Савенкова
методическая разработка (старшая группа)
Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenkova_.docx | 74.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Обшая характеристика
Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
Параметры одаренности | Интеллектуальная одаренность | |||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||||||
абстрактными понятиями. | ||||||||||||||||||||||||||
классификации. | ||||||||||||||||||||||||||
причиной и следствием. | ||||||||||||||||||||||||||
4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. | ||||||||||||||||||||||||||
5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. | ||||||||||||||||||||||||||
6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. | ||||||||||||||||||||||||||
7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. | ||||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Творческая одаренность | |||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||||||
1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. | ||||||||||||||||||||||||||
2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. | ||||||||||||||||||||||||||
3. 3Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). | ||||||||||||||||||||||||||
4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие. | ||||||||||||||||||||||||||
5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. | ||||||||||||||||||||||||||
6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. | ||||||||||||||||||||||||||
7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. | ||||||||||||||||||||||||||
8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. | ||||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-) |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Академическая (научная) одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету". | |||||||||||||||||||||||||
2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить. | |||||||||||||||||||||||||
3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. | |||||||||||||||||||||||||
4. 4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. | |||||||||||||||||||||||||
5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность. | |||||||||||||||||||||||||
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. | |||||||||||||||||||||||||
7. 7. Умеет делать выводы и обобщеня. | |||||||||||||||||||||||||
8. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку с тепени ени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Художественно-изобразительная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. | |||||||||||||||||||||||||
2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. | |||||||||||||||||||||||||
3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. | |||||||||||||||||||||||||
5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. | |||||||||||||||||||||||||
6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
7 7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите вниз под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Музыкальная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. | |||||||||||||||||||||||||
3. Хорошо поет. | |||||||||||||||||||||||||
4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. | |||||||||||||||||||||||||
5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | |||||||||||||||||||||||||
6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | |||||||||||||||||||||||||
7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Литературная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. | |||||||||||||||||||||||||
2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. | |||||||||||||||||||||||||
3 Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | |||||||||||||||||||||||||
4 4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. | |||||||||||||||||||||||||
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Артистическая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. | |||||||||||||||||||||||||
2. Интересуется актерской игрой | |||||||||||||||||||||||||
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. | |||||||||||||||||||||||||
4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. | |||||||||||||||||||||||||
5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. | |||||||||||||||||||||||||
6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. | |||||||||||||||||||||||||
8. Любит игры-драматизации. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Техническая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Интересуется механизмами и машинами. | |||||||||||||||||||||||||
2 2.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. | |||||||||||||||||||||||||
3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск", | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. | |||||||||||||||||||||||||
7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). | |||||||||||||||||||||||||
8. Быстро и легко осваивает компьютер. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали ( ( плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Лидерская одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Инициативен в общении со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||
2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. | |||||||||||||||||||||||||
3. Легко общается с детьми и взрослыми. | |||||||||||||||||||||||||
4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Часто руководит играми и занятиями других детей. | |||||||||||||||||||||||||
6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. | |||||||||||||||||||||||||
7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
группа___________________________
учебный год______________________
воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Спортивная одаренность | |||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||||||||
1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. | ||||||||||||||||||||||||||
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. | ||||||||||||||||||||||||||
3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. | ||||||||||||||||||||||||||
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. | ||||||||||||||||||||||||||
5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. | ||||||||||||||||||||||||||
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. | ||||||||||||||||||||||||||
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||
8. Физически выносливее сверстников. | ||||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».
Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....
Экспресс-диагностика А.В.Савенкова по выявлению способностей у детей
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...
Экспресс - диагностика по методике Александра Савенкова.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:«Зима» по методике А. И. Савенкова
Данный материал позволит закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширить знания о приспособленности птиц к зиме....
Экспресс-диагностика по методике А.Савенкова "Карта одаренности"
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время....
Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова "Карта одаренности"
Дана общая характеристика диагностики, инструкция по проведению, таблицы с критериями и обработка результатов....
Конспект НОД для обучения дошкольника исследовательской деятельности по А.И. Савенкову.
Познакомить детей со свойствами и составам глины и песка...