Презентационная площадка мини-музей
методическая разработка

Беленкова Светлана Николаевна

С целью обогащения предметно – развивающей среды и обогащения воспитательного – образовательного процесса в группе создавались мини – музеи, так как эта тема очень увлекает детей, развивает любознательность, познавательный интерес и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsionnaya_ploshchadka_mini-muzey.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

С целью обогащения предметно – развивающей среды и обогащения воспитательного – образовательного процесса в группе создавались мини – музеи, так как эта тема очень увлекает детей, развивает любознательность, познавательный интерес и творчество. (слайд 1).

           Дети в современной, повседневной жизни окружены в основном современными техническими устройствами, что позволяет побывать в музее не выходя из дома, но врятли у него появится самостоятельное желание включить компьютер и отправиться в путешествие по музеям страны, мира.
В нашем городе есть несколько  музеев, правда городской всего один, все остальные расположены в учреждениях и на предприятиях. После проведения опроса мы выяснили, что ни один ребёнок в музее из нашей группы не был, за исключением «Мини – музей в чемоданчике», услуга, которую предоставляет наш городской музей.(слайд 2).

Так мы и решили создать музей в группе. Сначала проходила разъяснительная работа среди детей о том, что такое музей и для чего их создают, а также привлечение родителей к обогащению музея, а также установлению эмоциональной близости между детьми и родителями. Но создав мини – музей в группе мы обратили внимание, что для него слишком мало места в группе, так разместить его удавалось только в каком  нибудь уголке на столике или полке в шкафу (слайд 3), что не целесообразно для музея в отличие от коллекции, в которой лежащие на одной поверхности предметы можно сравнить. Как мы знаем в музее можно осмотреть предметы с разных сторон, разделить их визуально, что способствует удерживанию внимания детей.

Так мы решили создать мини – музей на лестничной площадке детского сада,(слайд 4)разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций, разработали формы работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей. (слайд 5).
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.(слайд 6).
Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами).А это имеет особое значение, так как дети своими руками создают экспонаты, прилагают свои усилия и творчество. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи дети начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.(слайд 7).

Создав свой мини – музей мы использовали экспозицию фотографий, создание альбомов для более подробного изучения истории города.(слайд 8).

Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. (слайд 9).

Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядности;
2. Природосообразности;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке») 
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. 

Задачи мини-музея 
• знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка; 
• формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
• формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за родной город;
• повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
• ознакомление с историей возникновения города; 
• воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством;
• развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
• повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.

Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогла привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии изучались  более подробно.

Выбирались экскурсоводы, которые рассказывали о заинтересовавших их экспонатах.( слайд 10). Огромный плюс расположения мини – музея вне группы – это возможность детям из других групп подключиться к расширению и ознакомлению с музеем. Музей интерактивен, экспонаты разрешается даже взять на время  домой и эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка - это что-то своё,родное.(слайд 11, 12). По  завершению оформления музея проводятся игры – путешествия, интеллектуальные игры, продуктивная деятельность. (слайд 13).

ГМО «Создание условий для реализации национально – регионального компонента»

Тема: «Мини – музей «Мой город» в дошкольном учреждении

Выполнила:

 воспитатель МБДОУ № 21

Беленкова С.Н.

Канск 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Презентационная площадка опыта педагогов дошкольного образования "Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ"

Данное мероприятие поможет начинающему педагогу организовать работу  с родителями в нетрадиционной форме....

Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ «Индивидуализация образования ребенка: создание условий в ДОУ».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида«Ручеёк» Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ«Индивидуализация образовани...

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....