Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте.
статья (подготовительная группа)
статья по теме "Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_gotovyy.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»
"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М. Пришвин)
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственно-патриотического воспитания. Воспитание патриота сложный процесс. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Мы, педагоги детского сада, прививая любовь к родному краю, можем взрастить патриотов страны.
Учитывая актуальность эколого - патриотического воспитания через дошкольников, мы начали свою работу с систематизации знаний о родном крае, продумывали и рассказывали то, что характерно для нашего микрорайона, города, показывали связь малой родины со всей страной. Во всех видах деятельности учили детей не причинять зла и страдания живым существам, рассказывали, как правильно о них заботиться.
При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения на природе. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями. Кроме того, природоведческие знания интегрируются: - в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников); - в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий); - в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.) В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся: - познавательные беседы « Иркутск – мой край родной », - прослушивание песен о родном городе, о природе, чтение стихов, - изготовление фото альбома «Природа моего края», - знакомство с флагом, гербом и гимном родного города и России. Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и проводятся беседы, рисуют рисунки, которые обобщают эти наблюдения. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения , которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда: Групповой уголок природы- включающий в себя комнатные растения, и оборудование для ухода за растениями и зону коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические карты, макеты; минилаборатория - оборудованная материалами для детского экспериментирования; полочка «умных книг» - где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми; экологический музей «Зеленая планета»- где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей; Нами выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов. Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, её многообразие зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.
При формировании экологических знаний у детей мы придаем большое значение исследовательской деятельности – проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной –молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках.
Формирование эколого - патриотических чувств, проходит эффективнее, если привлекать к этой работе семью. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Так вместе с родителями ежегодно проводятся такие мероприятия, как:
– акции «Убери планету», «Уютный дом для скворца», «Накормим пернатых» (изготовление и размещение скворечников и кормушек);
– операция «Росток» (посадка деревьев, кустарников, цветов, «Напои растения» (уход за растениями);
– конкурсы «Лучшая клумба», «Чудеса на грядке», «Дары природы» и др.
Наряду с совместным участием в проектах, акциях по охране природы, наш детский сад учавствует в международной программе «Эко-школа, зеленый флаг», где работа велась по сохранению экологии нашего края. В завершении этого проекта все получили сертификаты и флаг данной программы.
Таким образом, воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...
Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...
Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».
Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....
Родительское собрание по экологическому воспитанию и опытно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.Задачи:1....
Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка....
Доклад на тему «Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»
Важным направлением развития ребенка в детском саду является его духовно-нравственное воспитание и развитие.Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном ...