Программа саморазвития воспитателя детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Представляю вашему вниманию программу саморазвития воспитателя: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_starshaya_gruppa.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № »
План саморазвития воспитателя старшей группы
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»
2020г
Тема программы профессионального саморазвития:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»
Цель:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Систематизирование работы по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
-Выявить особенности развития творческих способностей детей.
-Способствовать развитию интереса к пластилинографии.
-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
-Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.
Актуальность выбранной темы:
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении явления - развитие детского творчества.
Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения.
Для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В нашей группе рисование пластилином-именно то, что позволит полностью раскрыться потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя. Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
Пластилинография- это один из относительно «свежих» видов изобразительной деятельности. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н. Давыдова).
Работу по формированию навыков пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.
1. Подготовительный:
Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; освоить навыки работы на ограниченном пространстве.
2. Основной:
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов, задействовать вспомогательные предметы для придания выразительности работам.
3. Итоговый:
Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать эскиз для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.
Запланированные мероприятия по работе над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
-Посещение ООД воспитателей, специалистов ДОУ.
-Посещение педсоветов, семинаров, конференций.
-Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов). Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей. Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?» Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества. | Познакомится с интернет - ресурсами, пособиям Г.Н. Давыдовой. Создание копилки занятий в электронной форме. Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка - дошкольника). | |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). | Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования | |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы с детьми). Оформление информационного наглядного материала в родительском уголке. Результаты анкетирования родителей. | Консультация для родителей «Волшебный пластилин». Информационный стенд: «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии». Выставка совместных работ (дети + родители) «Мастерская пластилина». Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка). Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей. | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Выступление с докладом на педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию». Показ открытого занятия. |
Перспективный план по самообразованию
Тема | Месяц | Задачи |
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии. | ||
«Букет из листьев» | Сентябрь | Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники - прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы. |
«Осенний натюрморт» «Ваза для мамы» | Октябрь Ноябрь | Закрепить знания о натюрморте, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике пластилинографии (прямой, многослойной, модульной). Продолжать развивать способность использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности. Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другми видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких. |
«Снегурочка» | Декабрь | Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения-прямую, контурную, модельную пластилинографию. |
«Снегири на ветке» | Январь | Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе. |
«Папин кораблик» | Февраль | Закреплять умения и навыки в работе с пластилином побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу. |
«Матрешки» | Март | Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике обратной пластилинографии. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
«Ракета» | Апрель | Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей. |
«Открытка к Дню победы» | Май | Продлжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам ВОВ. |
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
2.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр «Сфера» 2001 г.
3.Головчиц Л.А. «Воспитание детей» 2004г.
4.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Москва 2000 г.
5.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г.
6.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.
7.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)
Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...
Рабочая программа воспитателя детей старшего дошкольного возраста. Доклад
Рабочая программа воспитателя является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в МАДОУ «Детский сад №57» призвана помочь всем участникам обр...