Лэпбук
презентация

Гаврилова Алена Федоровна

Современная система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной принимать нестандартные решения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Следовательно, перед современными педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм организации образовательного процесса.  

Таким новым интерактивным методическим средством, которое способствует повышению познавательной и творческой активности ребенка, формирует способность поиска решений самому и помогают ему овладеть навыками практического применения знаний в жизни, можно считать дидактическое средство - лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

Автор технологии лепбук в нашей стране писательница детских книг Татьяна Пироженко, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по-своему усмотрению. Словарь дает такое определение «Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx210.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение "Детский сад городского округа  Стрежевой" Структурное подразделение "Семицветик"

 (МДОУ "Детский сад Стрежевой" СП "Семицветик")

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

«Лэпбук»  - инновационная технология дошкольного образования

1614724289_226-p-fon-dlya-lepbuka-254.jpg

Составила: Гаврилова Алена Федоровна,

               воспитатель

Современная система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной принимать нестандартные решения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Следовательно, перед современными педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм организации образовательного процесса.  

Таким новым интерактивным методическим средством, которое способствует повышению познавательной и творческой активности ребенка, формирует способность поиска решений самому и помогают ему овладеть навыками практического применения знаний в жизни, можно считать дидактическое средство - лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

Автор технологии лепбук в нашей стране писательница детских книг Татьяна Пироженко, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по-своему усмотрению. Словарь дает такое определение «Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.

Ну каким бы термином мы не пользовались важно то, что лепбук является средством

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален;

- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Создавать лепбук могут:

  • Педагоги;
  • Педагоги с детьми;
  • Педагоги, дети и родители;
  • Дети и родители;
  • Родители
  • Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности лепбуков

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Методы и приемы использования «лэпбука»:

- Методы формирования сознания детей (рассказ взрослого, пояснение, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение);

- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (задания, образовательная ситуация, демонстрация, показ, наблюдение);

- Стимулирования и мотивации деятельности и поведения (игра, дискуссия);

- Социо-игровые методы (деление на микро группы);

 

Использование «лэпбука»в совместной деятельности с воспитанниками:

1. Разучивание потешек, поговорок, пальчиковых игр, отгадывание загадок.

     2. Развитие мелкой моторики, закрепление тем «Дикие и домашние животные»

3. Использование «лэпбука» позволило нам индивидуально подойти к каждому ребенку.

Создание «лэпбука» стало для нас одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

 

Почему технология лэпбук актуальна в наше время? Лэпбук — это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, но и, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1.   Целеполагание (выбор темы).

2.   Разработка лэпбука (составление плана).

3.   Выполнение (практическая часть).

4.   Подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Лэпбук также может выступать заключительным этапом как проектной деятельности, так и самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения какой-либо темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Предлагаю вам подробнее остановиться на этапах создания лепбука:

При создании лэпбука необходимо учесть:

• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

 

1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Тема может соответствовать календарно-тематическому планированию по программе, а для детей старшего возраста тема может предоставляться на выбор по интересу:

•интересные события, происходящие с ребенком;

•увлечения детей;

•темы недели;

•литературные произведения;

•мультипликационные герои и т.д.

  • широкие темы «Времена года», "Насекомые", «Правила дорожного движения», так и узкие "Зима", "Стрекозы","Светофор"

2. План.

После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание лэпбука  может отражать информацию по всем пяти наравлениям развития (познавательному, речевому) - это могут быть дидактические игры, физическому развитию (кармашки с картотекой подвижных игр). художественно-эстетическому (рисунки, иллюстрации сделанные детьми).   Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Теперь надо придумать, как в «лэпбуке» будет представлен каждый из пунктов плана. В преддверии тематической недели «Осень» может быть выбрана темой лэпбука . так как содеражние плана должно отражать программные задачи для детей 4-5 лет, например задачи по теме «осень» будут : расширять представления детей об осени; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения; расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника; расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических); расширять представления о правилах безопасного поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе; формировать элементарные экологические представления. В связи с этим можно составить следующий план для лэпбука: стихи, загадки, приметы, дневник наблюдений, сложи картинку (перелетные птицы), отгадай-ка (простые ребусы), любим петь, рисуем, расскажи по картине, гербарий.

. Стихи, загадки, приметы осени, расположенные в красочном кармашке, периодически будут обновляться – это обеспечит совместную деятельность педагога с детьми, поддержит интерес детей и расширит представления по теме.

2 мини-группа: Своеобразный дневник наблюдений способствует не только обучению детей анализировать погоду, но и развивает мелкую моторику детей в процессе манипуляции детей вкладными карточками.

3 мини-группа «Сложи картинку» и «Расскажи по картине» также привлекают внимание детей дизайном конвертика, который открывается и закрывается, не дает деталям разрезных картинок выпасть и потеряться. Книжка-раскладушка «Отгадай-ка» содержит ребусы осенних предметов по типу недорисованных фигур, также дает возможность развитию мелкой моторики во время складывания и раскладывания книжки.

4 мини-группа: Кармашек «Подвижные игры» является своеобразной картотекой игр, которые разучиваются и играются на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в свободной и совместной деятельности.

3. Создание макета и оформление.

Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.

4.После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Сегодня мы предлагаем Вам самостоятельно разобрать план и создать макет своего лэпбука. Используя материал который мы для вас подготовили. Для этого вам необходимо разделиться на две подгруппы. Каждая подгруппа создаст свой макет. Попрошу вас создать лэпбук по ФЭМП для детей 4-5 лет   на тему "Осень". Для этого вспомните программные задачи по ФЭМП для детей этого возраста . Приступайте к созданию ваших макетов. А теперь презентуйте свои макеты лэпбуков.

.

Литература.

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию лэпбуков с детьми. Лэпбук "Весенняя копилка"

Актуальность использования лэпбуков, как современного средства обучения, продиктована требованиями ФГОС ДО к образовательному процессу. Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую пап...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Лэпбук «Как животные готовятся к зиме»

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ ИСОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.Научной литературы по технологии ...

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука».

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука»....

Лэпбук по театрализованной деятельности (лэпбук театр)

Описание:Лист №1 –  книжка «Виды театров» (5 листов)        Лист №2 – Игра «Театр теней» по мотивам сказки «Бреме...

Что такое ЛЭПБУК? Использование и изготовление лэпбука по экологическому воспитанию "Вода"

 ЛЭПБУК (lap book), как можно заметить из названия - изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее способ организации учебного материал...