Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
проект по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники
в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:
Мною продолжена работа по формированию связной речи детей 6 – 7 лет с тяжёлым нарушением речи. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по - своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема , в которую заложена определённая информация.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку расширить его словарный запас, быть более общительным, он научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель:
Развитие памяти, мышления, внимания, связной речи детей с помощью схем-описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
1. Развитие связной монологической речи дошкольников. Обогащение словарного запаса детей.
2. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
3. Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
4. Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
5. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
6. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, различные виды памяти.
Ожидаемые результаты:
1. У детей появится желание пересказывать сказки.
2. Расширится круг знаний об окружающем мире.
3. активизируется словарный запас.
4. Дети преодолеют робость, застенчивость.
Формы реализации проекта:
• рассказы по мнемотаблицам, схемам.
• просмотр и обсуждение сказок и рассказов
• чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций;
• разгадывание загадок, разучивание стихотворений;
Участники проекта: дети подготовительной группы с ТНР, родители, учитель-логопед, воспитатели.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь – май)
Ресурсное обеспечение:
1. Информационные:
• фото- видео материалы;
• библиотечный фонд.
2. Дидактическое обеспечение:
• подбор иллюстраций, картинок, игр;
• оформление центра «Речевое развитие»
3. ИКТ:
• ноутбук;
• фотоаппарат;
•USB- накопитель.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный:
1. Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.
2. Изучение методической литературы по теме.
3. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
4. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
II этап: основной:
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом.
2. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений..
3. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
4. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
III этап: заключительный:
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Использование метода мнемотехники...
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...
"Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Как показывает практика, мнемотехника с...
«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особе...
из опыта работы «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...