Моя педагогическая находка "Кейс - технологии"
презентация к уроку (старшая группа)

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками»

Цель: знакомство с кейс - технологией педагогов ДОО.

Задачи:

  • расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;
  • повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу

План проведения:

  1. Приветствие. Упражнение «Снежинка».
  2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.
  3. Знакомство с понятием кейс-технология.
  4. Особенности работы с кейсом.
  5. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

                                          Ход работы.

  1. Приветствие.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Упражнение «Снежинка».

У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы. Любое мероприятие, проводимое с педагогами, родителями, коллегами можно сделать интересным и содержательным, используя интерактивные игры. В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. 

3. Знакомство с понятием кейс-технология.

Кейс-технология(стадии)-– современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Под ситуацией (кейсом) понимается описание какой-либо конкретной ситуации в группе, например, в непосредственной образовательной деятельности, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Метод «Кейс-стади» был применен впервые в 1924 году в Гарвардском университете.  Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

В) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются по разным признакам и параметрам.

Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
  • Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
  • Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).

 

4. Особенности работы с кейс-технологией.

 

Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
  • текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Первый этап: подготовительный.

Дети знакомятся с ситуацией (фотографией). Создается положительное отношение к ситуации.

На втором этапе, дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе, педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Педагог вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

5.  Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.

 

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.

Шаг 1. Знакомство с ситуацией. Требования к случаю: должен быть основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Краткое описание - только факты - основных этапов развития событий и действий действующих лиц.

Шаг 2.Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:

6.  Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение: «Подарок»

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Вывод.

Можно сделать вывод:

Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

Список используемой литературы и электронных источников:

  1. Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
  2. Материалы педагогического медианара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
  3. Кораблева А.С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015.
  4. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев.: Центр инноваций и развития, 2002.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_urkarahskaya_nachalnaya.pptx965.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Уркарахская начальная школа-детский сад им.Рамазанова Р.С. «Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.» Подготовила: Яхъяева Заира Магомедовна

Слайд 2

Цель кейс технологии -Знакомство с кейс - технологиями - Развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией . Задачи - расширять знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении Создавать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов ДОУ Повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса

Слайд 3

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу . Актуальна: потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные си туации.

Слайд 4

Кейс - от латинского «casus» - запутанный, необычный случай ; от английского «case» - портфель, чемоданчик. Это игровая педагогическая технология, способствует решению определенных задач, для достижения какой-либо цели. Что должен содержать в себе кейс: Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения ; Вспомогательную информацию; Задание ;

Слайд 5

Виды кейс – технологии : Фото – кейс Кейс – иллюстрации Анализ конкретных ситуаций Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Слайд 6

В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 7

Фото-кейс «Случай во время обеда» Цель: формирование культуры поведения за столом Текст Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разложила еду по тарелкам. Все стали обедать, только Руслан сидел грустный. Оказалось, что у него испачкались руки . Вопросы Что произошло? Почему у Руслана испачкались руки? Как поступить в этой ситуации

Слайд 8

Фото -кейс “Небрежное обращение с книгой»

Слайд 9

Фото -кейс “Небрежное обращение с книгой» Цель : Развивать потребность бережного отношения к книгам, умение находить способы бережного отношения с ними. Текст : За столом дети сидели и рассматривали иллюстрации. У Арины книга закончилась, и она потянулась за книгой которой увлеченно рассматривала Алан. Дети не поделили книгу , они стали ее тянуть каждаый в свою сторону. Во время спора книга была порвана. Вопросы: • Что произошло? • Как такое могло случиться? • Почему не поделили книгу? • Как исправить ситуацию?

Слайд 10

Использование "фото-кейсов" на практике Обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений. Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной.деятельности,социально-каммуникативного развития дошкольника.

Слайд 11

Технология «Фото-кейс» применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника. Предлагаю вашему вниманию кейс – иллюстрации «Что сначала, что потом» (Сказка « Заюшкина избушка») Цель: расположение картинок в порядке развития сюжета; формирование и развитие связной речи. Вопросы и задания детям: - Распределите картинки в порядке развития сюжета в сказке; - Что было сначала до этой картинки? - Что было потом?

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у воспитателя и воспитанников. «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух.» В. Гумбольдт

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические здоровьесберегающие технологии.

В статье   подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Обусловлена эта актуальность тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическ...

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.

Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...

Эссе "Педагогические инновационные технологии"

Как  добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Что является показателем активной мыслительной д...

Педагогический обзор «Технологии нетрадиционных по форме педагогических советов в ДОО»

В материале представлена информация о проведении педагогических советов в нетрадиционной форме. Показан:- краткий обзор о видах педсоветов,- компетенции педсоветов,- контрль за ходом педсовета....

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...