День Земли
проект (средняя группа)

Шишкина Анна Владимировна

Актуальность:

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_zemli1.odt49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе: «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

Название проекта – «День Земли»

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Участники – дети средней группы №16 «Самоцветы», воспитатель Шишкина А.В., родители.

Продолжительность проекта – 2 недели (с 13.03.23 по 23.03.23 г.)

Актуальность:

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Учим детей тому, что мы должны беречь и заботиться о природе, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Цель проекта: формировать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.

Задачи:

- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

- развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность;

- воспитывать у детей ценностное отношение к миру природы, дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Ожидаемый результат: у воспитанников сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.

Подготовительный этап:

Подобрать методическую литературу по теме.

Подобрать художественную литературу для чтения детям.

Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)

Составить перспективный план мероприятий.

Основной этап:

Социализация

Дидактические игры: Загадки о животных,

«Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живет», «Посели в домики», «Что происходит в природе»

Словесные игры: «Узнай животное по описанию», «Какие цветы ты знаешь?», «Какие деревья ты знаешь?»

Правила поведения в лесу. «Береги живое»

Познание

- наблюдение за деревьями, кустиками появлением почек, первых листочков;

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;

- ознакомление детей с загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

- наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;

- заучивание стихотворений о весне.

Коммуникация развитие речи

Общение «Мы - друзья природы».

Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»

Чтение художественной литературы

С Маршак «Весенняя песенка»

Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

М.Пришвин «Разговор деревьев»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»

А. Бабаджан «Муравьи»

Лариса Тарасенко «Познавательные сказки»

Физкультурно- оздоровительная деятельность

Подвижные игры «На лесной полянке», «Собери грибочки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль»,

Физкультминутка «Цветы», «Деревья»

Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку»

Развивающая среда

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»

Художественные произведения и иллюстрации к ним

Раскраски «Времена года», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада.

Уборка территории участка.

Приведение в порядок клумб.

Продуктивная деятельность

Рисование на тему «Первые цветы»

Лепка «Лесные животные»

(Самостоятельная творческая деятельность) Раскраски «Моя Земля»

Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору посадочного материала для посадки на территории детского сада первоцветов.

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Совместная работа родителей и детей на тему: «Береги природу!»

Продукт проекта:

1. Викторина на тему «День Земли».

2. Выставки рисунков детей и родителей на тему «Береги природу!».

Приложения.

Консультация для родителей

«Учите детей любить природу»

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о поляне, на которой собирали землянику.

Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:

. Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).

. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Уважаемые родители! Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. А ведь бывает и так, как рассказала одна мама: "Мы идем с сыном домой и все больше молчим или обсуждаем, что на ужин готовить будем, какую игрушку купить ему".

Почитайте с детьми книги, рассмотрите иллюстрации. Книги есть самые разнообразные, например, у Бланки "Хвосты". Из этой книги ваш ребенок узнает много интересного и, в частности, то зачем нужны хвосты животным, птицам или рыбам. Есть очень интересная книга - Энциклопедия для малышей "Чудо всюду" под редакцией Т.Д. Нуждиной, купите, не пожалеете!

Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.

 Необходимо довести до сознания детей то, что в неволе могут жить только декоративные птицы, а те, что привыкли жить на воле погибнут через месяц. Поэтому нельзя разрешать ловить птиц и содержать их в неволе.

По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.

Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.

Во время "выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.

Они увидят в чудных по форме облаках "драконов", "львов", "собак" и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.

Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! Сломал ветку ребенок, скажите ему, что она живая, и он в другой раз едва ли так же бездушно сломает ее.

И в заключение хочется вспомнить слова В.Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких усилий и стараний со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделается и волком и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, мы воспитатели хотим, чтобы ребята любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам взрослым совместными усилиями.

 Как празднуют День Земли?

Также стоит отметить, что по сложившейся традиции, ежегодно в рамках Дня Земли в подавляющем большинстве стран непременно принято в течении одной минуты звонить в Колокол Мира, который является символом мирной жизни, дружбы и солидарности всех народов, и призывом к действию во имя сохранения культуры и лучших ...

Когда день рождение у Земли?

Традиционно праздник отмечается весной – 20 марта, в день Весеннего равноденствия. Эта дата выбрана ООН неслучайно: с этого времени природа начинает пробуждаться и постепенно обновляться. В День рождения Земли меняются биологические ритмы планеты. С 2009 г.

Какие мероприятия проводятся в День Земли?

В этот день проводятся различные интересные мероприятия: ралли, концерты, выставки, фестивали, конференции, День без машин, очистка морских побережий от мусора, традиционная посадка деревьев. В День Земли люди выходят на улицы, берутся за руки, объединяясь в длинную живую цепь.

Что делают в День Матери Земли?

В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц.

Конспект по коллективной лепке на тему «Кто живет в лесу» в средней группе.

Цель: Познакомить детей с приёмами лепки животных, вызвать интерес к составлению коллективной композиции из вылепленных лесных животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, птица, и т. д.)

Задачи: учить детей планировать свою работу:

вызывать интерес к жизни диких животных;

учить самостоятельно, определять способ лепки на основе обобщенной формы из цилиндра (валика) конуса или овала (яйца, передавать несложное движение;

развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук; воспитывать интерес к сотрудничеству;

Предварительная работа: Беседа с детьми о диких животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с дикими животными, рисование во время занятий.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте-ка ребятки эти загадки! Кто же живёт в лесу?

1. Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

2. Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая. (лисица).

3. Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (волк)

4. На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит. (ежик)

5. Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Задание «Продолжи описание».

Воспитатель: ребята,  сейчас я буду показывать изображение дикого животного, а вы  должны дать подробное описание и назвать кто это.

Еж.

Колобок - колючий бок. Кто это такой? Правильно, ежик. У него на спине много колючих, острых иголок. А зачем ежику такая колючая шубка? Ими он защищается от врагов. В случае опасности сворачивается в клубок: мало найдется желающих уколоть нос или лапу.

Лисица

Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым. Хвост тоже рыжего цвета, а кончик может быть темным или белым. Когда лиса бежит или прыгает, хвост помогает ей сохранить равновесие.

Бурый медведь.

Медведь живет в лесу, он большой и сильный. Густая теплая шуба темно - коричневого, бурого цвета. Он герой многих сказок, в которых его величают то Михаилом Иванычем, то топтыгиным, то косолапым. У многих детей любимая игрушка - плюшевый медведь. Большой медведь кажется неуклюжим, косолапым. Но это совсем не так. Бурый медведь - сильное и очень ловкое животное. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать.

Волк.

Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Относится к семейству псовых. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен.

 Задание.

Давайте сыграем в игру «Можно – нельзя».

Если вы согласны с утверждением – то встаньте, а если нет – сидя поднимите руку.

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

3. Разоряй гнёзда - губи малых деток наших пернатых друзей.

4. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.

5. Разоряй муравейник – хоть муравьи – это и санитары леса, они не приносят много пользы.

6. Сбивайте ногами и топчите ядовитые грибы – хоть ими и лечатся лесные жители.

7. Не оставляй в лесу мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того: консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков.

– Я рада, что вы знаете как надо вести себя в лесу.

 Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам слепить наших лесных жителей и оформить коллективную работу «Звери в лесу».

Лиса

Разделите оранжевый пластилин на 2 части, из одной скатайте-шар- голова, вытяните, чтобы получилась капелька- голова лисички, на кончике поместите коричневую капельку-носик. Сделайте на голове острые ушки на макушке, глазки. Для туловища нужно вылепить тонкую колбаску. Прикрепите к подготовленной детали передние и задние лапки. Соедините голову и туловище. Остатки оранжевого пластилина потратьте на хвостик, на кончик немного белого пластилина, стекой нарисуйте шерстку.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь давайте отдохнём! «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,        (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.               
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?         
Вот лиса идёт по лесу.                 (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно?         (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос,             (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос.                                                    руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут.           (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?           (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.                       (Бег на месте)
Вот голодная лиса                        (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса.          (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает,                         (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает.                      (Сесть на корточки

Конспект по рисованию в средней группе.

«Первые цветы».

Образовательная область: Художественно – эстетическое воспитание.

Цель: Обучение детей новым приемам в нетрадиционной технике рисования (тычок жесткой полусухой кистью).

Задачи:

Образовательная: учить детей новой технике рисования (тычок жесткой полусухой кистью), закрепить знания о признаках весны.

Развивающая: Развивать у детей мелкую моторику, воображение, связную речь.

Воспитательная: Воспитывать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования, воспитывать любовь к природе, создать радостное настроение.

Материалы и оборудование: Альбомные листы на каждого ребенка, гуашь (желтая и зеленая), кисти (щетина №4), салфетки, иллюстрации с изображением цветов – мать-и-мачеха и весны, образец готового рисунка.

Ход:

В-ль: читает стихотворение С.Я. Маршака. «Весенняя песенка».

Снег теперь уже не тот, почернеет он в поле

На озерах треснул лед, будто раскололи

Облака бегут быстрей, небо стало выше

Зачирикал воробей, веселей на крыше

Все чернее с каждым днем стежки и дорожки

И на вербах серебром светятся сережки.

В-ль: Дети, о чем это стихотворение?

Дети: О весне.

В-ль: Правильно, о весне.

В-ль: Дети, назовите признаки весны.

Дети: Тает снег, звенят ручьи, солнце светит ярче, становится теплее, появляются первые цветы.

Физкультминутка.

На лугу растут цветы, небывалой красоты (потягивания – руки в стороны).

К солнцу тянутся цветы с ними потянись и ты (потягивания – руки вверх).

Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками изображая ветер).

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны).

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

В-ль: Ребята вы рассказали весенние приметы, показали, как растут цветы. Давайте с вами вспомним, какие цветы мы с вами знаем?

Дети: Мать – и – мачеха!

В – ль: Правильно дети! А на что похожи эти цветы?

Дети: На солнышко

В – ль: Почему?

Дети: Они желтые и круглые, как солнышко!

В – ль: Правильно! Теперь давайте сделаем полянку из этих цветов.

Дети садятся за столы, воспитатель показывает образец и чистой кистью показывает, как выполняла тычки. Дети приступают к работе, воспитатель следит за правильностью выполнения, если возникают трудности, то объясняет и помогает.

Когда все закончат, воспитатель выкладывает все работы на стол и вместе с детьми любуется полученным результатам. Хвалит детей, говоря какие они молодцы, что справились с поставленной задачей.

Беседа с детьми средней группы

«Правила поведения в лесу для воспитанных детей»

Цель: расширять представления детей о значении леса в жизни людей и животных;

Задачи: уточнить представления детей о правилах и нормах поведения в лесу, способствовать пониманию дошкольников значимости соблюдения этих правил; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Материалы: презентация по теме, ноутбук, мультимедийное оборудование.

Ход беседы:

- Ребята, многие люди, живущие в городе, стараются уехать за город в выходные дни и на лето, чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух!». Как вы думаете, где чище воздух – в городе или в деревне? Почему?

Ответы детей.

- Как вы думаете, зачем нужны растения? Расскажите, как нужно относиться к растениям, к животным, ко всему живому?

Ответы детей.

- Для чего нужен человеку лес?

Ответы детей.

- Да, мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков (используется запись звуков леса).

Что еще даёт человеку лес?  

(Возможные варианты ответов: кислород, чистый воздух, грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал (из древесины люди строят дома, лодки, делают мебель, бумагу).

- Может ли человек прожить без леса?

Ответы детей.

Для того, чтобы лес был «здоров», важно соблюдать правила поведения в лесу. Как вы думаете, какие это правила?

Ответы детей

Презентация «Правила поведения лесу».

1. Не разоряйте птичьи гнёзда!

2. Не разоряйте муравейники!

3. Не забирайте из леса домой животных!

4. Не обижай лесных насекомых!

5. Не рвите полевые цветы!

6. Не рвите редкие цветы!

7. Не ловите бабочек и стрекоз!

8. Не шумите в лесу!

9. Не разжигайте костёр в лесу без взрослых!

10. Не оставляй мусор в лесу!

11. Не бей стекло в лесу!

12. Не портите несъедобные грибы! Ядовитые грибы опасны для людей, но сбивать его ногами и топтать нельзя, он нужен зверям (например, лось и белка им лечатся). В природе нет ничего ненужного. Если что-то ненужно человеку, это может быть необходимо какому-то другому существу.

13. Не вырывайте кустарники с корнем! Собирая грибы в лесу, внимательно смотри под ноги, заглядывай под нижние веточки елей, грибы срезай вместе со взрослыми ножом, оставляя грибницу в земле.

Собирать можно только известные съедобные грибы! Помните, зеленые, неспелые ягоды есть нельзя! Собирать ягоды надо очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет. Восстановление ягодных мест идет очень медленно. Например, черничник восстанавливается через 100 лет.

Надеюсь, вы были в живом лесу и ещё побываете много раз. Но уже сейчас мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относится к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес!

Чтоб не застили небес

Тучи копоти и пыли,

Чтоб прозрачны реки были,

Будь здоров, зеленый лес!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!

                       Беседа «правила поведения в природе».

Цель:

 формировать у детей знания о нормах и правилах поведения в природе,

 воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.

Оборудование: карточки – знаки «правила поведения в природе»

Ход беседы:

-Ребята, мы уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе?

Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание

ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

Чем же больше всего вы занимаетесь, бывая на прогулках? Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?

Кто из вас, идя на прогулку. Берет магнитофон или приемник? Можно это делать? Почему?

Посмотрите на знак («Не шуми в природе!»). О чем нам хотели сказать? Когда дети в лесу

шумят, слушают музыку, лесные обитатели тревожатся, стараются убежать. Не стоит их пугать.

Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса?

Можно услышать и голос ручья.

В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

(И. Бунин)

Человек много берет от природы. А чем он платит ей? (рассказ И. Скильского «Трудно

представить себе землю без леса, без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят этого понять. Я часто вижу изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов- трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно понять?») «Любители природы» наносят и другой ущерб деревьям. О чем говорит нам этот знак? («не ломай деревья», «не разжигай костры около деревьев»)

Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых

кострищ!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания. (знак «Не губите растения в природе»)

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека?

Посмотрите на знак, о каком правиле он напоминает? («Не сбивай мухоморы») Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание. (А. Тумбасова «Дом- пирамидка», демонстрируя знака «Не разоряй муравейников»: «Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу, и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи надстраивают свое жилье: вводят в дом пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник; тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны: пришла беда. Уж, какое жилье с худой крышей! Муравьи не успевают восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает. Муравьям можно помочь: осторожно подравнять дом- пирамидку и поправить крышу макушку. Конечно — это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами».

Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем.

Наблюдать природу надо уметь, не трогать ее, не разрушать красоты.

Послушайте стихотворение поэта П. Гвездослава

Я сорвал цветок,

-и он увял.

Я поймал мотылька,

- и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

Как вы понимаете слова «Прикоснуться к красоте можно только сердцем.»?

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на знак «Не оставляй мусор в природе». О чем он нам напоминает? Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

А что вы делаете с мусором, собирающемся у вас на прогулке? С банками, бутылками, бумагой, остатками еды, полиэтиленовыми пакетами?

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки- более 30 лет, полиэтиленовый пакет -более 200 лет, стекло -1000 лет.

Давайте запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Правила поведения в природе:

 Никогда не наноси вред природе.

 Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадется в природе.

 Не трогай домиков животных, их детенышей.

 Не трогай птичьи яйца.

 Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

 Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

 Оказывай помощь животным, растениям, попавшим в беду.

 Подкармливай зверей и птиц зимой.

 Не мусори на месте своего отдыха.

 Учись наблюдать в природе.

 Учись слушать голоса природы.

 Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

 Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.  

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

В познавательную игру играют дети 3-6 лет

 Цели и задачи:

Цель дидактической игры «Кто, где живет?» – развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.

Задачи:

расширение представления о диких и хозяйственных животных;

ознакомление с названиями, внешностью, местами обитания объектов живой природы;

развитие умения узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу;

развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;

формирование способности к сравнительному и обобщающему анализу, к выведению вывода;

развитие памяти, логического мышления, воображения, визуальной оценки;

стимуляция любознательности, стремления к коллективной работе, эмоциональной отзывчивости;

формирование заботливого отношения к объектам природы.

Ход игры

Дидактическая игра «Кто, где живёт?» подходит для индивидуального и коллективного обучения.

Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, насекомых, человека. Рассказать, какие бывают животные (дикие и хозяйственные). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.

 Далее воспитатель говорит, что у каждого есть свое жилище, нужно только помочь его найти. Воспитанники должны каждую карточку с животным правильно положить на картинку, изображающую место обитания.

Если иллюстраций много, детям может быть сложно сориентироваться. В этом случае игру лучше разделить, разбив картинки на 2-3 группы, например, «Кто живет в лесу?» и «Кто живёт на ферме?».

Воспитатель задает вопросы о каждом животном:

это дикое или домашнее?

почему оно домашнее?

чем помогает человеку? (для домашних);

где живет? (дети должны найти картинку).

Например:

Собака – домашний питомец, живет рядом с человеком, охраняет жилище.

Волк – дикий зверь, обитает в лесу, сторонится человека, живет в логове.

Аналогично рассматривают другие иллюстрации: лошадь, баран, свинья, утка, петух, коза, осел, корова - живут на ферме; лось, белка, олень, ёжик, волк, заяц, лиса, медведь-в лесу….

Игра продолжается, пока все карточки не будут распределены по правильным картинкам с местами обитания.

 

Викторина «День Земли»

Цель: Углубление экологических знаний у детей, сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к природе;

Закрепить знания детей о природе;

Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Оборудование:

Картинки с изображением объектов окружающей природы (животные и растения);

Карточки с правилами поведения в природе;

Ход:

Воспитатель:

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Добрый день! Много раз вы встречали праздник в этом зале, но таких, как этот, мы ещё не знали. Сегодня мы отмечаем день рождения Земли – нашего общего дома.

Но часто люди забывают об этом, и тогда — дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные: чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот замечательный праздник – ДЕНЬ ЗЕМЛИ!

22 апреля — Международный День Земли.

1 конкурс — жители леса, водоёма.

И первый конкурс для вас ребята такой. Вам, ребята, за несколько минут нужно будет собрать все картинки животных и растений Леса и Водоёма.

А еще мы поиграем в игру «Кто, где живёт».

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д.)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д.)

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

2 конкурс — экологические задачи.

У животного две пары ног, две правые, две левые ноги, две ноги сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая яблонька, а потом ещё три липы. Сколько зацвело деревьев? (В январе яблони и липы не цветут.)

А кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать»? (Лиса)

А это про кого: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды я припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем она забота – крепко спать да весну ждать?» (Ёж)

Игра «Найди своего брата или сестру»

(Играющие получают карточки детёнышей, они должны издавать звуки этого животного.)

У каждого детёныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята – мяукают, щенки – скулят, телята – мычат. Играющие находят друг друга по этим звукам.

3 конкурс – загадок.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий

(Небо)

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое.

(Солнце)

Росла на лугу –

Оказалась в стогу.

(Трава)

Две антенки на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет.

(Улитка)

Живою может быть

И мертвой,

И жидкою и очень твердой…

Таится может в небесах

И в глубине земли

Скрываться,

И испарятся на глазах,

И тут же снова появляться!

(Вода)

Кто весь век в воде живет,

А сама воды не пьет:

Ни озерной, ни речной,

Ни какой-нибудь иной.

(Рыба)

4 конкурс

Нас окружает удивительная природа. Ребята! А как надо вести себя в лесу?

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру

Игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы, вы всё правильно ответили. А какие правила поведения в лесу вы знаете?

(Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с правилами поведения в лесу. Ребята по очереди называют эти правила и объясняют их.)

Правила поведения в лесу

Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

Не топчите грибы, они полезные: ими лечатся разные животные.

Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.

Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучками.

Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

Кора дерева – это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Её нельзя повреждать.

Охраняйте муравейники!

Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.

Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте беречь будем планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим

Беречь будем птиц,

Насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Поздравляю вас, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

День Земли. Коллаж «Матушка Земля». Мастер-класс .

22 апреля во всём мире отмечают праздник – международный день Матери- Земли. Целью проведения Дня Земли является превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образо...

«Украсим землю» к празднику «День земли»

laquo;Украсим землю» к празднику «День земли»...

Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха

Конспект  занятия в средней группе.    Познание (познавательно-исследовательская деятельность)   ...

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

НОД День Земли. Недра земли.

Цель:Формировать  познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.Задачи:Формировать знания об образовании полезных ископаемых.Расшири...