Проект «Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».
проект
«Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 28.58 КБ |
tarbeeva_n.s._motorika.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».
Тема: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики».
Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи :
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности по средствам дидактических игр;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
4. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
5. Повышение компетентности родителей в вопросе развитии мелкой моторики с использованием различных методов и приемов.
Актуальность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
-Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».
- Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
Методы и приёмы работы:
1. Массаж, самомассаж кистей рук;
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
3. Выполнение движений с мелкими предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины, пазлы, пирамидки, крышки и пуговицы);
4. Рисование (пальчиками) аппликация, лепка, пластилиногрыфия;
5. дидактические и развивающие игры;
6. игры с прищепками;
7. пальчиковый театр;
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. При обучении детей самомассажу используют массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястьям). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания, выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом .
Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, Игры – шнуровки:
1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Мозаика. Игры-мозаики являются еще одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих особенностей ребенка.
Очень важной частью развитию мелкой моторики являются «пальчиковые и дидактические игры». Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например: Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры-«Моя семья», «Капуста», «Апельсин» и т. д. ;
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.
Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. Развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движения. Выполняя пальчиком различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Форма отчетности:
- Сделаны консультации для родителей на тему «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.»; «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей
младшего дошкольного возраста.» и т.д.
- Проведен мастер –класс «Пластилинография» для родителей;
- Составила картотеку пальчиковой гимнастики;
- Составила картотеку дидактических игр.
Вывод:
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, Осознавая всю важность пальчиковых и дидактических игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена,
У большинства детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.
Но есть и такие детки у которых речь и моторика к сожалению развита недостаточно хорошо. Поэтому в дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, развитию речи, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель самообразования: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский
Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста. 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик. 3. Развивать внимание, воображение и творческие способности. 4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы. 5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Ожидаемый результат: 1. Познакомятся с различными материалами и их свойствами. 2. Освоят навыки работы с ножницами и клеем. 3. Научатся некоторым приемам преобразования материалов. 4. Научатся видеть необычное в обычных предметах 5. Разовьют мелкую моторику рук.
Методы и приёмы работы: - самомассаж рук; - игры с кубиками, конструкторами, мозаиками, пазлами ; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов, штриховка; - пальчиковая гимнастика, физкультминутки; - пальчиковый театр; - лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); - нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т. д.; - различные виды аппликаций; - дидактические игры; - шнуровки; - игры с мелкими предметами; - игры с прищепками, крупой и т.д.
Конструкторы.
Мозаики.
Шнуровки.
Пазлы .
Игры с крупой, мелкими предметами.
Пальчиковый твистер .
Игра с резинками.
Математический планшет.
Сухой бассейн.
Определи на ощупь.
Игры с крышками.
Бизиборд .
Заключение: Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для диагностирования к кружку «Волшебные пальчики» по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук
Игры и упражнения для диагностирования к кружку«Волшебные пальчики»по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пал...
Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...
Проект :"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ"
Возможность использования УНТ в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и формами произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ни...
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не выз...
Диагностика для детей младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики...
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...