Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заварницына Н.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемоника (мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемонические приемы основаны в основном на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами.

Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию

Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника)

Мнемоника греч. - искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырё х этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

 Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы). Например, при заучивании стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» (средняя группа)

- Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Можно использовать следующую мнемотаблицу

?

***

***

При разучивании загадки о зиме В. Орлова

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

Используем данную мнемодорожку.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов — памяти,

внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

•помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

• Развивает графические навыки.

Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.

Курочка Ряба. Мнемотехники, мнемотаблицы по сказкамМнемотаблица для дошкольников по сказке «Лиса и журавль»



Предварительный просмотр:

Заварницына Н.А.

ИГРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Игра помогает детям понять мир и узнать, как работает их тело. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах игры, о ее роли в развитии каждого малыша, и, о том, как поощрять стремление ребенка к развитию.

https://sun3-13.userapi.com/impg/NEpVyUljLJoSXxrQ3RumpqBaHeLOxVlmN07Z6Q/PezdyuxwNac.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=27299f121564f47693cb5b2992c834a2&type=album   https://sun9-12.userapi.com/impg/J9ojCPhWde9OBzGMK2LoiG0alnDX4j5PYTpCug/epfAhpryXpg.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=6019ee756d7278c3b9a94f63940d119a&type=album   Классификация дидактических игр. Воспитателям детских садов, школьным  учителям и педагогам

На протяжении тысячелетий игра была детской традицией. Нерегулируемая и неструктурированная, она передавалась из поколения в поколение. Психолог и исследователь Джо Фрост в своей книге «Истории детских игр и игровой среды», предупреждает, что перед лицом слишком большого количества структурированных мероприятий, чрезмерного времени, которое дети проводят за экраном/монитором и возросшего академического давления эта вековая традиция угасает. «Сейчас, впервые в истории, – пишет он, – дети во многих странах не используют игровые площадки и забывают, как участвовать в свободных, спонтанных играх. Это имеет серьезные последствия для развития и воспитания личности в будущем».

Преимущества игры

«Игра – это то, что делается ради нее самой», – говорит психиатр Стюарт Браун, автор книги «Игра». Он пишет: «Участие в ней добровольное, оно доставляет удовольствие, а это дает ощущение вовлеченности, уводит детей от времени. Деятельность важнее, чем результат».

Имея в виду это определение, легко распознать потенциальные преимущества игры:

  • развивает отношения с самим собой и другими детьми;
  • снимает стресс и делает детей счастливее;
  • развивает чувства сопереживания, творчества и сотрудничества;
  • поддерживает рост прочности и твердости детей как личности.
  • Когда дети лишены возможностей для игр, их развитие может быть значительно нарушено.

Роль игры в развитии ребенка настолько важна, что ООН объявила ее основополагающим правом каждого ребенка, указав на это в ст. 31 соответствующей Конвенции о правах. Игра не просто легкомысленное развлечение. Это не то, что нужно делать после того, как «настоящая работа» сделана. Игра – это настоящая работа детства. Благодаря ей у детей есть все шансы стать полноценными, счастливыми взрослыми.

Чему дети учатся через игру

Этот вид активности является основным средством разностороннего развития в детстве.

Игра оказывает серьезное влияние на развитие детей дошкольного возраста: Когда дети играют, они улучшают навыки во всех областях развития: когнитивной, физической, коммуникативной и социальной/эмоциональной. Они практикуют и укрепляют те навыки, которые нельзя приобрести с помощью обучающих тетрадей за столом или времени, проведенного за экраном/монитором.

Одним из способов влияния подвижных игр на физическое развитие детей от 4 до 7 лет является формирование у них здоровых привычек. Таким образом, дети вовлечены в окружающий мир. Это вовлечение противодействует проблемам, с которыми сегодня сталкиваются многие дети, такими как детское ожирение.

К тому же – это естественное средство для снятия стресса, которое позволяет детям справиться со своими тревогами и страхами.

Игра предоставляет возможность детям реализовать новые идеи и достичь взаимодействия их предыдущего опыта с активными исследованиями. Дети принимают свои собственные решения во время игры; они устанавливают связь между своим выбором и естественными последствиями этого выбора.

Игровые ситуации способствуют развитию самоконтроля, который имеет решающее значение для успеха в дальнейшей жизни. Дети играют, потому что у них есть глубокое желание понять мир. Игра дает им возможность регулировать свои чувства, откладывать удовлетворение и вести переговоры с другими – все это важные аспекты развития самоконтроля.

Спонтанность игры способствует принятию риска, когда дети взаимодействуют с материалами и окружающей средой. Чувство неизвестного помогает детям развивать умственную гибкость и исполнительную функцию. Это подтверждают и исследования ЮНИСЕФ.

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста также заключается в помощи детям развивать внимательность, а также чувствовать себя в безопасности, чтобы пробовать новые идеи и экспериментировать. По мере того как дети погружаются в игру, они перестают осознавать время и пространство, полностью погружаясь в выполнение поставленной задачи.

Как поощрить стремление ребенка к игре

Детям нужно свободное, незапланированное время для изучения и открытий. Обучение ребенка раннего возраста наиболее эффективно происходит с использованием материалов, формирующих творческие способности: песок, вода, грязь, различные игрушки, детские лопаты, мячи и так далее. Иногда цель предмета для детской игры ясна (например, кукла предназначена для того, чтобы держать ее и притворяться родителем), иногда назначение предмета для игрового времени становится понятным только в творческих руках ребенка – палка может стать волшебной палочкой или указкой для выбора направления движения.

Игровое время детей может быть увеличено присутствием заботливого взрослого. Как можно чаще выделяйте время, чтобы провести его за игрой со своим ребенком и делать именно то, что он/она захочет. Ваш ребенок ведет игру, выбирает тему, а вы следуете за ним. Присутствие взрослого позволяет перейти на другой уровень осмысленной игры. Дети могут использовать ваше внимание, чтобы разобраться в сложной ситуации с другом, повторить визит к врачу или попробовать что-то новое и сложное.

С помощью игры, вы также можете помочь своему ребенку в развитии навыков коммуникации. Конечно, мы все хотим, чтобы наши дети двигались в направлении ассоциативной и совместной игры, но для этого требуется время. Вы можете помочь своему ребенку в этом, сказав, например: "я вижу, как ты смотришь на Вову. Может, пойдем и спросим, не хочет ли он поиграть с нами?”

Детская игра – это возможность для развития вашего ребенка, например, для изучения новых концепций и взаимодействия с другими. Взрослые могут следовать примеру ребенка или мягко направлять его, но игра становится очень интересной и захватывающей, когда за нее отвечают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кружковая работа «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Как показывает практика, мнемотехника с...

«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для...

из опыта работы «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»...