Рабочая программа воспитателя детей старшего дошкольного возраста. Доклад
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа воспитателя является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в МАДОУ «Детский сад №57» призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-soobshchenie_velichkina.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57»
Рабочая программа воспитателя детей старшего дошкольного возраста.
Доклад
Исполнитель:
Величкина Ирина Сергеевна, воспитатель,
Кемерово 2022
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).
Рабочая программа воспитателя является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в МАДОУ «Детский сад №57» призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Цель программы: формирование общей культуры, поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшей группы средствами игры и всех форм познавательной деятельности.
Задачи программы:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей старшей группы, формирование ценности здорового образа жизни;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального положения;
- Создание благоприятных условий развития детей старшей группы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности детей подготовительной группы, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей подготовительной группы;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Дошкольное образовательное учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых в реализации программы.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.
7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
9. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
Подходы к формированию Программы следующие:
1. Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.
2. Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Для развития личности создаются условия для саморазвития задатков и творческого потенциала.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности, заключающаяся в выборе и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
4. Индивидуальный подход заключается в поддержки индивидуальных особенностей каждого ребенка.
5. Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.
6. Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
7. Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру и этнические особенности.
Характеристики от 5 до 6 лет.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство. Более совершенной становится крупная моторика. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Словарь активно пополняется. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики. Строят игровые и деловые диалоги. Круг чтения ребёнка5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными.
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное. Конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Нормативная база:
Наименование | Автор | Год издания |
Основная образовательная программа дошкольного образования | Коллектив МАДОУ «Детский сад № 57» | 2016 |
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. | 2016 |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | 2012 | |
Парциальная программа «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 7 лет» | Микляева, Н. В., Микляева, А. Г., Ахтян, Ю.В. | 2009 |
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
Парциальная программа «Развитие речи детей 6-7 лет» | Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. | 2011 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» | Лыкова, И.А. | 2011 |
Парциальная программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» | Каплунова, И. А., Новоскольцева, И. | 2014 |
Парциальная программа «Кукляндия» | Родина, М. И., Буренина, А. И. | 2008 |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
Парциальная программа «Здоровье» | Алямовская, В. Г. | 2014 |
Содержание
I. Целевой раздел…………………………………………………………….. | 4 |
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………… | 4 |
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы воспитателя старшей группы…………………………………………… | 4 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитателя старшей группы ……………………………. | 6 |
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы воспитателя старшей группы характеристики………… | 9 |
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы воспитателя старшей группы ………………………………………… | 10 |
II. Содержательный раздел…………………………………………………. | 12 |
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)………………………. | 12 |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателя старшей группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников……………… | 43 |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………… | 55 |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы …………….. | 62 |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………….................... | 67 |
2.6. Иные характеристики содержания рабочей программы воспитателя старшей группы ………………………………………… | 71 |
III. Организационный раздел……………………………………………….. | 72 |
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы воспитателя старшей группы …………………………… | 72 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………………………………….. | 74 |
3.3. Режим дня…………………………………………………….……………. | 78 |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…….. | 82 |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………… | 83 |
Приложения………………………………………………………………….. | 87 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )
Содержание I.Целевой раздел:1. Пояснительная записка2. Принципы и подходы к формирован...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет» по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет»...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности 3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...
рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками ко...