СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Жук Алла Ивановна

Материал знакомит с "цветными цифрами" , отношениями эквивалентности: цвет - это число, число - это цвет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tsv._tsiframi.-2f-7.docx65.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные эффективные технологии развития числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игровое упражнение «Назови число - найди палочку».

1. Продолжать знакомить с «цветными цифрами».

2.Учить различать, устанавливать и называть соответствие между числом и       цифрой, как его символом.

3. Закрепить понятие «столько же».

4. Развивать внимание, сосредоточенность, связную речь.

Материалы: Набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал на каждого ребенка - силуэты тигрят.

Организация деятельности.

- Положите перед собой одного тигренка, а под ним самую короткую палочку

- Сколько тигрят?

- Сколько палочек положили?

- Какого она цвета?

Белая палочка – это единица, число «один»

Пришел еще один тигренок

- Сколько их стало?

- Положите двух тигрят, а под ними столько же белых кубиков.

- Сколько тигрят?

- Сколько кубиков?

- Придвиньте кубики настолько близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна белая палочка.

- Поищите палочку, которая была бы точно такой длины, которую имеют две белые палочки, сложенные вместе. (Дети оценивают на глаз или путем приложения, какая палочка имеет длину двух белых палочек, и выбирают розовую).

- Розовую палочку назовем «два», так как она имеет такую же длину, что и два белых кубика.

- Положите перед собой трех тигрят, а под ними столько же белых кубиков.

Приблизьте их друг к другу и найдите цветную  палочку такой же длины (Дети выбирают голубую палочку. Каждый из играющих кладёт голубую палочку под двумя белыми).

- Голубую палочку назовем «три» т.к. она имеет ту же длину, что и три белые.

- Положите перед собой четырёх тигрят, а под ними столько же белых кубиков.

- Придвиньте их как можно ближе друг к другу и найдите палочку, длина которой равнялась бы длине четырех белых кубиков (Дети выбирают красную палочку и размещают ее под белыми кубиками).

- Как мы назовем красную палочку? (Четыре).

Аналогично дети знакомятся с числами «пять» и т.д.

-Уберите тигрят, положите перед собой в столбик белые кубики и цветные палочки, которые назвали «1», «2», «3», «4», и т.д.

- Назовите, какого они цвета?

-Палочки означают числа: белая палочка-кубик- один тигренок,  розовая палочка- две игрушки, голубая- три игрушки, красная- четыре, и т.д. до 10.

-Итак, вы начали знакомиться с «цветными цифрами», с которыми можно играть в разные игры.

Игровое упражнение: “Размести пассажиров».

        Дидактические задачи:

1. Упражнять детей в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число.

2. Подвести детей к выводу, что у палочки (полоски) каждого цвета есть своё число.

  1. Развивать у детей умение сравнивать предметы по ширине, подбирать палочки по размеру, развивать зрительный глазомер.

4. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

5. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

 

Материалы: набор цветных палочек, полосок; мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных,  человечков; силуэт паровозика на каждого ребенка.

Организация деятельности.

Вариант 1 – «Цвет-это число».

- Ребята, давайте построим необычный поезд – из цветных палочек или полосок (дети строят необычный поезд, например, розовый, красный, голубой и т.д.)

- В вагончиках поедут ваши любимые персонажи.

Прежде чем посадить в  вагончики пассажиров, нам нужно узнать, сколько мест в каждом вагончике.

-Как это узнать? (Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка - это одно место).

- Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета?

- Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?

- Сколько мест в каждом вагончике?

Дети замечают, что в голубых вагончиках только три места, в розовых – два, в красных - четыре и т.д.

Вывод: у каждого цвета есть своё число.

Игровое упражнение: «Подбери цвет»

Дидактические задачи:

1. Упражнять детей в установлении соответствия: число-цвет.

2.Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесной инструкции.

3. Привести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

            Материалы: Набор цветных палочек (полосок), паровозик.

Организация деятельности.

Воспитатель строит вагончик из четырех белых полосок.

- Полоской (палочкой) какого цвета можно заменить этот вагончик? (красной). (При необходимости можно использовать практический прием приложения: приложить к четырем белым палочкам (полоскам) полоску красного цвета. Красная полоска равна по длине четырем белым.)

Вывод: Число «4» обозначается красной полоской, т.к. она такая же по длине, как четыре белых.

Вариант 2. Усложнение.

Дети строят вагончики из белых палочек (полосок): одноместный, двухместный, трехместный и т.д.

-В каком поезде поедет больше пассажиров?

-Как узнать?

Дети путем приложения, наложения цветных вагонов к белым убеждаются в равенстве количества мест в двух разных поездах.

Вывод: Розовая палочка оказывается равна по длине двум белым, голубая – трем белым, красная - четырем белым.

Игровое упражнение: «Подбери цифру».

 

Дидактические задачи:

1. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки.

2.Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию

3. Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

4. Развитие внимания, логического мышления.

Материал: набор цветных палочек (полосок), карточки с цифрами, пять обручей.

Организация деятельности.

Воспитатель раскладывает на полу пять обручей. В каждом располагает карточки с цифрами от 1 до 5.

Дети из наборов палочек выбирают по одной палочке их по обручам соответственно цифре. Обращается внимание детей на то, что в отдельном обруче подбираются палочки одного цвета (в обруче с цифрой «1»- палочки белого цвета,  с цифрой «2»- розовые, с цифрой «3»-  голубые и т.д.

Вывод: палочки одного цвета обозначают одно и то же число.

Игра-соревнование по подгруппам «Кто быстрее соберет палочки». (Каждая подгруппа имеет свой обруч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...

Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность применение игры «Домино» обусловлена тем, что ее использование базируются на принципе развивающего обучения, а также деятельностного подхода в обучении и воспитании....

«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»

Статья «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»...

Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие числовых отношений - это процес сложный, вызывающий у большенства детей значительные трудности (современные дошкольники часто не понимают отношения между числами, у них сформировано "кон...

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и р...