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьёзным препятствия для словотворчества детей.
Внимание
Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения.
Нарушения выражаются в следующем:
1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;
2. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы).
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ТНР речи оказывается затруднительным. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются недостаточно сформированными или нарушенными. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Для детей с ТНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, несвязанные с выполнением задания.
Память
При сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ТНР хуже, чем у детей без речевой патологии.
Восприятие
Нарушение слухового восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
1. В нарушении целостности восприятия. Дети затрудняются сложить разрезную картинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники используют элементарные формы ориентировки.
3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
Дошкольники с ТНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Моторика
Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений.
Эмоционально-волевая сфера
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Ограниченность речевого общения ребёнка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Психологические особенности развития детей с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» (далее ЗПР) характеризует временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). Существует 4 типа ЗПР. Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К. С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения ЗПР, выделяя следующие типа:
- ЗПР конституционного происхождения;
- ЗПР соматогенного происхождения;
- ЗПР психогенного происхождения;
- ЗПР церебрально-органического происхождения.
Характеристика типов ЗПР (К. Л. Лебединский)
Тип ЗПР | Описание |
ЗПР конституционного происхождения | Для данного типа характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов. |
ЗПР соматогенного происхождения | В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. |
ЗПР психогенного происхождения | Нарушения развития по данному типу, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к вундеркинду. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний. |
ЗПР церебрально-органического происхождения | Данную группу объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности. |
Деятельность
Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.
Развитие моторики
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.
Речь
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем: отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка; низкая речевая активность; бедность, недифференцированность словаря; выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка; слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета; задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний; недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения; недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой; недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Игровая деятельность
Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.
Эмоционально-волевое, коммуникативное развитие
Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.
- Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы детьми с ТНР
В результате реализации Программы ребенок:
- Имеет стабильную динамику физического и нервно–психического развития
- Обладает продуктивным и более устойчивым вниманием
- Развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук
- Инициативно высказывается в диалоге, стремится вступить в диалог; он социально адаптирован к жизни в обществе
- Эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
- Использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет договариваться; умеет планировать свои действия
- Имеет первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире и природе
- Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы детьми с ЗПР
- Устанавливает и поддерживает положительные эмоциональные отношения со сверстниками в процессе деятельности, а также с взрослыми в соответствии с ситуацией.
- Проявляет понимание общих правил общения и поведения, старается их соблюдать, хотя не всегда может регулировать свое поведение.
- Адекватно реагирует на замечания взрослого.
- Различает основные эмоции человека: радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие, стыд, вину.
- Находит в своём опыте ситуации, когда он испытывает радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие, стыд, вину.
- Способен передать (изобразит, продемонстрировать) радость, грусть, удовольствие в процессе моделирования социальных отношений.
- В общение проявляет эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
- Сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
- Диагностика детей с ТНР
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников. При этом участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы для:
- задач психологического сопровождения;
- проведения квалифицированной коррекции развития детей с ТНР и ЗПР.
Первичная диагностика проводится с детьми ТНР в сентябре (1-я, 2-я и 3-я недели) и включает в себя:
- сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей);
- углубленная диагностика познавательного, коммуникативного и эмоционального развития детей.
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей с ТНР в результате коррекционно-развивающих занятий.
Для проведения первичной и итоговой диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:
№ п/п | Образовательная область | Наименование методики или диагностического комплекта | Диагностируемые параметры | Возраст |
1 | «Познавательное развитие» | Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду. | Выявление уровня развития познавательных процессов. | 3-7 лет |
2 | «Социально-коммуникативное развитие» | Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго | Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки) | 3-7 лет |
Методика «Лесенка» (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн) | Характеристика особенностей самооценки – отношения к себе, представления об отношениях к себе других людей, соотношения этих представлений. | С 5 лет | ||
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.) | Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. | 0т 2,5 лет |
Диагностика детей с ЗПР
Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я, 2-я и 3-я недели). Данная диагностика включает в себя
- сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей
- углубленная диагностика эмоционального развития детей.
Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей с ЗПР.
Промежуточная диагностика проводится в январе (2-я неделя). Её целью является выявление промежуточной динамики в развитии детей.
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей с ЗПР в результате коррекционно-развивающих занятий.
Для проведения первичной и итоговой диагностики используются методики, представленные в таблице ниже.
№ п/п | Образовательная область | Наименование методики или диагностического комплекта | Диагностируемые параметры | Возраст |
1 | «Социально-коммуникативное развитие» | Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго | Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки) | 3-7 лет |
Методика «Лесенка» (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн) | Характеристика особенностей самооценки – отношения к себе, представления об отношениях к себе других людей, соотношения этих представлений. | С 5 лет | ||
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.) | Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. | 0т 2,5 лет |
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование по программе
«Развитие эмоций и навыков общения»
Цель программы: развитие социального и эмоционального интеллекта детей с ТНР, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
Возрастная группа: дети подготовительного возраста компенсирующей группы №9.
Продолжительность: групповые занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | ||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Первичная диагностика | |||
Раздел № 1: «Знакомство» | ||||
4-я неделя | Занятие № 1 | «Знакомство» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 2 | «Мы такие разные» | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 | «Что между нами общего?» | 1 |
Раздел № 2: «Я и мои игрушки» | ||||
2-я неделя | Занятие № 4 | «Я и мои игрушки» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 5 | «Моя любимая игрушка» | 1 | |
Раздел № 3: «Я, моя семья и мой дом» | ||||
4-я неделя | Занятие № 6 | «Моя семья» | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 | «Мой дом» | 1 |
Раздел № 4: «Я в детском саду» | ||||
2-я неделя | Занятие № 8 | «Наша группа» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 9 | «Дружба в деском саду» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 10 | «Мои друзья» | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 11 | «Ссоримся и миримся» | 1 |
Раздел № 5. «Я и моё настроение» | ||||
2-я неделя | Занятие № 12 | «Наше настроение» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 13 | «Грусть» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 14 | «Радость» | 1 | |
5-я неделя | Новогодний утренник | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 | «Страх» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 | «Учимся справляться со страхом» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 | «Злость» | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 | «Учимся справляться с гневом» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 | «Удивление» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 | «Спокойствие» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 | «Стыд, вина» | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 | «В мире эмоций» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 | «Я и моё настроение» | 1 | |
Раздел № 6. «Школьная пора» | ||||
3-я неделя | Занятие № 24 | «Школа» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 | «В стране Знаний» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 26 | «Школьные друзья» | 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 | «Скоро в школу» | 1 |
Раздел № 7. «Мир животных и мир растений» | ||||
2-я неделя | Занятие № 28 | «Я и животные» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 29 | «Я и растения» | 1 | |
Раздел № 8. «Мир цвета и звука» | ||||
4-я неделя | Занятие № 30 | «Звуки вокруг нас» | 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 | «Цвет вокруг нас» | 1 |
Раздел № 9. «Подведение итогов» | ||||
2-я неделя | Занятие № 32 | «Весёлая игротека» | 1 | |
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 32 |
Календарно-тематическое планирование по программе И. С. Погудкиной
«Работа психолога с проблемными дошкольниками»
Цель программы: снятие психомоторного напряжения и эмоциональных зажимов; формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости; развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности у проблемных дошкольников.
Возрастная группа: дети подготовительного возраста общеразвивающей группы №_
Продолжительность: групповые занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | Первичная диагностика | |||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Первичная диагностика | |||
4-я неделя | Занятие № 1 |
| 1 | |
5-я неделя | Занятие № 2 |
| 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 4 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 5 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 6 |
| 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 8 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 9 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 10 |
| 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 11 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 12 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 13 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 14 |
| 1 | |
5-я неделя | Новогодний утренник. | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 | 1. Приветствие 2. Упражнение «Программа хороших новостей» 3. Упражнение «Неисправный паровозик» 4. Упражнение «Послушный гудок» 5. Упражнение «Повтори движения» 6. Упражнение «Дерево» 7. Рисунок «Мое настроение» 8. Итог занятия | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 |
| 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 |
| 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 24 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 |
| 1 | |
5-я неделя | Занятие № 26 |
| 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 28 |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 30 |
| 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 32 |
| 1 | |
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 32 |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Развитие эмоций и навыков общения»
Цель программы: развитие социального и эмоционального интеллекта детей с ЗПР, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
Возрастная группа: дети старшего и подготовительного возраста компенсирующей группы №1.
Продолжительность: групповые занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | Первичная диагностика | |||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Первичная диагностика | |||
4-я неделя | Занятие № 1. «Давайте познакомимся» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 2 «Я и моё имя» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 «Мы такие разные» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 4 «Что между нами общего?» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 5 «Я и мои игрушки» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 6 «Моя любимая игрушка» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 «Я и моя семья» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 8 «Я и мой дом» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 9 «Наша любимая группа» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 10 «Дружба в детском саду» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 11 «Дружба» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 12 «Ссоримся и миримся» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 13 «Моё настроение" |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 14 «Радость» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
5-я неделя | Новогодний утренник. | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 «Радость» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 «Страх» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 «Учимся справляться со страхом» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 «Злость» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 «Учимся справляться с гневом» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 «Удивление» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 «Спокойствие» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 «Стыд, вина» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 «В мире эмоций» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 24 «Я и мои эмоции» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 «Школа» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 26 «В стране Знаний» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 «В стране Знаний» |
Игра «Очень жаль нам расставаться» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 28 «Скоро в школу» |
| 1 | |
3-я неделя | Занятие № 29 «Я и животные» |
| 1 | |
4-я неделя | Занятие № 30 «Я и растения» |
| 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 «Цвет вокруг нас» |
| 1 |
2-я неделя | Занятие № 32 «Веселая игротека» |
| 1 | |
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 32 |
Календарно-тематическое планирование по программе песочной терапии «Песочная страна».
Возрастная группа: 4-5 лет, ЗПР
Цель программы: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Возрастная группа: дети среднего возраста компенсирующей группы №_
Продолжительность: индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут.
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий |
Сентябрь | Первичная диагностика | |||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Первичная диагностика | |||
4-я неделя | Занятие № 1 | Ознакомление с песочницей | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 2 | Ознакомление с физическими свойствами песка | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 | Осенняя прогулка | 1 |
2-я неделя | Занятие № 4 | Осенняя прогулка | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 5 | Живые картинки на песке | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 6 | Что спрятано в песок | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 | Прогулка у реки | 1 |
2-я неделя | Занятие № 8 | Город на песке | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 9 | Дождик для художников | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 10 | Лабиринты | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 11 | Цветик-семицветик | 1 |
2-я неделя | Занятие № 12 | Зима | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 13 | Готовимся к Новому Году | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 14 | Новый год | 1 | |
5-я неделя | Новогодний утренник. | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 | Рисуем геометрические фигуры на песке | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 | Песочные шашки | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 | Найди и сравни | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 | Страна Фантазия | 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 | Путешествие на «Голубую звезду» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 | Пишем буквы на песке | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 | Путешествие на необитаемый остров | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 | Литературная викторина | 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 | Птицы рядом с нами | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 24 | Жил-был козленок | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 | Весна | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 26 | Учимся хорошим поступкам | 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 | «Сказочная страна» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 28 | «Сказочная страна» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 | «Город игрушек» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 30 | «Каменная страна» | 1 | |
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 | 1 | |
2-я неделя | Занятие № 32 | Наш любимый детский сад | 1 | |
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 32 |
Календарно-тематическое планирование по программе Л.И. Сорокиной
«Интеллектуальное развитие детей»
Занятия по формированию познавательных компетенций
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Возрастная группа: дети подготовительного возраста компенсирующей группы №_, общеразвивающих групп №_.
Продолжительность: групповые занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Месяц | Неделя | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | |
2-я неделя | Первичная диагностика | ||
3-я неделя | Первичная диагностика | ||
4-я неделя | Занятие №1
|
| |
5-я неделя | Занятие №2
|
| |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие №3
|
|
2-я неделя | Занятие №4
|
| |
3-я неделя Занятие №9 | Занятие №5
|
| |
4-я неделя Занятие № 11 | Занятие №6
|
| |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие №7
|
|
2-я неделя | Занятие №8
|
| |
3-я неделя | Занятие №9
|
| |
4-я неделя | Занятие №10
|
| |
5-я неделя | Занятие №11
|
| |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие №12
|
|
2-я неделя | Занятие №13
|
| |
3-я неделя | Занятие №14
|
| |
4-я неделя | Каникулы | ||
Январь | 2-я неделя | Занятие №15
|
|
3-я неделя | Занятие №16
|
| |
4-я неделя | Занятие №17
|
| |
Февраль | 1-я неделя | Занятие №18
|
|
2-я неделя | Занятие №19
|
| |
3-я неделя | Занятие №20
|
| |
4-я неделя | Занятие №21
|
| |
Март | 1-я неделя | Занятие №22
|
|
2-я неделя | Занятие №23
|
| |
3-я неделя | Занятие №24
|
| |
4-я неделя | Занятие №25
|
| |
5-я неделя | Занятие №26
|
| |
Апрель | 1-я неделя | Занятие №27
|
|
2-я неделя | Занятие №28
|
| |
3-я неделя | Занятие №29
|
| |
4-я неделя | Занятие №30
|
| |
Май | 1-я неделя | Занятие №31
|
|
2-я неделя | Занятие №32
|
| |
3-я неделя | Диагностика | ||
4 -я неделя | Диагностика |
Календарно-тематическое планирование по программе индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником
Цель программы: развитие познавательных процессов.
Возрастная группа: дети подготовительного возраста компенсирующей группы №_, общеразвивающей группы № _.
Продолжительность: индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Количество занятий | ||
Сентябрь | Первичная диагностика | |||||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||||
3-я неделя | Первичная диагностика | |||||
4-я неделя | Занятие № 1 «Детский сад. Наша группа.» |
Игра «Зоркий глаз» | 1 | |||
5-я неделя | Занятие № 2 «Профессии работников детского сада» |
Игра «Четвёртый лишний» | 1 | |||
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 «Осень наступила» |
Украшение осенней мандалы. | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 4 «Осенние деревья» |
Игра «Продолжи ряд» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 5 «Растения огорода» |
Игра «Зоркий глаз» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 6 «Растения сада» |
Игра «Зоркий глаз» | 1 | |||
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 «Ягоды» |
Игра «Зоркий глаз» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 8 «Грибы» |
Игра «Повторял-ка» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 9 «Осенний урожай» |
| 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 10 «Моя семья и мой дом» |
Игра «Семья и их чувства» | 1 | |||
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 11 «Мебель в доме» |
Игра «Повторял-ка» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 12 «Посуда и бытовые приборы в доме» |
Игра «Поставь пальчик» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 13 «Начало зимы» |
Игра «Бусы для ёлочки» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 14 «Новый год» |
Игра «Снежки» | 1 | |||
5-я неделя | Новогодний утренник. | |||||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||||
2-я неделя | Занятие № 15 «Зимние забавы» |
Игра «Найди отличия: снеговик» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 16 «Домашние животные» |
Словесная игра «Кто, что ест?» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 17 «Жизнь на ферме» |
Игра «Найди отличия: ферма». | 1 | |||
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 «Дикие животные» |
Словесная игра «Кто где живёт?» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 19 «Зимующие птицы» |
Игра добль «Птицы» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 20 «Птицы и животные» |
Игра «Найди отличия: ферма» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 21 «23 февраля» |
Задание «Подарок для папы: кораблик» | 1 | |||
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 «Транспорт» |
Игра добль «Транспорт» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 23 «8 марта» |
Задание «Подарок для мамы» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 24 «Начало весны» |
Игра «Изобрази чувство» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 25 «Перелётные птицы» |
Игра добль «Птицы» | 1 | |||
5-я неделя | Занятие № 26 «Одежда» |
Игра «Повторял-ка» | 1 | |||
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 27 «Обувь» |
Игра «Прогулка» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 28 «Гардероб» |
Игра «Укрась косынку» | 1 | |||
3-я неделя | Занятие № 29 «Рыбы» |
Игра «Укрась рыбку» | 1 | |||
4-я неделя | Занятие № 30 «Цветы на лугу и в саду» |
Задание «Нарисуй цветок» | 1 | |||
Май | 1-я неделя | Занятие № 31 «Насекомые» |
Игра «Археолог» | 1 | ||
2-я неделя | Занятие № 32 «Конец весны и начало лета» |
Игра «Археолог» | 1 | |||
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||||
ИТОГО: | 32 |
- Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развития межмодульного переноса, формирование тонкой моторики руки.
- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезией и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корковоподкорковых структур, лобных отделов. - Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
- Метод Психогимнастика. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корковоподкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
- Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Организационный раздел.
- Организация образовательной деятельности.
Организация занятий в соответствии с режимом коррекционных занятий.
№ п/п | Направление работы | Возрастная группа | Форма проведения | Периодичность проведения |
1 | Оказание психологической помощи детям с ТНР, имеющих трудности эмоционально-волевого и коммуникативного характера. | Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) | Групповая | 1 раз в неделю |
2 | Оказание психологической помощи детям с ТНР, имеющих трудности эмоционально-волевого и коммуникативного характера. | Подготовительный возраст общеобразовательные группы (6 -7 лет) | Групповая | 1 раз в неделю |
3 | Оказание психологической помощи детям с ТНР в развитие познавательной сферы. | Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) Подготовительный возраст общеобразовательные группы (6-7 лет) Подготовительный возраст общеобразовательные группы (6-7 лет) | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю |
4 | Оказание психологической помощи детям с ЗПР, имеющих трудности эмоционально-волевого и коммуникативного характера. | Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет) | Групповая | 1 раз в неделю |
5 | Оказание психологической помощи детям с ЗПР, имеющих трудности эмоционально-волевого и коммуникативного характера. | Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет) | Индивидуальные занятие | 1-2 раза в неделю |
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Педагог-психолог использует в работе: ноутбук, принтер, ксерокс, сканер.
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам проводится в кабинете педагога-психолога.
Групповые и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся в кабинете педагога – психолога, группе, музыкальном зале.
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей. Созданная пространственно–предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально–волевой сферы. Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские; стулья детские.
Консультативная зона включает в себя:
- шкаф для хранения документов
- документы, регламентирующие деятельность педагога–психолога
- набор диагностических методик
- стимульный материал для проведения диагностики
В кабинете педагога-психолога также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.
Перечень основного оборудования
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | |
ТСО | 1 | Ноутбук | 1 |
Предметы мебели | 1 | Стол письменный | 1 |
2 | Стул взрослый | 2 | |
3 | Стул детский | 6 | |
4 | Стол детский | 2 | |
5 | Мебель офисная (шкаф одностворчатый, тумба) | 2 | |
6 | Стеллаж для дидактических игр и игрушек | 3 | |
7 | Мягкий пуф «Мешок» | 1 | |
8 | «Сухой дождь» | 1 | |
9 | Планшет для песочной анимации + инструменты | 1 | |
10 | Каскад с фибероптическим волокном | 1 |
Перечень игр и дидактических пособий
№ п/п | Наименование игр и дидактических пособий | Количество | |
Пособия на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы | 1 | Дидактическая игра «Театр настроений» | 1 |
2 | Дидактическая игра «Мышонок и его настроение» | 1 | |
3 | Дидактическая игра «Чувства в домиках» | 1 | |
4 | Дидактическая игра «Подбери эмоцию» | 1 | |
5 | Карточки «Пиктограммы эмоций» | 1 | |
6 | Демонстрационный материал «Эмоции» | 1 | |
7 | «Космический песок» (песочница + формочки) | 1 | |
8 | Мягкий кубик «Эмоции» | 1 | |
9 | Кукла-перчатка «Анюта» | 1 | |
10 | Кукла-перчатка «Алеша» | 1 | |
11 | Набор развивающих тактильных мячей | 1 | |
12 | Набор развивающий «Эмоции» | 2 | |
13 | Игра развивающая «МЕМО для малышей Эмоции» | 1 | |
14 | «Градусник настроения» | 1 | |
15 | Дидактическая игра «Собери лицо» | 1 | |
16 | Дидактическая игра «Котенок и его настроение» | 1 | |
17 | Дидактическая игра «Настроение» | 1 | |
Пособия на развитие сенсорной сферы | 1 | Доски Сегена с узорами | 2 |
2 | Доски Сегена цветные | 1 | |
3 | Лото «Геометрические фигуры» | 1 | |
4 | Межполушарные доски круг, квадрат | 2 | |
5 | Сортер деревянный «Фигуры» | 1 | |
6 | Лото «Геометрические фигуры» | 1 | |
7 | Вкладыши «Геометрические фигуры» | 1 | |
8 | Дидактическая игра «Подбери по цвету» | 1 | |
9 | Пирамидка (7 колец) | 1 | |
10 | Бизиборд «Развивайка» | 1 | |
11 | Доска – вкладыш геометрия большая и малая | 2 | |
12 | Набор цилиндров Монтессори | 1 | |
13 | Развивающий набор «Найди по тени» | 1 | |
14 | Пинцет для занятий по методике Монтессори | 1 | |
15 | Матрешка деревянная Подсолнухи (5 в 1) | 1 | |
16 | Игрушка мячик с погремушкой, мягкий | 1 | |
17 | Тактильное лото | 1 | |
18 | «Сухой дождь» | 1 | |
19 | Каскад с фибеороптическим волокном | 1 | |
20 | Кресло - мешок | 1 | |
Пособия на развитие познавательных процессов | 1 | Дидактическая игра «Четвёртый лишний» | 1 |
2 | Дидактическая игра «Логические ряд» | 2 | |
3 | Дидактическая игра «Паровоз» | 1 | |
4 | Шахматы детские для тренировки памяти «Мнемотики» | 1 | |
5 | Ящик Сегена | 1 | |
6 | Игра-конструктор на липучках «Профессии» | 1 | |
7 | Обучающий набор «Занятия по Монтесори» | 1 | |
8 | Набор домашние животные | 1 | |
9 | Развивающий набор «Транспорт» | 1 | |
10 | Дидактическая игра «Весело считаем» | 1 | |
11 | Дидактическая игра «Узнаем все вокруг» | 1 | |
12 | Рамка - вкладка «Окружающий мир» | 1 | |
13 | Дидактическая игра «Развиваем внимание и память» | 1 | |
14 | Дидактическая игра «Разложи по правилу» | 1 | |
15 | Пазлы «Дроби – фигуры» | 1 | |
16 | Лабиринт «Бабочка» | 1 | |
17 | Развивающие карточки «Развиваем логику» | 1 | |
18 | Развивающие карточки «Развиваем внимание и память» | 1 | |
19 | Развивающие карточки «Противоположности» | 1 | |
20 | Развивающие карточки «Овощи, фрукты, ягоды» | 1 | |
21 | Развивающие карточки «Времена Года» 36 карточек | 1 | |
22 | Развивающие карточки «Профессии» 36 карточек | 1 | |
23 | Развивающие карточки «На ферме» 32 карточки | 1 | |
24 | Развивающие карточки «Изучаем формы» 36 карт. | 1 | |
25 | Развивающие карточки «Учимся сравнивать» 32 карт | 1 | |
26 | Развивающие карточки «Времена Года» 36 карточек | 1 | |
27 | Дидактическая игра «Времена года» | 1 | |
Пособия на развитие мелкой моторики | 1 | Бусы | 1 |
2 | Шнуровки | 4 | |
3 | Массажные мячики | 6 | |
4 | Дидактические игры с прищепками | 3 | |
5 | Мозаика | 1 | |
6 | Дидактическая игра «Рыбалка» | 1 | |
7 | Набор «Камешки Марблс» | 2 | |
8 | Маленькие линейки для больших побед | 1 | |
9 | «Умный сундучок» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...
- Мне нравится (2)