Консультация для молодых воспитателей. «Как подготовить публичное выступление. Владение материалом (что говорить)».
консультация
Консультация
для молодых воспитателей.
«Как подготовить публичное выступление.
Владение материалом (что говорить)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley_0.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860 Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т. Уренгой, 5 мкр. дом 17,
Тел. (34934)9-18-54, факс (34934)9-26-67 E-mail: urengoskazka@gmail.com
Консультация
для молодых воспитателей.
«Как подготовить публичное выступление.
Владение материалом (что говорить)».
Подготовила:
Дегтяренко Т.В.
Воспитатель – это, профессия, где одним из главных условий успеха является коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.
Если человек свободно владеет речью, то он пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.
Ораторскому искусству можно обучиться!
Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratorio). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус).
На настоящий момент в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.
Следует выделить три уровня ораторского искусства :
- Владение материалом («что говорить»);
- II. Владение собой («как говорить»);
- III. Образ оратора («кто говорит»).
Каждый из уровней включает несколько составляющих компонентов.
Уровни ораторского мастерства
Уровень искусства оратора | Составляющие компоненты |
1 | 2 |
I. Владение материалом (что говорить) | 1.Грамотная речь (соблюдение лексических, 2.Словарный запас 3.Композиция (принципы построения) |
П. Владение собой | |
(как говорить) | 1.Естественность поведения оратора 2.Техника речи (дикция, темп, интонация, голос) 3.Контакт с аудиторией |
III. Образ оратора (кто говорит) | 1. Одежда 2. Положение сидя или стоя 3. Выражение лица (мимика) 4. Жесты |
Итак, нам нужно подготовить публичное выступление.
С чего начать? Конечно же с подбора материала. Когда материал подобран,его необходимо словесно оформить. Важный этап подготовки выступления – подготовка к непосредственному изложению текста, словесному оформлению выступления по всем законам красноречия.
Красноречие – красная(красивая) речь. По В.И.Далю, слово «красноречие» означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно.
На данном этапе важно:
- Изобразительные возможности языка
- Явления, засоряющие речь
Первые необходимо использовать, а вторых – избегать!
Изобразительные возможности языка.
Все когда-нибудь да слышали или использовали выражения «богатый язык» - «бедный язык». Чем же богатая речь от бедной отличается? Прежде всего, количеством используемых слов. Активный словарь выступающего перед аудиторией человека должен быть достаточно богатым. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4-5 раз меньше пассивного.
При подготовке выступления на публику просто необходимо работать со словарями: толковый словарь, словарь синонимов, фразеологический.
Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Полностью однозначных слов в русском языке совсем немного. Но очень распространены синонимы. Синонимы – слова. Схожие по значению, но имеющие смысловые, стилистические и эмоциональные оттенки.
Смеяться – хихикать, хохотать, умирать со смеху, ржать, посмеиваться, гоготать,ухохатываться,смеяться до упаду и т.д.
Любить – питать слабость, обожать, пылать любовью, испытывать нежные чувства, вздыхать, сохнуть,быть без ума, души не чаять, быть неравнодушным, страдать…
Нет – уволь, дудки, избавь, ни за что, вот еще ,еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире…
Оформляя ту или иную мысль, следует использовать в своей речи богатые синонимические возможности русского языка.
Для красочной, богатой речи характерно также правильное использование многозначных слов. Например, слово «дом».
- «Господский дом уединенный, горой от ветра загражденный,стоял над речкою.»(здание, строение)
- «Страшно выйти мне из дому.»(жилище)
- «Всем домом правила одна Параша.»(домашнее хозяйство)
- «Три дома на вечер зовут.»(семья)
- «Дом был в движении.»(люди, живущие вместе)
Разные значения слова расширяют границы его использования в речи.
Пополнение словарного запаса происходит также за счет сравнений, которые создают неповторимые образы. Например, сравнения к слову холодный: холодный, как … лягушка, гробница,осенний дождь, ледяная гробница. Удачное сравнение делает речь красочной, богатой.
Особые образы в речи создают фразеологизмы(ломать голову, кот наплакал, пинать балду,шиворот навыворот…). Главное условие – употреблять фразеологизмы в соответствии с их значением. Нельзя искажать состав устойчивых словосочетаний, вставлять лишние слова.(идти в одну ногу со временем, главным гвоздем программы…)
Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, сравнений, фразеологизмов.
При словесном оформлении своего выступления каждый оратор должен избегать явлений, засоряющих речь! Перечислим их:
- «заезженные» формулировки: более-менее, ничего, нормально
- слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы
- сленговые формы: отпад!круто! классно! прикол! тащусь!
- сокращения слов: коммуналка, общага, телик, видак, сотик
- фонетические стяжения: тыща, щас,вооще, че
- иноязычные «вкрапления»: о кей, ноу-проблем,вау!
- орфоэпические ошибки: каталог, инциндент
Подобные явления недопустимы в выступлении на аудиторию.
Грамотная речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского
литературного языка) – обязательное условие, которое необходимо соблюдать, собираясь выступать для публики.
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.
Назначение частей речи | ||
Часть | назначение | |
Вступление | Привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету | |
Основная часть | Сообщить информацию', обосновать ее | |
Заключение | Суммировать сказанное', сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию |
Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3
всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:
- изложение плана предстоящей речи;
- актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;
- история вопроса.
При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.
В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность "
Каждое НОД должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, при...
Консультация для воспитателей. Как подготовить публичное выступление. Владение материалом (что говорить)
Консультация для воспитателей....
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...
Консультация для молодых специалистов "Как подготовить конспект НОД"
Подготовка и разработка конспекта, где продумываются все вопросы воспитателя и примерные ответы детей....
Консультация для молодого воспитателя Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)
Как подготовить НОД...
Консультация для молодого воспитателя «Как подготовить ОД»
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…Отличительные особенности непосредственно обра...