Консультация для молодого воспитателя Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)
учебно-методический материал

Тюменкова Ольга Владимировна

Как подготовить НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Ромашка»

Консультация для молодого воспитателя

Как подготовить и провести непосредственно

 образовательную деятельность (НОД)

                                                                                                            Подготовила :

                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                          1кв.категории

                                                                                                                     Тюменкова О.В.

                                                                                                                 

Богородск 2023 уч.г.

Как подготовить НОД

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное НОД.
4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других НОД ах.

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

·         узнавание нового материала,

·         воспроизведение,

·         творческий подход к заданию.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Составить три набора заданий:

·         подводящие детей к воспроизведению материала,

·         способствующие осмыслению материала,

·         способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» НОД

Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего  или подготовительной группы.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

·         что контролировать,

·         как контролировать,

·         как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.
После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

Проведение самоанализа НОД

1. Определить место НОД  в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после НОД.

2. Охарактеризовать триединую дидактическую  задачу НОД, как заранее спланированный результат и соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на НОД, определить причины успеха или неудачи.

3. Определить уровень формирования НОД (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

4. Ответить на вопрос, что нового дало НОД  для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному НОД.

5. Подумать, насколько оптимально было выстроено НОД: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

6. Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к НОД? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

7. Каким был темп НОД? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых НОД, а до чего додумались сами дети?

8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

10. Охарактеризовать психологическую атмосферу НОД, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.

11. Эмоциональное состояние педагога до НОД и после него: изменилось ли оно?
В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в НОД? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику НОД в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения НОД? (Комбинированное, НОД отчет, КВН и т.д.) Обоснуйте выбор формы НОД.

При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на НОД (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из НОД, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу НОД, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп НОД, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Критерии оценки НОД

Шпаргалка для начинающего воспитателя

Обучение должно быть:

1) научным,
2) проблемным,
3) наглядным,
4) познавательным,
5) доступным,
6) систематическим и последовательным,
7) прочным,
8) развивающим,
9) воспитывающим:

·       внимание,

·       память,

·       мышление,

·       эмоции,

·       воображение.

В ходе НОД  применяются методы:

1. Объяснительно-иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично поисковые.
4. Исследовательские. Организаторская деятельность воспитателя.
5. Готовность педагога к НОД.
6. Целевая установка НОД.
7. Санитарно-гигиенические нормы.
8. Индивидуальная работа.
9. Нормы оценки знаний.
10. Наличие обратной связи.
11. Рациональность использования времени.
12. Организация рабочего места.
13. Практические навыки и умения.
14. Самостоятельная работа.
15. Самоконтроль и самооценка.
16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
17. Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД  помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Содержание обучения в детском саду.

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.

       В детском саду проводятся 2 – 3 НОД  в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня.
 структура НОД
- организационный момент;
- начало НОД  (установки к ходу НОД);
- ход НОД;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД).

       В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.  Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

      При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:
• Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
• НОД  должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
• Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
• НОД  в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.
• НОД  следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
• В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД.

Структура непосредственно образовательную деятельность

          Начало НОД предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
      Ход  (процесс)  НОД. Самостоятельная  умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
        Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
        В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
 

Триединая цель  непосредственно образовательной деятельности (НОД)?

 
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

     НОД  пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Заповеди воспитателя

Заповедь 1. Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом.

Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения.

Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие.

Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения.

Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка.

Заповедь 6. Твердо знай, что любое осуществляемое тобой насилие над личностью (физическое или моральное), независимо от его цели, ставит под вопрос твое звание «педагог».

Заповедь 7. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении.

Заповедь 8. Воспринимай родителей своих воспитанников как первых союзников в деле развития детской личности.

Заповедь 9. Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений.

Заповедь 10. Дорожи детским садом как своим родным домом, даже если в нем иногда протекает крыша. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов "Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность "

Каждое НОД должно содержать что-­то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, при...

Памятка для воспитателей "Как подготовить и провести утренник"

При подготовке к утреннику  необходимо помнить эти правила и тогда мероприятие  пройдет на выскоком уровне....

Консультация для воспитателей Как подготовить и провести образовательное событие"

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка и соот...

Консультация для воспитателей "Как подготовить и провести родительское собрание"

       Работа  с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского обра...

Консультация для молодых воспитателей. «Как подготовить публичное выступление. Владение материалом (что говорить)».

Консультация для молодых воспитателей. «Как подготовить публичное выступление.Владение материалом (что говорить)»....