Игры и упражнения для диагностирования к кружку «Волшебные пальчики» по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук
материал (старшая группа) по теме
Игры и упражнения для диагностирования к кружку
«Волшебные пальчики»
по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пальцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_diagnostirovaniya_k_kruzhku.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для диагностирования к кружку
«Волшебные пальчики»
по развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук и тонких дефиренцированных движений пальцев
Автор – составитель Соловьева С.Д. –
Воспитатель МБДОУ № 154
г. Невинномысска
Ставропольского края
2013-2014 уч.год
Игры и упражнения для диагностирования старшая группа
При диагностировании детей использована а) методика обследования, предложенная в книге «Медико-психологическая служба в ДОУ: организация работы» под редакцией Е.А.Каралашвили – Москва, 2006 г.
из-во «Творческий центр»
б) методика обследования в книге «Развитие речи детей» под редакцией Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук – Москва «Просвещение», 2005 год
Тест № 1
Упр. №1 - «Горошина»
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Краткий ход обследования: педагог предлагает выбрать в чашечке горошину и выполнить следующие манипуляции:
а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине зеленой мы споем.
(Л. Тимощук.)
г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
(Л. Тимощук.)
Упр. №2 - «Циркуль»
Цель: развивать амплитуду движения кисти руки.
Краткий ход обследования: воспитатель просит поставить большой палец на гладкую поверхность стола – это основание циркуля.
Остальными пальцами дети пытаются выполнить функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.
Упр. №3-«Складной ножичек»
Цель: развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.
Краткий ход обследования: педагог предлагает поставить указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.
Тест № 2
Д/И «Выложи по контуру»
Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: Детям предлагаю выложить изображения по контуру с помощью бусин, нанизанных на нить. Дети слегка вдавливают бусины в пластилин.
Д/упр. «Выполни задание»
Цель: Выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: детям предлагают выложить с помощью цветных ниточек различные образы и фигуры по словесной инструкции.
Д/упр. «Петелька»
Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: детям предлагают согнуть мягкую проволоку в виде петелек.
Тест № 3
Д/упр. «Делай как я»
Цель: выявить умение выполнять сложенные движения кистей и пальцев рук. Координировать работу обеих рук, добиваться синхронного движения рук при круговом раскатывании и сплющивании.
Краткий ход обследования: детям совместно с воспитателем предлагают скатать кусочек теста (пластилина) в колобок, затем сплющивают его между ладонями.
Д/упр. «Раз комочек, два комочек»
Цель: выявить умение выполнять сложенные движения кистей и пальцев рук. Координировать работу обеих рук при круговом раскатывании кусочков бумаги в шарики или комочки.
Краткий ход обследования: детям предлагают, пальчиками рук, мелко перебирая и захватывая бумагу в ладони, скатать круглый комочек. Затем покатать его между ладонями круговыми движениями.
Д/упр. «Заполни ячейки»
Цель: выявить умение координировать движения кистей и пальцев рук.
Краткий ход обследования: детям предлагают рассортировать или пересыпать несколько видов макарон по стаканчикам, кучкам или тарелочкам пальчиками или при помощи ложки.
Тест № 4
Д/упр. «Нарисуй, как у меня»
Цель: выявить степень дифференцированости движений
Краткий ход обследования: детям предлагают нарисовать пальчиками в лоточках разового пользования на цветном и обычном песке или на манной крупе.
Д/упр. «Вот так - чудо»
Цель: Выявить умение управлять своими пальцами.
Краткий ход обследования: Детям предлагают рисование на листах картона, который предварительно смазан детским кремом.
Д/упр. «Бери смелей - шнуруй веселей»
Цель: выявить умение управлять своими пальцами.
Краткий ход обследования: детям предлагают зашнуровать заготовки с отверстиями различного вида цветными шнурками.
Тест № 5
Д/И «Волшебный мешочек»
Цель: узнавание формы предмета
Краткий ход обследования: ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по форме предметы: круглый, квадратный, треугольный.
Тест № 6
Упр. №1 «Рисование по точкам»
Цель: выявить умение дорисовывать незаконченные рисунки по точкам.
Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные рисунки по точкам.
Упр. №2 «Рисование по прямым и фигурным дорожкам»
Цель: выявить умение проводить линии заданной формы.
Краткий ход обследования: ребенку предлагается «пройти» по дорожкам, различной конфигурации, при помощи карандаша.
Упр. №3 «Штриховка»
Цель: отработка движений кисти.
Краткий ход обследования: ребенку предлагается выполнить штрихи одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.)
Игры и упражнения для диагностирования подготовительная группа
При диагностировании детей использована а) методика обследования, предложенная в книге «Медико-психологическая служба в ДОУ: организация работы» под редакцией Е.А.Каралашвили – Москва, 2006 г.
из-во «Творческий центр»
б) методика обследования в книге «Развитие речи детей» под редакцией Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук – Москва «Просвещение»,2005 год
Тест № 1
Упр. №1 – «Скакалка»
Цель: тренировать большие пальцы рук.
Краткий ход обследования: детям предлагается опустить руки вниз, ладони сжать в кулачки, большие пальцы вытянуть и произвести круговые движение (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием.
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки и скакалочки.
Упр. №2 - «Мальчик - осьминог»
Цель: развивать содружество движения пальцев рук.
Краткий ход обследования: пальцы в полусогнутом ( растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе.
Движение пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременными движением вперед-назад.
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это – мальчик-осьминог,
У него так много ног
Успевает он везде:
И в учебе, и в труде,
Потому что осьминожка –
Это просто многоножка.
( Л. Тимощук.)
Упр. №3 - «Ладонь – ребро - кулак»
Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Краткий ход обследования: детям предлагают положить руку на стол ладонью вниз. Поставить раку на ребро. Сжать руку в кулак. Теперь делать : ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…» темп упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет ( один, два-три).
Упр. №4 - «Вертушка»
Цель: развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры.
Краткий ход обследования: ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелки и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцам.
Тест № 2
Д/упр. «Выполни задание»
Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: детям предлагают выложить с помощью цветных ниточек различные образы и фигуры по словесной инструкции.
Д/И «Выложи по контуру»
Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: детям предлагаю выложить изображения по контуру с помощью бусин, нанизанных на нить. Дети слегка вдавливают бусины в пластилин.
Д/упр. «Петелька»
Цель: выявить умение действовать с мелкими предметами.
Краткий ход обследования: детям предлагают согнуть мягкую проволоку в виде петелек.
Тест № 3
Д/упр. «Раз комочек, два комочек»
Цель: выявить умение координировать движения кистей и пальцев рук при лепке из теста и глины.
Краткий ход обследования: детям предлагают на выбор тесто или пластилин. Воспитатель фиксирует умение выполнять сложенные движения кистей и пальцев рук в таблице теста.
Д/упр. «Заполни ячейки»
Цель: выявить умение координировать движения кистей и пальцев рук при работе с пипеткой.
Краткий ход обследования: детям предлагают заполнить ячейки коррексов при помощи пипетки.
Тест № 4
Д/упр. «Нарисуй, как у меня»
Цель: выявить степень дифференцированости движений
Краткий ход обследования: детям предлагают нарисовать пальчиками в лоточках разового пользования на цветном и обычном песке или на манной крупе.
Д/упр. «Вот так - чудо»
Цель: выявить умение управлять своими пальцами.
Краткий ход обследования: детям предлагают рисование на листах картона, который предварительно смазан детским кремом.
Тест № 5
Д/И «Волшебный мешочек»
Цель: узнавание качества предмета.
Краткий ход обследования: ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый, бумажный, стеклянный, глиняный.
Тест № 6
Упр. №1 «Рисование по точкам»
Цель: выявить умение дорисовывать незаконченные рисунки по точкам.
Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные рисунки по точкам.
Упр. №2 «Рисование по прямым и фигурным дорожкам»
Цель: выявить умение проводить линии заданной формы.
Краткий ход обследования: ребенку предлагается «пройти» по дорожкам, различной конфигурации, при помощи карандаша.
Упр. №3 «Силуэтная штриховка»
Цель: отработка движений кисти.
Краткий ход обследования: ребенку предлагается выполнить штрихи одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.)
Тест № 7
Упр. №1 «Копирование узоров»
Цель: формирования графических навыков,
Краткий ход обследования: детям предлагают копирование узоров различной конфигурации, согласно возрасту, по образцу.
Упр. №2 «Рисунки по клеточкам»
Цель: формирования графических навыков,
Краткий ход обследования: детям предлагают дорисовать незаконченные рисунки по клеточкам.
Упр. №3 «Графические диктанты»
Цель: формирования графических навыков,
Краткий ход обследования: дети выполняют графический диктант в тетрадке в клетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...
План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.
Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...
Диагностика для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....
Диагностические задания и упражнения для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....
Программа кружка "Волшебные краски" для детей старшего дошкольного возраста
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс....
Рабочая программа кружка " Волшебные пальчики"для детей младшего дошкольного возраста.
Программа кружка....
Рекомендация. Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь.
quot;Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им грамотную пользу!" Е.А. Покровский...