СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме
Материал знакомит с "цветными цифрами" , отношениями эквивалентности: цвет - это число, число - это цвет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_tsv._tsiframi.-2f-7.docx | 65.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные эффективные технологии развития числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игровое упражнение «Назови число - найди палочку».
1. Продолжать знакомить с «цветными цифрами».
2.Учить различать, устанавливать и называть соответствие между числом и цифрой, как его символом.
3. Закрепить понятие «столько же».
4. Развивать внимание, сосредоточенность, связную речь.
Материалы: Набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал на каждого ребенка - силуэты тигрят.
Организация деятельности.
- Положите перед собой одного тигренка, а под ним самую короткую палочку
- Сколько тигрят?
- Сколько палочек положили?
- Какого она цвета?
Белая палочка – это единица, число «один»
Пришел еще один тигренок
- Сколько их стало?
- Положите двух тигрят, а под ними столько же белых кубиков.
- Сколько тигрят?
- Сколько кубиков?
- Придвиньте кубики настолько близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна белая палочка.
- Поищите палочку, которая была бы точно такой длины, которую имеют две белые палочки, сложенные вместе. (Дети оценивают на глаз или путем приложения, какая палочка имеет длину двух белых палочек, и выбирают розовую).
- Розовую палочку назовем «два», так как она имеет такую же длину, что и два белых кубика.
- Положите перед собой трех тигрят, а под ними столько же белых кубиков.
Приблизьте их друг к другу и найдите цветную палочку такой же длины (Дети выбирают голубую палочку. Каждый из играющих кладёт голубую палочку под двумя белыми).
- Голубую палочку назовем «три» т.к. она имеет ту же длину, что и три белые.
- Положите перед собой четырёх тигрят, а под ними столько же белых кубиков.
- Придвиньте их как можно ближе друг к другу и найдите палочку, длина которой равнялась бы длине четырех белых кубиков (Дети выбирают красную палочку и размещают ее под белыми кубиками).
- Как мы назовем красную палочку? (Четыре).
Аналогично дети знакомятся с числами «пять» и т.д.
-Уберите тигрят, положите перед собой в столбик белые кубики и цветные палочки, которые назвали «1», «2», «3», «4», и т.д.
- Назовите, какого они цвета?
-Палочки означают числа: белая палочка-кубик- один тигренок, розовая палочка- две игрушки, голубая- три игрушки, красная- четыре, и т.д. до 10.
-Итак, вы начали знакомиться с «цветными цифрами», с которыми можно играть в разные игры.
Игровое упражнение: “Размести пассажиров».
Дидактические задачи:
1. Упражнять детей в установлении отношений эквивалентности: цвет - это число.
2. Подвести детей к выводу, что у палочки (полоски) каждого цвета есть своё число.
- Развивать у детей умение сравнивать предметы по ширине, подбирать палочки по размеру, развивать зрительный глазомер.
4. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
5. Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
Материалы: набор цветных палочек, полосок; мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков; силуэт паровозика на каждого ребенка.
Организация деятельности.
Вариант 1 – «Цвет-это число».
- Ребята, давайте построим необычный поезд – из цветных палочек или полосок (дети строят необычный поезд, например, розовый, красный, голубой и т.д.)
- В вагончиках поедут ваши любимые персонажи.
Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, нам нужно узнать, сколько мест в каждом вагончике.
-Как это узнать? (Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка - это одно место).
- Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета?
- Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?
- Сколько мест в каждом вагончике?
Дети замечают, что в голубых вагончиках только три места, в розовых – два, в красных - четыре и т.д.
Вывод: у каждого цвета есть своё число.
Игровое упражнение: «Подбери цвет»
Дидактические задачи:
1. Упражнять детей в установлении соответствия: число-цвет.
2.Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесной инструкции.
3. Привести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
Материалы: Набор цветных палочек (полосок), паровозик.
Организация деятельности.
Воспитатель строит вагончик из четырех белых полосок.
- Полоской (палочкой) какого цвета можно заменить этот вагончик? (красной). (При необходимости можно использовать практический прием приложения: приложить к четырем белым палочкам (полоскам) полоску красного цвета. Красная полоска равна по длине четырем белым.)
Вывод: Число «4» обозначается красной полоской, т.к. она такая же по длине, как четыре белых.
Вариант 2. Усложнение.
Дети строят вагончики из белых палочек (полосок): одноместный, двухместный, трехместный и т.д.
-В каком поезде поедет больше пассажиров?
-Как узнать?
Дети путем приложения, наложения цветных вагонов к белым убеждаются в равенстве количества мест в двух разных поездах.
Вывод: Розовая палочка оказывается равна по длине двум белым, голубая – трем белым, красная - четырем белым.
Игровое упражнение: «Подбери цифру».
Дидактические задачи:
1. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки.
2.Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию
3. Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.
4. Развитие внимания, логического мышления.
Материал: набор цветных палочек (полосок), карточки с цифрами, пять обручей.
Организация деятельности.
Воспитатель раскладывает на полу пять обручей. В каждом располагает карточки с цифрами от 1 до 5.
Дети из наборов палочек выбирают по одной палочке их по обручам соответственно цифре. Обращается внимание детей на то, что в отдельном обруче подбираются палочки одного цвета (в обруче с цифрой «1»- палочки белого цвета, с цифрой «2»- розовые, с цифрой «3»- голубые и т.д.
Вывод: палочки одного цвета обозначают одно и то же число.
Игра-соревнование по подгруппам «Кто быстрее соберет палочки». (Каждая подгруппа имеет свой обруч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....
Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...
Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность применение игры «Домино» обусловлена тем, что ее использование базируются на принципе развивающего обучения, а также деятельностного подхода в обучении и воспитании....
«Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»
Статья «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.»...
Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие числовых отношений - это процес сложный, вызывающий у большенства детей значительные трудности (современные дошкольники часто не понимают отношения между числами, у них сформировано "кон...
Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и р...