Родительское собрание
материал (младшая группа)
Родительское собрание на "Особенности речевого развития детей третьего года жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 66.5 КБ |
razvitie_rechi.pptx | 686.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Капелька»
Родительское собрание
на тему
«Особенности развития речи детей третьего года жизни»
Воспитатель:
Конева С.Л.
Арти
2022
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;
• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План проведения:
1. Выступление воспитателя по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
2. Способы развития речи
3. Советы по развитию речи детей
4. Подведение итогов собрания
5. Памятки для родителей
6. Разное
Ход родительского собрания:
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли к нам.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Е. Щукина
Тема нашей встречи «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
2слайд
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
3 слайд Нормы речевого развития детей третьего года жизни
1. Дети понимают на простых картинках действия и предметы.
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов .
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов.
5. Задают вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
6. Насчитывается 200 - 400 слов.
7. Пользуется фразой из 2 - 4 слов.
4 слайд
Развитие устной речи, ее компонентов, является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста. К ним относятся:
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, развитие связанной речи.
5 слайд
Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (ква-ква, му-у, тик-так, динь-дон), отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).
6 слайд
Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку), различать их местоположение (матрешка на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать действия людей и движения животных (покажи, как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машина. автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь. помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, корова) и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой, короткий, красный); наречиями (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).
7 слайд Практическое задание
8 слайд Грамматический строй речи
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. учится согласовывать существительные и местоимения с глаголом, прилагательными. Строить предложения из 3 - 4-х слов.
9 слайд Практическое задание
10 слайд Связная речь
для развития связанной речи
- Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
- Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
.11 слайд Практическое задание
12 слайд Выразительность речи
Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
13 слайд
Методы и приемы для успешного речевого развития ребенка:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Речевые игры по возрасту детей.
3.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.
5.Чтение детской художественной литературы.
6.Игры с ребенком взрослых и друзей.
14- 15 слайд
Артикуляционная гимнастика:
– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
16 слайд
Речевые игры по возрасту детей.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:
Игры – подражания с речевым сопровождением
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб, удивление).
- У-у-у (гудит поезд, воет волк).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
17- Развитие мелкой моторики рук
Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.
18 слайд Пальчиковая гимнастика
Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию.
Стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
- Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
- Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
- Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
- А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
- Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
- В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
19 слайд Сыпучие игры
Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.
20 слайд Сухой бассейн
Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!
21 слайд Игры с различными предметами
(в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение
22 слайд Игры с мозаикой и конструктором»
, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
23 слайд Массаж ладоней и пальцев рук.
Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
24 слайд
Часто ли Вы читаете ребёнку книги? Мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Итог:
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь- существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
Нормы речевого развития детей третьего года жизни 1. Дети понимают на простых картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов . 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов. 5. Задают вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 6. Насчитывается 200 - 400 слов. 7. Пользуется фразой из 2 - 4 слов.
Основные компоненты речевого развития . Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, развитие связанной речи.
Формирование звуковой культуры речи Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (ква-ква, му -у, тик-так, динь-дон), отдельных слов.
Формирование словаря . Активный словарь . Учить детей по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных
Практическое задание «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме : « Игрушки », « Фрукты », « Овощи » и т.д ., учить различать предметы на ощупь , совершенствовать тактильное восприятие . ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек , предметы по теме . Предложите ребенку достать из « чудесного мешочка » определенный предмет . Малыш должен найти его на ощупь , не заглядывая в мешочек . Усложнить задание можно , положив в мешочек предметы разного размера ( большие , маленькие ). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет . «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель : закрепить словарь существительных по теме « Игрушки », учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках , совершенствовать зрительное восприятие . ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч , кукла , мишка и т.д .), предметные картинки с изображением этих игрушек . Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки . Назовите каждую из них . Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей .
Грамматический строй : Дети отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами , состоящими из 3-4 и более слов . В его речи преобладают простые распространенные предложения , но появляются и сложные . В предложениях используются однородные члены (« Тут сидят Таня и Света »), существительные и глаголы во множественном числе (« Чашки стоят на столе ») .
Предлоги в речи “В”, “ На ”, “ Под ”, “ Над ”. Упражнение: Желтое…(солнце) Пушистые …(котята) Машина ……какая? (большая) Упражнение : Зайчик ( под столом , над столом , на столе ) Ворона ( над крышей , на крыши ) Мячик ( под столом ) Поросенок (в коробке ).
Рассказывание, связная речь понимать речь воспитателя отвечать на простейшие вопросы рассказывать в 2-4-х фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке.
Телефон. разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения «Научи меня». Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом. ( …А меня научишь???) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!
Выразительность речи У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти .
Методы и приемы для успешного речевого развития ребенка 1. Артикуляционная гимнастика. 2.Речевые игры. 3 .Развитие мелкой моторики рук. 4 . Массаж ладоней и пальцев рук. 5.Чтение детской художественной литературы .
Артикуляционная гимнастика : – это совокупность специальных упражнений , направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы , подвижности и дифференцированности движений органов , участвующих в речевом процессе . Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут .
Речевые игры Игры – подражания с речевым сопровождением Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу- гу !», «Гу-гу- гу !» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» «Произношение гласных звуков» - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу). - О-о-о (разболелся зуб, удивление). - У-у-у (гудит поезд, воет волк). -И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.
Развитие мелкой моторики « Ум ребенка находится на кончиках пальцев » В.А. Сухомлинский
Пальчиковые игры Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом, ( кpуговые движения ладошками по столу) А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга) Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук) В гости друга пpиглашай ! (одна рука пожимает другую)
«Сыпучие игры»
«Сухой бассейн»
«Игры с различными предметами»
«Игры с мозаикой и конструктором»
Массаж ладоней и пальцев рук
Часто ли Вы читаете ребёнку книги? Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир. Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).
Советы логопеда : речь взрослых : четкая , неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная , не следует искажать слова , имитировать детскую речь ; обращать внимание детей , на то , как они согласовывают слова в предложении , поправлять ребенка ( исправлять допущенные ошибки ); играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи , например , с глаголами : взять куклу и спросить : “ Кто к нам приехал в гости ?, и ребенок дает полный ответ : “К нам в гости приехала кукла ”; использовать игру “ Чего не стало ?” им . существительное в р.п . ед.ч . (выст.3-4 игр и т.д .)
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...