Игры и упражнения для диагностирования к кружку «Волшебные пальчики» по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук
материал (старшая группа) по теме

Соловьёва Светлана Дмитриевна

Игры и упражнения для диагностирования к кружку

«Волшебные пальчики»

по развитию  у детей  старшего дошкольного   возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пальцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_diagnostirovaniya_k_kruzhku.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для диагностирования к кружку

«Волшебные пальчики»

по развитию  у детей  старшего дошкольного   возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пальцев

                                                                 

                                                            Автор – составитель   Соловьева С.Д. –

Воспитатель МБДОУ № 154

г. Невинномысска

Ставропольского края

2013-2014 уч.год

Игры и упражнения для диагностирования старшая  группа

При диагностировании детей использована а) методика обследования, предложенная   в книге «Медико-психологическая служба в ДОУ: организация работы» под редакцией Е.А.Каралашвили – Москва, 2006 г.

из-во «Творческий центр»

б) методика обследования в книге «Развитие речи детей» под редакцией Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук – Москва «Просвещение», 2005 год

Тест № 1

Упр. №1 - «Горошина»

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Краткий ход обследования: педагог предлагает выбрать в чашечке горошину и выполнить следующие манипуляции:

а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:                      Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

(Л. Тимощук.)

г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

(Л. Тимощук.)

Упр. №2 -  «Циркуль»

Цель: развивать амплитуду движения кисти руки.

Краткий ход обследования:  воспитатель просит поставить большой палец на гладкую поверхность стола – это основание циркуля.

Остальными пальцами дети пытаются выполнить функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.

Упр. №3-«Складной ножичек»

Цель: развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.

Краткий ход обследования:  педагог предлагает поставить указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.

Тест № 2

Д/И «Выложи по контуру»

Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования:   Детям предлагаю выложить  изображения по контуру с помощью  бусин, нанизанных на нить.  Дети слегка  вдавливают бусины  в пластилин.

Д/упр.  «Выполни задание»

Цель: Выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования: детям предлагают выложить  с помощью цветных ниточек  различные образы и фигуры  по словесной  инструкции.

Д/упр.  «Петелька»

Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования: детям предлагают согнуть мягкую проволоку в виде петелек.

Тест № 3

Д/упр.  «Делай как я»

Цель:  выявить умение выполнять сложенные движения  кистей и пальцев рук. Координировать работу обеих рук, добиваться синхронного движения рук при круговом раскатывании и сплющивании.

Краткий ход обследования: детям совместно с воспитателем предлагают скатать  кусочек теста (пластилина) в колобок, затем сплющивают его между ладонями.

Д/упр.  «Раз комочек, два комочек»

Цель: выявить умение выполнять сложенные движения  кистей и пальцев рук. Координировать работу обеих рук при круговом раскатывании кусочков бумаги в шарики или комочки.

Краткий ход обследования: детям предлагают, пальчиками рук,  мелко перебирая и захватывая бумагу в ладони, скатать круглый комочек. Затем покатать его между ладонями круговыми движениями.

Д/упр.  «Заполни ячейки»

Цель: выявить умение координировать движения  кистей и пальцев рук.

Краткий ход обследования: детям предлагают рассортировать или пересыпать несколько видов макарон по стаканчикам, кучкам или тарелочкам  пальчиками или при помощи ложки.

Тест № 4

Д/упр.  «Нарисуй, как у меня»

Цель: выявить степень дифференцированости движений

Краткий ход обследования: детям предлагают нарисовать пальчиками в лоточках разового пользования на цветном и обычном песке или на манной крупе.

Д/упр.  «Вот так  - чудо»

Цель:  Выявить умение  управлять своими пальцами.

Краткий ход обследования: Детям предлагают рисование на листах картона, который предварительно смазан детским кремом.

Д/упр.  «Бери смелей -  шнуруй веселей»

Цель:  выявить умение  управлять своими пальцами.

Краткий ход обследования: детям предлагают зашнуровать заготовки с отверстиями различного вида цветными  шнурками.

Тест № 5

Д/И «Волшебный мешочек»

Цель: узнавание формы предмета

Краткий ход обследования: ребенку предлагается нащупать в мешочке  и показать педагогу разные по форме  предметы: круглый, квадратный, треугольный.

Тест № 6

Упр. №1 «Рисование по точкам»

Цель: выявить умение дорисовывать незаконченные  рисунки по точкам.

Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные  рисунки по точкам.

Упр. №2 «Рисование по прямым и фигурным дорожкам»

Цель: выявить умение проводить линии заданной формы.

Краткий ход обследования: ребенку предлагается «пройти»  по дорожкам, различной конфигурации, при помощи карандаша.

Упр. №3   «Штриховка»

Цель: отработка движений кисти.

Краткий ход обследования:  ребенку предлагается выполнить штрихи одним движением руки  в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.)

Игры и упражнения для диагностирования подготовительная  группа

При диагностировании детей использована а) методика обследования, предложенная   в книге «Медико-психологическая служба в ДОУ: организация работы» под редакцией Е.А.Каралашвили – Москва, 2006 г.

из-во «Творческий центр»

б) методика обследования в книге «Развитие речи детей» под редакцией Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук – Москва «Просвещение»,2005 год

Тест № 1

Упр. №1 – «Скакалка»

Цель: тренировать большие пальцы рук.

Краткий ход обследования: детям предлагается опустить руки вниз, ладони сжать в кулачки, большие пальцы вытянуть и произвести круговые движение (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием.

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки и скакалочки.

Упр. №2 -  «Мальчик - осьминог»

Цель: развивать содружество движения пальцев рук.

Краткий ход обследования: пальцы в полусогнутом ( растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе.

Движение пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности)  с одновременными движением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это – мальчик-осьминог,

У него так много ног

Успевает он везде:

И в учебе, и в труде,

Потому что осьминожка –

Это просто многоножка.

( Л. Тимощук.)

Упр. №3 -  «Ладонь – ребро - кулак»

Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Краткий ход обследования: детям предлагают положить руку на стол ладонью вниз. Поставить раку на ребро. Сжать руку в кулак.  Теперь делать : ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…» темп упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет ( один, два-три).

Упр. №4 -  «Вертушка»

Цель: развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры.

Краткий ход обследования: ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелки и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцам.

Тест № 2

Д/упр.  «Выполни задание»

Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования: детям предлагают выложить  с помощью цветных ниточек  различные образы и фигуры  по  словесной  инструкции.

Д/И «Выложи по контуру»

Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования:   детям предлагаю выложить  изображения по контуру с помощью  бусин, нанизанных на нить.  Дети слегка  вдавливают бусины  в пластилин.

Д/упр.  «Петелька»

Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.

Краткий ход обследования: детям предлагают согнуть мягкую проволоку в виде петелек.

Тест № 3

Д/упр.  «Раз комочек, два комочек»

Цель: выявить умение координировать движения кистей и пальцев рук при  лепке из теста и глины.

Краткий ход обследования: детям предлагают на выбор тесто или пластилин. Воспитатель фиксирует умение выполнять сложенные движения  кистей и пальцев рук в таблице теста.

Д/упр.  «Заполни ячейки»

Цель: выявить умение координировать движения  кистей и пальцев рук при работе с пипеткой.

Краткий ход обследования: детям предлагают заполнить ячейки коррексов при помощи пипетки.

Тест № 4

Д/упр.  «Нарисуй, как у меня»

Цель: выявить степень дифференцированости  движений

Краткий ход обследования: детям предлагают нарисовать пальчиками в лоточках разового пользования на цветном и обычном песке или на манной крупе.

Д/упр.  «Вот так  - чудо»

Цель:  выявить умение  управлять своими пальцами.

Краткий ход обследования: детям предлагают рисование на листах картона, который предварительно смазан детским кремом.

Тест № 5

Д/И «Волшебный мешочек»

Цель: узнавание качества предмета.

Краткий ход обследования: ребенку предлагается нащупать в мешочке  и показать педагогу разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый, бумажный, стеклянный, глиняный.

Тест № 6

Упр. №1 «Рисование по точкам»

Цель: выявить умение дорисовывать незаконченные  рисунки по точкам.

Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные  рисунки по точкам.

Упр. №2 «Рисование по прямым и фигурным дорожкам»

Цель: выявить умение проводить линии заданной формы.

Краткий ход обследования: ребенку предлагается «пройти»  по дорожкам, различной конфигурации, при помощи карандаша.

Упр. №3   «Силуэтная штриховка»

Цель: отработка движений кисти.

Краткий ход обследования:  ребенку предлагается выполнить штрихи одним движением руки  в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.)

Тест № 7

Упр. №1 «Копирование узоров»

Цель: формирования графических навыков,

Краткий ход обследования:  детям предлагают  копирование узоров различной конфигурации, согласно возрасту, по образцу.

Упр. №2 «Рисунки по клеточкам»

Цель: формирования графических навыков,

Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные  рисунки по клеточкам.

Упр. №3 «Графические диктанты»

Цель: формирования графических навыков,

Краткий ход обследования:  дети выполняют графический диктант в тетрадке в клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста          Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...

План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.

Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...

Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Диагностические задания и упражнения для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Программа кружка "Волшебные краски" для детей старшего дошкольного возраста

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс....

Рекомендация. Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь.

quot;Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им грамотную пользу!" Е.А. Покровский...