Проект "Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Решение данной проблемы неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников, который в ФГОС ДО определяется как главный механизм развития ребенка.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_eksperiment_1.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130 ____________/В.Г. Александрова Пр. № _______от « » _________ 2022 г. |
ПРОЕКТ
на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Руководитель: Воробьева Ольга Александровна Педагог-психолог |
г. Калининград, 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | ПРОЕКТ «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» |
Вид проекта | Практико – ориентированный |
Разработчик Проекта | Руководители: Воробьева Ольга Александровна Педагог-психолог |
Основные исполнители Проекта (участники проекта) | Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 130 Воспитанники подготовительной группы №2 Родители Педагоги |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Развитие познавательной активности и психических процессов у старших дошкольников в процессе экспериментирования. |
Основные задачи проекта | - Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, определит понятие «эксперимент», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»; - Развивать познавательный интерес при помощи экспериментирования; - Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка; - Учить играть самостоятельно, проявляя инициативу в игре; - Расширить знания родителей о экспериментировании и научить применять их в игре с детьми в домашних условиях; -Обогатить предметно-развивающую среду; -Проанализировать и обобщить результаты, эффективность применения экспериментирования для развития познавательной активности детей. |
Гипотеза проекта | Если целенаправленно и систематически использовать экспериментальную деятельность в работе, то можно повысить уровень познавательной активности и развить психические процессы у дошкольников. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | Для педагогов: установить доверительные и партнёрские отношения. Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования. Для родителей: сформировать у родителей интерес к развитию познавательной активности детей в домашних условиях. Для детей: - Повысить познавательный интерес; - Развить потребность и желание приобретать новые знания; -Сформировать умение соблюдать правила игр. |
Критерии эффективности проекта | Организуя экспериментальную деятельность, педагог обеспечивает всестороннее развитие детей и формирует потребность в познании. Проект поможет обобщить и проанализировать результаты работы, увидеть эффективность применения эксперимента в развитии психических процессов и формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. |
Основные принципы проекта | Проект построен на общепринятых педагогических принципах: - Системность и последовательность. - Доступности и индивидуализации. - Гуманизации. - Творческой направленности. - Наглядности. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Педагог-психолог Воробьева Ольга Александровна
Разработку проекта ««Экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
с 01.10.2022 – 31.03.2023 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н. Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Актуальность проекта
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Решение данной проблемы неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников, который в ФГОС ДО определяется как главный механизм развития ребенка.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности
Современные исследователи выделяют метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста как эффективное средство развития познавательной активности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению Калиниченко С. А, оказалось детское экспериментирование.
Таким образом: проблема развития познавательной активности у детей посредством экспериментирования является актуальной, так как привлекать детей к осмысленной деятельности, в результате которой они самостоятельно открывали бы для себя свойства предметов и явлений, сравнивали бы, строили гипотезу и предположения, т. е. делали для себя открытие, очень важно. Именно опыты и эксперименты вызывают у дошкольников бурное проявление эмоций, а это значит, что они пропускают через себя информацию, которая сохранится у них на очень длительное время и станет основой для дальнейших более глубоких знаний.
Новизна проекта
Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Огромное любопытство и интерес детей неиссякаем. Им интересно все, и особенно то, что маленькие «почемучки» ежедневно задают множество вопросов. Познавая мир, ребенок должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущаемого. И в наших силах показать детям «инструмент» для познания мира, где они через собственную исследовательскую опытно- экспериментальную деятельность получат ответы на свои вопросы. А знания, добытые самостоятельно и еще сопровождаемые эмоциями в момент собственных открытий, всегда будут осознанными и наиболее прочными.
Цель и задачи проекта:
Развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, определит понятие «эксперимент», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
- Развивать познавательный интерес при помощи экспериментирования;
- Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка;
- Учить играть самостоятельно, проявляя инициативу в игре;
- Расширять знания родителей о экспериментировании и научить применять их в игре с детьми в домашних условиях;
-Обогатить предметно-развивающую среду;
-Проанализировать и обобщить результаты, эффективность применения экспериментирования для развития познавательной активности детей.
Участники проекта: педагог-психолог, родители, воспитатели, дети.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов: установить доверительные и партнёрские отношения. Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования.
Для родителей: сформировать у родителей интерес к развитию познавательной активности детей в домашних условиях.
Для детей:
Расширение у детей представлений об окружающем мире;
- Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;
Срок проекта: долгосрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).
Тип проекта:
практико – ориентированный
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы проекта и ответственные:
Этапы проекта | Содержание | Ответственные |
Подготовительный |
- Составление календарного плана. - Составление анкет для родителей. - Разработка консультации для родителей:
- Составление алгоритмов выполнения опытов (схемы) | Педагог-психолог |
Основной | ||
Анкетирование родителей «Познавательное развитие дошкольника»Проведение мониторинга развития познавательной активности по методикам: - «Маленький исследователь» - Анкета на ребенка «Изучение познавательных интересов» Беседа с детьми о безопасности при проведении опытов и экспериментов
Проведение экспериментов с детьми: - «Вулкан» -«Волшебные магниты» - «Чем пахнет вода» - «Какую форму примет вода» - «Замерзшая вода» - «Чего боятся микробы» - «Опыты с мелом» - «Дождевые облака»
| Педагог-психолог воспитатель
Педагог-психолог воспитатель Педагог-психолог воспитатель Педагог-психолог
| |
Чтение стихотворений о воде, воздухе. | педагог-психолог родители
| |
Заключительный | Заполнение карт наблюдения за степенью овладения детьми экспериментальной деятельностью Картотека по видам экспериментирования Изготовление Лэпбука по экспериментированию. | Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог Родители Воспитатель |
Календарный план проекта
Сроки | Мероприятие | Участники | Ответственные |
1 неделя октября | Подготовительный этап | Педагог-психолог | |
Разработка проекта | |||
2 неделя октября | Составление календарного плана | Педагог-психолог | |
3 неделя октября | Разработка консультации для родителей
| родители | Педагог-психолог |
4 неделя октября | - Составление анкет для родителей. - Составление алгоритмов выполнения опытов (схемы) | Родители, дети | Педагог-психолог |
1неделя ноября | Анкетирование родителей «Познавательное развитие дошкольника» | Родители | Педагог-психолог Воспитатель Матеи Н.Н |
1-3 неделя ноября | Проведение мониторинга развития познавательной активности по методикам: - Анкета на ребенка «Изучение познавательных интересов» | Дети | Педагог-психолог Воспитатель Матеич Н.Н. |
4 неделя ноября | Беседа с детьми о безопасности при проведении опытов и экспериментовКонсультация для родителей "Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Дети Родители | Педагог-психолог |
1 неделя декабря | Проведение эксперимента «Вулкан» | Дети | Педагог-психолог |
2 неделя декабря | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности у детей» | Родители | Педагог-психолог |
3-4 неделя декабря
| Проведение эксперимента «Волшебные магниты»» | Дети | Педагог-психолог Воспитатель Матеич Н.Н. |
2 неделя января | Беседа с детьми «Круговорот воды в природе» | Дети | Воспитатель Матеич Н.Н. |
3 неделя января | Проведение эксперимента«Чем пахнет вода» «Какую форму примет вода» |
Родители | Педагог-психолог
|
4 неделя января | Проведение эксперимента «Замерзшая вода»» |
Дети | Педагог-психолог |
1 неделя февраля | Опыты с мелом «Исчезающий мелок» | Дети | Педагог-психолог |
2 неделя февраля | Составление картотеки опытов и экспериментов | Педагог-психолог | |
3 неделя февраля | Составление схем опытов | Педагог-психолог | |
4 неделя февраля | Опыт с водой «Дождевые облака» | Дети | Педагог-психолог |
1 неделя марта | Чтение стихотворений и загадок о воде и воздухе | дети | Педагог-психолог |
2 неделя марта | Заполнение карт наблюдения за степенью овладения детьми экспериментальной деятельностью | Дети | Воспитатель Матеич Н.Н. |
3 неделя марта | Проведение повторного мониторинга развития познавательной активности по методикам: - Анкета на ребенка «Изучение познавательных интересов» | Дети | Педагог-психолог Воспитатель Матеич Н.Н. |
3-4 неделя марта | Картотека по видам экспериментирования Изготовление Лэпбука по экспериментированию. | Родители | Педагог-психолог Воспитатель Матеич Н.Н. |
Список литературы:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Курсовая работа по профилю "Дошкольное образование"...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...
Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...
«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...
Занимательный математический материал как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В статье описаны дидактические игры по ФЭМП....