Патриотическое воспитание
план-конспект занятия (старшая группа)
Патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_rossiya_mnogonats_str.docx | 23.91 КБ |
appliktsiya_den_narodnogo_edinstva.docx | 538.25 КБ |
00067014-bb14234c.docx | 18.56 КБ |
moya_semya.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Россия - многонациональная страна»
Программное содержание: дать детям представление о России как о многонациональном государстве, познакомить с карой мира и особенностях географического положения России, закрепить знания о столице нашей Родины и других крупных городах, познакомить детей с понятиями «Большая» и «Малая» Родина. Развивать интерес к истории поселка, профессиями родителей. Воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине.
Материал: карта мира, иллюстрации с изображением Москвы, родного города и поселка, экспонаты коренного населения, фотографии, нефть в колбе.
Организация и методика проведения:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Прежде чем отправиться послушайте стихотворение:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Видишь звездочки кремля?
Это Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это Родина твоя.
Воспитатель: о чем в стихотворении говорится?
Дети: про Родину
Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина это место где мы родились, где мы живем и где живут наши близкие, где живут наши бабушки, жили прадедушки. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите на карту.
На карте этой не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
- Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Показ)
- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.
Словесная игра:
Наша страна называется … Россия.
Граждане России называются … россияне.
Столица России город … Москва.
Президент России … В.В.Путин.
Дети рассматривают карту мира.
Воспитатель: на земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. Они на карте обозначены голубым цветом.
Воспитатель: какими еще цветами окрашена карта?
Разнообразна и природа нашей большой страны: много полей, лугов, лесов, гор. Зеленым цветом на карте обозначены леса, коричневым горы и т.д (воспитатель показывает на карте леса и горы)
В России свыше тысячи городов, сёл, деревень.
Какой главный город России?
Дети: Москва.
Воспитатель: какие еще вы города знаете?
Дети: Санкт-Петерберг, Самара, Нижний Новгород, и т.д
Россия - многонациональная страна, поэтому поделена на федеративные республики, автономные края и округа. В них живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна.
Просмотр слайдов «Народы России».
- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)
- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.
- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
- Я вам предлагаю побывать в республике Татарстан. (Показ на карте.) Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. (Дети присаживаются на стульчики.)
- Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы.
- Что особенного в национальном татарском костюме? (Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги.) Мы с вами рассмотрели татарскую национальную одежду.
- Чем занимается татарский народ в городах и селах? (Рассказ ребенка. В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей.)
- Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.)
- Как празднует этот праздник татарский народ, какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй».
Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».
Зазвенел теплом июнь
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Победит, кто будет сильным.
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь.
Управляет им джигит.
А чуть дальше посмотри,
На поляне силачи:
Вот высокий шест стоит
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве.
Ведра полные воды
Очень быстро пронеси.
Смех, улыбки, шутки, пляс
Всё здесь есть сейчас.
Веселись же и ликуй.
Это праздник Сабантуй!
- Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната.Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами.
- Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать. (Игра «Кто быстрее скрутит ленточку».)
- Вот, мы с вами померились в ловкости, быстроте.
- Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.)
- Мы продолжаем путешествие по России. Дети, подойдите к карте. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. (Показ.) Здесь находится Северный Ледовитый океан, холодные моря.
- Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.)
На крайнем Севере зима
Заснежены просторы
Полгода вместо солнца тьма
И тускло светят звезды.
Но несмотря, что здесь суровый климат.
Север – это волшебный дом.
Тундра вся вместилась в нем
Чудеса природы, разные народы.
- Дети, назовите коренных жителей Севера. (Чукчи, нанайцы, ненцы…) Я вам предлагаю побывать в гостях у ненецкого народа. На чем мы с вами прокатимся по заснеженной тундре, вы мне скажите, отгадав загадку.
В тундре зимой без нее не на шаг
С места рванет, только ветер в ушах.
(оленья упряжка)
(Показ иллюстрации.)
- Что такое «оленья упряжка»? (Олени впряженные в сани – нарты.)
- Кто управляет оленьей упряжкой? (Каюр.) Давайте сядем в оленью упряжку и прокатимся. (Физкультминутка «Увезу тебя я в тундру»)
- Вот, мы с вами приехали в гости к ненецкому народу. А встречает нас «утко». «Утко» в переводе с ненецкого языка на русский означает «кукла». Посмотрите, во что одета ненецкая кукла? (Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур.) Что еще носят ненцы? (Меховые штаны, меховые рубашки.) На ногах? (Унты.) Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.
- Дети, как вы думаете, чем занимается ненецкий народ? (Охота, оленеводство, рыболовство.)
- Основное занятие ненецкого народа – оленеводство. Оленеводы – смелые, сильные, выносливые люди. Место, где они живут, называется стойбище. В стойбище, можно, увидеть несколько чумов. (Показ иллюстрации.) Что такое чум? (Это дом ненцев.)
В чуме лишь одна стена
Очень круглая она
До того она кругла
Не единого угла.
- Чем покрыт чум? (Оленьи шкуры.) Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место вместе с оленями. Оленеводы кочуют с оленями. Чум можно собрать и перевезти в другое место.
- Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников ненецкого народа связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне.
- Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (Соревнования на оленьих, собачьих упряжках.
- Что у меня в руках? (Бубен.) Правильно. Ни один праздник не обходился без этого музыкального инструмента. Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит музыка, ребенок играет на бубне.)
- Ну, вот мы с вами побывали на Крайнем Севере. У какого народа? Давайте расскажем ненецкой кукле, что мы с вами узнали о Севере.
Что ж такое Север?
Север – это звон упряжек
И под снегом мерзлым мох.
Север – это край, где пляшет
Над чумами дымок.
Север – это в небе синем
Тарахтящий вертолет.
Север – это край гусиный
Это вьюга, это лед.
- А теперь нас в гости ждет к себе кукла – русская красавица Дарьюшка. А вот и она.
Добрый день гости званные, желанные
Милости просим
Рада гостям, как добрым вестям.
Проходите, не стесняйтесь
Поудобней располагайтесь.
- Дети, посмотрите, в каком красивом наряде кукла Даша. На ней русский народный костюм. Давайте поговорим с вами о русском народном костюме. Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы.
- Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (Рубаха.) Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Чем украшена рубаха? (Вышивкой.)
- Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.)
- Из чего состоит мужской старинный костюм. (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги.
- А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, кичка, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду, как у нашей куклы.
- Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…)
- Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело. Ну и мы, давайте с вами повеселимся. Кукла Даша приготовила для вас музыкальные инструменты.
Инструменты вы берите
И себя повеселите!
Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию «Калинка».
- А еще у русских людей традиция – угощать гостей. Кукла Даша угощает вас пирогами.
Всех гостей к себе зову
Пирогом вас угощу.
- Давайте поблагодарим Дашу. Спасибо Даше за гостеприимство, угощение. Попрощаемся с Дашей.
- Дети, наше путешествие по России подошло к концу. У каких народов России мы побывали? (Татар, ненцев, русских.)
- И в заключении, мне хочется прочитать строки из стихотворения.
Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь – кругом друзья.
- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии.
Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.
Предварительный просмотр:
Цели: воспитывать любовь и нравственно- патриотические чувства к Родине, способствовать сохранению памяти об исторических событиях. Научить совместно выполнять аппликацию. Учить выразительно читать стихотворения. Обогащение словаря.
Задачи: расширять представление детей о национальных праздниках; воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Учить аккуратно наклеивать готовые детали (коллективная работа).
Оборудование: изображение карты России и Донбасса; вырезанные из бумаги человечки разной национальности. Картинка с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому.
Предварительная работа: чтение художественной литературы ,стихотворений.
Ход занятия:
1. Ребята, сегодня почтальон принес мне телеграмму, давайте посмотрим – от кого она.
Воспитатель читает телеграмму:
«Здравствуйте дорогие дети! Я узнал, что скоро в нашей стране будет праздник, называется он: «День народного единства». Я раньше никогда не слышал о таком. Очень вас прошу, расскажите мне, пожалуйста, о нем. Что это за праздник, когда и как его начали праздновать, что он обозначает? Буду очень вам признателен, жду ответа, ваш друг, Незнайка».
Ну что же, ребята, выполним просьбу Незнайки?
Я хотела бы немного рассказать вам об истории этого праздника – как он появился.
«День народного единства» – это праздник, который мы празднуем в память о событиях, которые происходили много-много лет назад. В 1612 году русские воины Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский подняли народ на борьбу против врагов, захвативших нашу Родину. Благодаря единству народа в этой нелегкой борьбе, в России наступил мир! А благодарные потомки в честь этой победы воздвигли памятник этим героям. Вы его наверняка видели, когда гуляли по самой главной площади нашей страны – Красной площади. Памятник так и называется: Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(Воспитатель показывает детям иллюстрацию памятника).
Во все времена русские люди любили свою родину. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Много народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью. Совершают подвиги на благо нашей Родины. Я хотела бы прочесть вам очень хорошее стихотворение.
Призывная Н. Майданик
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
О Родине во все времена слагались стихотворения, и их очень много. Свою мудрость люди вкладывали еще и в народные пословицы и поговорки. Дети декламируют пословицы и поговорки:
Нет в мире краше Родины нашей.
У народа один дом – Родина.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Ну что ж, мы сегодня с вами очень много нового и интересного узнали. А вы помните о телеграмме Незнайки? Ведь он просил нас рассказать ему о празднике и ждет нашего письма. А давайте, кроме письма, мы еще и подарок ему отправим.
У вас на столах лежат вырезанные из бумаги фигурки человека.
Обратите внимание: человечки эти разной национальности, что символизирует разнообразие народностей нашей страны. Теперь намазываем фигурки клеем и наклеиваем на нашу карту так, чтобы фигурки держали друг друга за руки. Посмотрите, как здорово получается!
Подведение итогов занятия.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Рассказывали стихотворения, пословицы и поговорки, сделали подарок для незнайки… Вы всё это делали очень дружно, помогали друг другу. Я очень хочу, когда вы вырастите, то точно так же поступали бы с окружающими вас людьми: были добрыми, отзывчивыми и справедливыми. Ведьблагодаря народному единству в нашей стране сохраняется мир
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе.
Тема: «Портрет любимой мамочки»
Цель: закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Воспитание любви к членам семьи.
Задачи:
1.Образовательные:
Закрепить знания детей о жанре живописи «портрет» .
2. Развивающие:
- развивать мышление, воображение, внимание, умение анализировать, мелкую моторику.
3. Технические:
- рисовать простым карандашом набросок
- соблюдать пропорции, симметрию
- смешивать краски
- рисовать всем ворсом и кончиком кисти, штрихи, волнистые линии.
4. Воспитательные.
Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос).
Ход занятия:
- Ребята давайте для начала отгадаем загадку:
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша…(мама).
- Правильно мама.
Мама — это самое первое слово, которое произносит малыш. Мама - самый близкий человек, мама постоянно заботится о своем ребенке, оберегает его. Мама всегда пожалеет, поймет и простит, и будет любить своего ребенка, не смотря ни на что. Материнская забота и бескорыстная любовь согревают нас до самой старости. Мама – это единственный человек, который любит тебя по-настоящему просто за то, что ты есть.
Мама спит – закрыты глазки
Маме нужно отдыхать.
Я беру альбом и краски,
Вот – лица её овал
Я уже нарисовал…
Без подглядки, без подсказки
Сам найду, где будут глазки.
Где-то в области макушки
Нарисую маме ушки.
Не вопрос, где будет нос…
Что ж он вбок слегка уполз?
Между ушек три полоски –
Это мамина причёска.
Загляденье – сердцу любо.
Остаются только губы.
Губкам нужен красный цвет.
Красного в палитре нет.
Мама красит их помадой –
Значит, взять помаду надо.
Мама, ты проснулась- нет?
Вот, гляди – готов портрет
Мама, это – не пришелец,
Можешь громко не кричать.
Я – художник, я – умелец,
Смог тебя нарисовать!
Я горжусь своею мамой,
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?
Дети: ответ детей.
Введение в тему. Беседа.
-Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье.
Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портреты, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
-Какой формы голова? (обвести пальцами голову). Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.
-Какой они формы? (овальные, с острыми уголками). Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
-Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Ребята, вспомните какого цвета глаза вашей мамы.
-Что находится над глазами? (брови). Это дугообразные полосы.
А вот нос у человека такого же цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать
только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от
кончика носа до конца лица находятся губы.
-Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме
отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна
(нарисовать губы).
Дидактическая игра: «Собери портрет».
- Дети делятся на 2 команды. У них на столе разрезной портрет. Портрет нужно собрать быстро, а главное правильно.
Воспитатель: Ох, какие молодцы. Как быстро, а главное правильно все справились.
Дидактическая игра «Какая?».
Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.
- Словообразование:
Воспитатель:
Если радуется жизни? Жизнерадостная
Если желает добра? Доброжелательная
Если исполняет всё? Исполнительная
Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая
Если у мамы белое лицо? Белолицая
Если у мамы круглое лицо? Круглолицая
Если у мамы чёрные брови? Чернобровая
Если у мамы большие глаза? Большеглазая
Если мама занята хозяйством? Домохозяйка
Мама улыбается – улыбчивая
Мама грустит – грустная
Мама смеётся – веселая и т.д.
Физкультминутка:
Маму я свою люблю,
(изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
(далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
Рисование:
-А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать
его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока
высыхает краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком
кисти. Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.
Подведение итогов:
В конце занятия выставляю детские работы на стенде.
- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.
Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.
- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?
Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Буратино» города Смоленска
Конспект НОД
по познавательному развитию
на тему: «Моя семья»
старшая группа
Разработала: воспитатель Ахмедова Н.Ф.
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Оля, баба Нина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей).
- А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья)
- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? (Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу, своим родным.
- Послушайте стихотворение о семье.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...